Ответ: винный лейбл.
Когда в 1922 году археологи открыли гробницу Тутанхамона, помимо других артефактов, обнаружили в ней 26 амфор с вином. На каждой содержалась информация о годе урожая, регионе, виноделе и краткая оценка качества напитка. Вырезанные на глиняных сосудах сведения являлись прообразом современных винных лейблов. К слову, правил Тутанхамон примерно в 1332–1323 годах до н. э.
Маркировали амфоры и в Древней Персии, Древней Греции, Вавилоне. Это помогало разбираться, какой именно по вкусовым качествам напиток находится внутри. Но до привычных нам этикеток было далеко.
Виноделы стали помещать на этикетки изображения женщин, цветочные и фруктовые орнаменты, пейзажи, репродукции картин — все, что могло заинтересовать покупателей
В Средние века вино стали разливать по бутылкам: сначала глиняным, а с появлением дешевого стекла — стеклянным. К горлышку привязывался кусочек пергамента, содержащий краткие сведения о напитке. Часть историков считает, что автором первой подобной этикетки являлся монах-бенедиктинец Пьер Периньон. Другие утверждают, что наклеивать на бутылки специальные ярлыки начала Барба-Николь Клико-Понсарден, владелица компании «Вдова Клико». Несомненно одно — произошло это во Франции примерно в XVIII веке.
-
Старейшая этикетка вина урожая 1775 года, Rudesheimer Berg, Dilthey Sahl & Co
-
Фрагмент надписи на амфоре, датируемой 51 годом до н. э.: «Lun-Vet/A-III-R/X/M/Valeri Abinnerici / Cornelia» — «Вино собрано в убывающую луну сентября, трехлетней выдержки, красное, произведено мастером Валерием Абинеричи дома Корнелия»
-
Средневековые стеклянные винные бутылки без этикетки
-
Маркировка бутылок с помощью небольшой деревянной дощечки или свернутого пергамента, которые привязывают к шейке бутылки куском веревки
-
Одна из бутылок вина Николая II «Седьмое небо» из императорской коллекции в Массандре, Крым. Бутылка помечена личной печатью Николая II
В то же время в Германии была изобретена литография, что позволило печатать этикетки в массовых количествах. Они содержали название вина и год сбора винограда, что помогало покупателям выбрать напиток. Одна проблема — никак не привлекали внимание.
За продвижение товара в массы первыми взялись французские виноделы в конце XVIII — XIX веке. Это они стали помещать на этикетки изображения женщин, цветочные и фруктовые орнаменты, пейзажи, репродукции картин — все, что могло заинтересовать покупателей. Кстати, Анри де Тулуз-Лотрек считается первым художником, чьи работы появились на бутылках. Он умер молодым, в 36 лет, и мать в память о сыне стала размещать фрагменты его картин и эскизов на этикетках вина «Шато Мальроме» собственного производства. За ней идею подхватили Ротшильды. В разное время они заказывали рисунки у Жана Карлю, Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Марка Шагала, Василия Кандинского и других знаменитых художников.
-
Иллюстрации Альфонса Мухи для Moët & Chandon
-
Анри де Тулуз-Лотрек для Chateau Malrome. Владельцы компании до сих пор поддерживают традицию украшать бутылки репродукциями работ художника
-
Этикетки Chateau Mouton Rothschild Пабло Пикассо (слева) и Люсьена Фрейда (справа)
-
Этикетки Chateau Mouton Rothschild Марка Шагала (слева) и Георга Базелица (справа)
-
Современный дизайн этикеток разнообразен: это и классические винные сюжеты и композиции, и привычные гравюры с виноградниками, и типографика начала XIX века. Оформление этикеток испанского бренда Solano
-
Креативное решение для бренда «96». Всего было выпущено 96 коробок этого вина. Этот факт должен был найти отражение в дизайне. Было создано 96 разных иллюстраций. Причем рисовали вином
-
Современная дорогостоящая металлическая маркировка бутылки
Каждое винодельческое хозяйство стремилось выделиться. Поэтому в ход шла не только бумага. Изготавливались лейблы из металла, чаще всего бронзы, но иногда использовалось золото, серебро. Правда, работа над ними занимала больше времени, «этикетка» получалась малоинформативной, а за счет дороговизны материала бутылка тоже повышалась в цене. В настоящее время металлические лейблы по-прежнему встречаются, но производителям гораздо проще и дешевле состязаться в оригинальности дизайна на
бумаге.