Почему заедает мелодия в голове?

Отвечает Юрий Израилевич Поляков, заведующий психиатрическим отделением клиники ИМЧ РАН, заслуженный врач России, кандидат медицинских наук:

«Речь идет о любопытном переживании — кратковременном сбое эмоциональной памяти.

Вы сосредоточились на какой-то мысли или, может, действии, предстоящем событии. И тут в окружающее пространство ворвалась мелодия. Если у вас она с чем-то проассоциировалась и вы на ней вольно или невольно заострили внимание, то вам обеспечен "мозговой плеер". У большинства из нас мелодия застрянет на доли минуты, у других может и на часы. Замечу, что в моей практике страдающие от навязчивых музыкальных фобий встречались редко, чаще – со страхом "грязных рук", заражения микробами или отравления, опасности пожара.

Продолжим. Коротко о механизме.

В регуляции эмоций, памяти и сна участвует система, включающая в себя сразу несколько структур головного мозга, — лимбическая. Работу мозга определяют электрические импульсы. Схематично говоря, если импульсы передают сигналы от нейрона к нейрону, от структуры к структуре в стандартном режиме, то система работает гармонично. Вдруг в какой-то момент импульс не "вышел" из структуры, а остался внутри и побежал по кругу — круг замкнулся. В итоге мы имеем определенное повторяющееся независимо от воли человека состояние (навязчивое состояние), которое возбуждает, — например, это "застрявшая" мелодия. Если человек здоров, то через короткий промежуток времени лимбическая система, обеспечивающая необходимое приспособление к окружающей среде, саморегулируется, возвращается к нормальному режиму работы и навязчивое состояние уйдет.

Скажем так, "пофигист" может и не заметить эмоционального сбоя, у адекватного появится легкое удивление и любопытство. У человека с тревожно-мнительным характером преодоление сбоя любого происхождения, в том числе застрявшей в мозгу мелодии, займет некоторое время. Как правило, человек знает (или догадывается) об особенностях и тонкостях своей психики. Он живет с этим, легко мирится, несколько чаще обычного перепроверяет собственные действия, дает себе возможность успокоиться и, что самое главное, переключает внимание на другие проблемы.

Да, в случае застрявшей мелодии главное — отвлечься, эмоционально перенаправиться. Именно отвлечься, а не пытаться рационально переубедить себя и решить, как же прекратить сие действо. Одну доминанту нужно сменить другой — одно эмоциональное погружение заместить другим: заняться значимым или любимым делом. Еще как вариант, переключиться на насущные проблемы».

Комментарии
Илья Tованчев
28 марта 2016, в 12:26

Ладно если любимая песня, а то заедает обычно какой-нибудь маразм).

Светлана Чанилова
29 марта 2016, в 22:56

?А у меня был период - прицепился эпизод из "Ликвидации", и хоть тресни! А потом на работе случилось  чп, и куда все делось)

Eduard Samitov
31 марта 2016, в 20:50

поддерживаю, у меня чаще всего в башке вертится именно песня, которая даже в плане стиля музыки не нравится, не говоря уж про исполнителей )) Закон подлости работает и тут :))

Светлана Чанилова
1 апреля 2016, в 15:26

? ага) и тут тоже))

Алексей Зима
28 марта 2016, в 15:34

в западной литературе сие явление неоднократно "канонизировано"
видимо самым первым был МаркТвен с рассказом "Режьте, братцы, режьте!"
про навязчивую песенку кондуктора
далее
как всякая идея, которая может "захватывать умы", а значит потенциально может принести доход, встречается в американской опять-же фантастике 60-х годов.
У двух или может у трёх разных авторов я читал об неких "отделах в рекламных конторах", а то и целых больших компаниях, которые за деньги выдают "навязчивые песенки" на потребу клиента, который вдруг возжелал таким образом раскрутить свой товар или идею
В одном из рассказов даже с фашистами предлагалось таким образом бороться - "внедрив" им голову дурацкий мотивчик с не вполне грамотной немецкой фразой, которая, "колом засев в голове" у солдата вермахта будет мешать ему целиться - как показали "исследования" - падает скорость реакции...
Главная беда - имён авторов и названий рассказов за давностью лет - увы.

Алексей Зима
28 марта 2016, в 15:36

Единственное припоминается: АльфредБестер- в романе "Человек без лица" убийца заказывает такую песенку, чтобы попытаться обмануть полицейских телепатов

"...Три, два, раз...
А ну еще!
Три, четыре - Горячо!
Ах ты, камбала, Не вобла,
Смотри в оба! Смотри в оба!
И когда сказал "четыре",
Получил синяк под глаз...
Три, четыре... Три, два, раз!
- О господи! - воскликнул Рич.
- У меня тут есть неплохие находки, - говорила Даффи, продолжая играть. - Заметили вы этот такт после слов "Смотри в оба"? Это полукаденция. После слов "три, два, раз" такт снова повторяется. Это превращает и концовку в полукаденцию, и песню можно продолжать без конца. Такт как бы гонит вас по кругу. "Ах ты, камбала, не вобла, смотри в оба! Смотри в оба!" Тррам. "Ах ты, камбала, смотри в оба! Смотри..."
- Будет вам, чертенок! - Рич вскочил, зажав уши ладонями.- Что вы со мной сделали? Сколько продлится это наваждение?.."
- Не меньше месяца...

