Покорение Южного полюса: документальные снимки экспедиции «Терра Нова» 1910–1913 годов
В 1910 году британский ученый Роберт Фалькон Скотт отправился в свою вторую экспедицию в Антарктиду. Цель была амбициозна: исследовать новые земли и добраться до Южного полюса — это еще не удавалось никому.
В то время как Северный полюс поделили между собой Фредерик Кук и Роберт Пири (об этой практически детективной истории «Моя Планета» уже писала), претендентов на первенство на юге было трое: британец Эрнест Шеклтон не дошел до полюса каких-то 180 км в 1907 году, а норвежец Руаль Амундсен выдвинулся в путь одновременно со Скоттом.
В январе 1911 года команда корабля Скотта «Терра Нова» совершила высадку на острове Росса, части ледяного континента к югу от Новой Зеландии. Здесь экспедиция выгрузила собак, лошадей, мотосани и детали сборной деревянной хижины 15 х 7,6 м. Для сохранения тепла ее стены были изолированы морской водорослью и обшиты стегаными одеялами. Крыша состояла из трех слоев досок, между которыми проложили резину и ту же морскую водоросль.
После создания лагеря участники экспедиции занялись исследованиями.
Первый офицер Виктор Кэмпбелл с еще шестью участниками экспедиции отплыл на «Терра Нове» на восток, надеясь провести научную работу на полуострове Короля Эдуарда VII (часть Земли Мэри Бэрд). Возвращаясь обратно, они с удивлением обнаружили в Китовой бухте команду Амундсена. Стороны обменялись любезностями, и Кэмпбелл поспешил к Скотту — сообщить, что соперник прибыл.
Конкуренты по «Югу» выбрали разные методы достижения цели. Амундсен сделал ставку на легких и мобильных собак, которых собирался есть на обратном пути, по мере облегчения саней. Скотт же планировал продвижение основательно: со складами по пути следования, груз на которые должны были доставить лошади.
Миссия Скотта столкнулась с осложнениями почти сразу. Партию задержали жестокие метели. Лошади оказались не приспособлены к тяжелым условиям, они слабели и погибали. Так, из миссии по подготовке хранилищ вернулось только два животных из восьми.
Между тем геологи исследовали окружающие районы и собирали образцы пород.
25 человек береговой партии обосновались в хижине с началом зимы (с апреля 1911 года), занимаясь научными исследованиями и развлекаясь случайным футболом. Скотт продолжал планировать поездку на полюс.
В середине зимы доктор Эдвард Уилсон с несколькими членами экспедиции отправился в 60-мильную экспедицию, чтобы добыть яйца императорских пингвинов. Им пришлось перенести ураганные ветра и морозы до -25 °С. Три яйца стали их добычей.
Пора было отправляться на полюс. С началом весны Скотт изложил свой план. Партия из 16 человек отправится через большой ледяной барьер вместе с мотосанями, лошадьми и собаками. Большая часть группы должна будет потом вернуться, а основная отправится дальше к полюсу.
Старт был дан 24 октября 1911 года. Мотосани сломались, не пройдя и 50 миль. План пришлось корректировать, теперь главный расчет был на собак. В особо тяжелых местах сани на себе тащили люди.
4 декабря партия вышла на дальний край большого ледяного барьера и начала штурмовать ледник Бирдмора. 20 декабря они достигли плато. Теперь только оно преграждало путь к полюсу.
3 января 1912 года собаки были отправлены обратно на базу. К полюсу, по выбору Скотта, кроме него двинулись еще четыре человека: доктор Эдвард Уилсон, капитан Лоуренс Отс, Генри Бауэрс и Эдгар Эванс.
16 января среди бесконечного белого пространства вокруг они что-то заметили: черный флаг развевался по курсу. Амундсен опередил их на месяц.
На следующий день Скотт и его спутники достигли Южного полюса и обнаружили лагерь, оставленный Амундсеном. «Великий Бог! Это страшное место, а нам и без того ужасно сознавать, что труды наши не увенчались завоеванием первенства. Конечно, прийти сюда тоже что-нибудь да значит, а ветер завтра может стать нашим другом! Теперь — рывок домой и отчаянная борьба за право доставить весть первыми. Не знаю, выдержим ли мы?» — записал Скотт в дневнике.
Исследователи повернули назад. Без особого труда они пересекли полярное плато, но путь через ледник забрал все оставшиеся силы. Сначала погиб Эванс. Это случилось 17 февраля. Оставшиеся четверо добрались до одного из промежуточных складов в надежде на встречу с собаками, но в лагерь за это время никто не приходил.
Обморожение и начавшаяся гангрена ног не позволяла Отсу передвигаться больше нескольких миль в день. 17 марта, в свой 32-й день рождения, он перестал чувствовать руки. Понимая, что задерживает группу, Отс, собрав остатки сил, выполз из палатки в ледяной ветер, сказав, что «возможно, вернется не скоро».
Скотт, Бауэрс и Уилсон слабели с каждым днем. 20 марта, всего в 11 милях от самого большого склада снабжения, они были остановлены жестокой метелью. Спустя неделю ничего не изменилось.
29 марта Скотт сделал последнюю запись в своем дневнике: «Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать еще. Ради бога, не оставьте наших близких!»
Члены экспедиции из стационарного лагеря совершали многочисленные поездки в склады снабжения в надежде найти полярную партию, но безрезультатно. Перезимовав, очередная поисковая партия отправилась в путь 29 октября. Менее чем через две недели они нашли тела Скотта, Уилсона и Бауэрса.
Итогом этой истории стала книга «Самое ужасное путешествие» Эпсли Черри-Гаррарда.
P. S. Хижина Скотта сохранилась. Первую половину XX века она провела в плену льда и снега, но в 1956 году была отрыта американскими исследователями. Все очень удивились, когда обнаружили ее практически в идеальном состоянии.
«Самое ужасное путешествие» в истории, несмотря ни на что, не было бесполезным. Именно в рамках этой экспедиции ученые провели самые масштабные исследования Антарктики.