Загадки истории: тайны святых Петра и Февронии Муромских

Почему князь с княгиней были бездетны, за что правительницу ненавидели бояре и где вообще грань между правдой и вымыслом.

8 июля Россия отмечает День семьи, любви и верности. Этот праздник, учрежденный в 2008 году, связан с именами двух святых: Петра, муромского князя, пораженного страшной проказой после победы над коварным змеем, и Февронии, простой крестьянской девушки из рязанской деревни Ласково. Их встреча дала жизнь легенде о вечной любви, способной преодолеть сословные преграды, клевету, изгнание и даже смерть.

Они умерли в один день и час — 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года, и даже после смерти их тела чудесным образом соединились в одном гробу, вопреки воле тех, кто хотел их разлучить.

Сегодня мощи святых покоятся в Муроме, в Свято-Троицком монастыре, а ромашка, полевой цветок, символизирующий чистоту и нежность, стала официальным символом праздника семьи. Но так ли проста эта история?

Загадка 1: это был брак по расчету или любовь с первого взгляда

брак петра и февронии
Фото: Wikipedia.org
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — памятник древнерусской агиографической литературы, созданный в конце 1540-х годов Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий, свидетельствует: вернувшись в Муром, Петр искренне полюбил Февронию «за ее благочестие, мудрость и доброту»

На первый взгляд, начало отношений больше похоже на договор, чем на романтическое чувство. Феврония, обладая прозорливостью, ставит князю условие: исцеление в обмен на брак. Петр, отчаявшийся и измученный болезнью, дает обещание. Но, едва избавившись от струпьев (кроме одного, оставленного Февронией умышленно), пытается откупиться дарами, нарушая слово. Гордыня князя не позволяет ему сразу принять жену из низов. Лишь когда болезнь возвращается с новой силой, он смиряется и ведет Февронию под венец.

Где же здесь место для любви? Возможно, ключ кроется в том, что было после.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — памятник древнерусской агиографической литературы, созданный в конце 1540-х годов Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий, свидетельствует: вернувшись в Муром, Петр искренне полюбил Февронию «за ее благочестие, мудрость и доброту». Их совместная жизнь, полная взаимоуважения и поддержки, особенно в годы изгнания, когда Феврония самоотверженно утешала и укрепляла мужа, говорит о том, что истинная любовь пришла не с первого взгляда. Она выросла из испытаний, верности данному слову и узнавания друг друга.

Загадка 2: почему мудрую правительницу ненавидели бояре

Бояре
Фото: akg / North Wind Picture Archive/EAST NEWS
Бояре боялись не просто крестьянки, они боялись ее ума и силы веры

Став княгиней, Феврония быстро показала себя не просто достойной спутницей князю, но мудрой соправительницей. Однако «боярские жены взбунтовались, не желая подчиняться крестьянке», а их мужья, подстрекаемые завистью и сословной спесью, потребовали от Петра: «Отпусти жену, оскорбляющую знатных барынь своим происхождением!». Но была ли причина лишь в ее простом рождении?

История с хлебными крошками, превращенными в ладан, или с закваской, которой Феврония посрамила жадных бояр, показывает ее необычайную прозорливость и хозяйственную сметку. Она была умнее и справедливее их, ее влияние на князя было благотворным, но непререкаемым. Бояре боялись не просто крестьянки, они боялись ее ума и силы веры.

Даже в изгнании Феврония проявляла мудрость. Когда один из спутников в лодке засмотрелся на нее, она кротко, но твердо наставила его: зачерпнув воды с разных бортов, спросила, где слаще. Услышав, что она одинакова, ответила: «И естество женское одинаково, так почему же ты, позабыв о своей жене, о чужой помышляешь?».

Загадка 3: как Феврония могла творить чудеса

Феврония
Фото: Wikipedia.org
Автор «Повести о Петре и Февронии Муромских» сплел народные предания с христианским посылом. Чудеса Февронии — не колдовство, а проявление мудрости и веры. Источник ее силы — не магия, а глубокая праведность, которая  проявлялась в удивительных деяниях

Образ Февронии окутан ореолом чудесного, граничащего с языческим миром сказки. Она понимает язык животных заяц послушно прыгает перед ней, пока она ткет. Она исцеляет загадочным образом, используя хлебную закваску. Она говорит иносказаниями, как древняя вещунья: «Плохо дому без ушей, а горнице без очей» (намекая на отсутствие в доме собаки и ребенка, которые могли бы предупредить о приходе гостя). Она творит чудеса благословляет обрубки деревьев, и к утру они становятся могучими деревьями с листвой. Но как это согласуется с ликом христианской святой?

Автор «Повести о Петре и Февронии Муромских» сплел народные предания с христианским посылом. Чудеса Февронии не колдовство, а проявление мудрости и веры. Источник ее силы не магия, а глубокая праведность, которая проявляется в таких удивительных деяниях. 

Загадка 4: почему святые покровители семьи бездетны

почему пара бездатная
Фото: Proshkin Aleksandr/Shutterstock/FOTODOM
Для средневекового сознания, сформированного церковью, высшей добродетелью супружества была не многодетность, а верность, взаимная любовь, единомыслие и совместное служение Богу

В традиционном понимании семья неразрывно связана с детьми. Но у Петра и Февронии их не было. Как же они стали главными покровителями семьи в России? Ответ кроется в смещении акцентов.

Для средневекового сознания, сформированного церковью, высшей добродетелью супружества была не многодетность, а верность, взаимная любовь, единомыслие и совместное служение Богу.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» постоянно подчеркивает неразлучность супругов, их готовность пожертвовать всем ради сохранения союза, их совместную молитву и милосердие к подданным. Их финал совместный монашеский постриг (под именами Давид и Евфросиния) и молитва о единой кончине.

Загадка 5: где кончается история и начинается легенда

правда и легенда
Фото: Medvedeva Oxana/Shutterstock/FOTODOM
Историки предполагают, что прототипами могли быть князь Давыд Юрьевич и его супруга, правившие в Муроме в XIII веке, но и это лишь версия

Летописные источники не знают князя Петра и княгиню Февронию Муромских. Нет и классического жития есть только «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная по заказу церковного собора 1547 года, канонизировавшего пару. Но сам текст был сочтен слишком сказочным для включения в официальные сборники житий. Сюжет полон фольклорных мотивов: борьба со змеем-искусителем, добыча волшебного меча, мудрая дева-целительница, говорящая загадками, посмертное чудо соединения.

Историки предполагают, что прототипами могли быть князь Давыд Юрьевич и его супруга, правившие в Муроме в XIII веке, но и это лишь версия. Однако история продолжает вдохновлять, напоминая, что верность, терпение и мудрость способны превратить даже самую непростую историю в легенду о вечной любви.

Читайте «Мою Планету» в Telegram