Откуда в Индии появились касты?

Отвечает Леонид Алаев
доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН

Социальное расслоение характерно для многих стран, но только в Индии касты образуют систему, охватывающую всех индийцев. Принадлежать к той или иной касте — значит иметь отличия в традиционных занятиях, обрядах, особенностях языка. А главное — это иерархия, которая ограничивает общение с другими подобными группами. Например, возможность заключения брака за пределами группы исключена.

Театральная труппа в одеяниях представителей разных каст. Бомбей, середина XIX века

Существует несколько теорий, объясняющих возникновение каст.

В древних священных книгах все объясняется легендой, согласно которой варны созданы богами из тела первочеловека Пуруши: брахманы — из его уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из ступней. Члены разных варн, а в дальнейшем — разных джати («каста» на санскрите) вступали в смешанные браки, отсюда — многообразие каст. В результате развилось представление о том, что разные касты имеют разную степень ритуальной чистоты. Следовательно, кто-то от кого-то может принимать воду и пищу, а кто-то — нет, с кем-то необходимо ограничивать общение, наконец, к некоторым нельзя прикасаться или позволять прикасаться к тебе. (Ранее «Моя Планета» рассказывала о том, как живет индийская служанка из касты неприкасаемых.)

Научная версия говорит о том, что индоевропейские по языку племена уже на своей прародине, в причерноморских и прикаспийских степях, имели социальное деление: жрецы (маги), воины и земледельцы. Его они и принесли на занятую территорию современного Ирана и Южной Азии.

В Иране такие социальные группы назывались «пиштра», а в Индии — «варна». Оба термина означают «цвет». Так индийские варны и стали ассоциироваться с цветом: брахманы (жрецы) — с белым, кшатрии (воины) — с красным, вайшьи (простолюдины) — с желтым. Появилась и четвертая варна — шудры, доля которых, если судить по священным книгам, была в том, чтобы прислуживать трем более «чистым» варнам. Им был присвоен черный цвет.

Правда, четыре варны прослеживаются не везде. Так, в Южной Индии практически нет кшатриев, а касты торговцев занимают социальное положение ниже веллалов, которых причисляют к шудрам. В штате Махараштра вовсе установилась двухварновая система: брахманы и шудры, а также неприкасаемые.

Широко распространено заблуждение, что касты появились в результате раздробления первоначальных варн. Однако варны и касты — понятия разного уровня. Первые — порождение первобытной мифологии, вторые — реальные социальные группы. Варны брахманов и кшатриев не раздробились на касты, а сложились из разных общностей (брахманы — из жреческих, кшатрии — из воинствующих). А третья варна — виш, или вайшья, — понималась в древности как основная часть соплеменников. Им предписывалось заниматься земледелием, скотоводством и торговлей. Однако со Средних веков вайшьями считаются только торговцы и ростовщики. Наконец, еще в древности создался пласт людей, находящихся в разной степени подчиненности. Труд земледельца и скотовода стал рассматриваться как ритуально загрязняющий, и людей, которые трудятся в чужих хозяйствах, относили к шудрам.

Труд земледельца и скотовода стал рассматриваться как ритуально загрязняющий.

Считается также, что кастовую систему укрепили британцы. Деление на сословия было и до них, и дочка брахмана не могла выйти замуж за вайшью, но и на Руси дочь купца не вышла бы за крепостного. В период колонизации Индии в XIX веке британцы решили провести перепись населения и узаконили касты.

Несомненно одно: система каст возникла и развивалась как оформление общественного разделения труда. Однако экономическими факторами ее появление все же не объяснить. Многие касты не отличаются друг от друга по основному занятию или специальности. А некоторым, упоминаемым в древних книгах, вообще никакой специальности не предписывается.

© Omer N Raja

Правила общения между кастами очень противоречивы и соблюдаются не всегда. «Теоретическим» подкреплением запретов является учение о ритуальной чистоте. На основе нее ученые не раз пытались выстроить логически обоснованную систему каст, но пока это никому не удалось. Тем более что жесткость кастовой системы — один из мифов, окутывающих Индию. Касты разделяются, сливаются, повышают свой статус, захватывая власть в какой-то местности, указом, путем имитирования образа жизни высоких каст или другими способами.

В настоящее время, в условиях демократии, касты не отменены и не запрещены, но дискриминация осуждается. Более того, недопущение неприкасаемых в храм или к деревенскому колодцу — уголовное преступление. Напротив, им предоставляются привилегии на выборах депутатов всех уровней, в занятии должностей в администрации, при поступлении в университеты. И каким будет индийское общество через сотню лет, неизвестно.

Оставить комментарий
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.