Алексей Зима
28 марта 2016, в 15:39

Из отечественных могу припомнить А.Лазарчука - у него в книжке "За право летать" один из чиновников спасается от ищейки-телепатки:
"...Коля, щурясь, оглядывался. Глаза никак не могли привыкнуть к свету.
Вдоль шеренги медленно прошли трое: белесоватая девица в тёмных очках на слишком длинном носу, она смотрела не в лица, а куда-то поверх, и при ней двое сухопарых ребятишек в форменных курточках Комитета.
Ничего не понимаю, подумал Коля и запустил снова:
"Я хочу тебя так, и хочу тебя так, и вот так, и вот так, и вот так!"
Девица покосилась на него, но пошла дальше..."
Нельзя было думать, ни о чём нельзя было думать, всё, что вы подумаете, может быть использовано против вас – девица с носом была телепаткой, паткой, сука, падла, как я ненавижу эту страну, и все прочие я тоже ненавижу, дрянь. Думать нельзя, даже шёпотом... спать, спать, спать... "Я хочу тебя так, и хочу тебя так, и вот так, и вот так, и вот так!"

Татьяша Самойленко
31 марта 2016, в 13:31

хотите верьте, хотите нет но мне в таких случаях всегда помогает Отче наш. Начинаешь читать - музыка или еще что -нибудь (особенно некоторая реклама) уходят. Велика сила молитвы.

Екатерина Масленникова
2 апреля 2016, в 12:37

а если у меня чуть ли не с детства постоянно в голове какие-то песенки играют, которые я слышала? они сменяют одни других, но никогда не успокаиваются

Светлана Чанилова
4 апреля 2016, в 17:56

Екатерина, может вам музыку надо писать? Без шуток

Владимир Кручинин
6 апреля 2016, в 05:50

Тема интересная, а статья тупая и не о чем. Автор жонглирует терминами и не более того. В комментариях на порядок больше информации. По образу и подобию таких песенок - приставалок, пишутся мантры или молитвы, образец одной из них, предложил автор выше.

Ольга Хлебникова
9 мая 2016, в 19:14

Бывает часто достают слова из песни "одуванчики, одуванчики, любят девочки, любят мальчики")))))) Это так сказать, издержки просмотренного когда-то сериала "Папины дочки". Уже давно не смотрю подобные сериалы, но эта песенка цепляется частенько. И не дай Бог мужу ее спеть, у него потом та же "болезнь" начинается. Короче друг друга подкалываем.?

Светлана Чанилова
9 мая 2016, в 23:26

???

Ирина Павлова
10 мая 2016, в 14:46

Молитва помогает, абсолютно точно

iulia kolesnik
5 января 2017, в 16:09

Че-та в комментах много слов..А статья интересная. Объясняет многое нам, не психологам. Хотя.. с песней по жизни интересней! Пусть прицепится какая-нибудь песня, чем переваривать кто что сказал..))

Светлана Чанилова
3 июля 2017, в 21:45

Да, как вы хорошо сказали!!. Лучше с песней по жизни, чем с навязчивым поносом слов)))

Светлана Чанилова
3 июля 2017, в 21:46

Рада Вам! Давно не видела вас здесь

Женя-Женя Иванова-ясен-пень
3 июля 2017, в 13:15

Обычно застревает не мелодия, а мотив со словами (что лично по мне так намного неприятнее). Если кому не нравится в стопицотый раз слушать, как в его голове его же собственным голосом повторяется, например  "Белые розы, белые розы, беззащитны шипы!",  может избавиться от навязчивой строчки, разрушив ее. А будучи разрушенной, она потеряет свою силу и оставит вас в покое. Разрушать можно с помощью молитвы, как тут писали (клин-клином, что называется), или с помощью другой песни (правда, тут вы рискуете получить взамен одной "мантры" другую). Самым же действенным способом для меня вот лично является перестановка слов в пропеваемом куске песни. Т.е, в случае с "Белыми розами" сознательно нужно пропеть несколько раз "Розы белые, розы белые, шипы беззащитны". Все, через пару минут покой вам в голове обеспечен. Можно менять местами и слоги в слове - главное постараться эту всю галиматью пропеть на тот же мотив несколько раз. Никому не нравится быть разрушенным, даже "ушн

Женя-Женя Иванова-ясен-пень
3 июля 2017, в 13:19

Никому не нравится быть разрушенным, даже "ушному червю")).

Оставить комментарий
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.