Археологи воссоздали последние минуты семьи, запертой в доме при извержении Везувия
В доме Эллы и Фрикса в Помпеях археологи нашли следы отчаянной попытки выживания во время извержения Везувия. Новые данные, опубликованные в Journal degli scavi di Pompei, дают уникальное представление о последних минутах жителей города в 79 году н. э.
Одной из самых выразительных находок стала перекошенная кровать, которой, по-видимому, жильцы попытались заблокировать вход в спальню, чтобы защититься от вулканических камней (лапилли), проникших в дом через отверстие в крыше атриума. Этот импровизированный барьер сохранился в виде слепка: исследователи заполнили гипсом пустоты, образовавшиеся от разложения дерева в вулканическом пепле.
В том же помещении были найдены останки как минимум четырех человек, в том числе ребенка. У него обнаружили бронзовую буллу — защитный амулет, который в Древнем Риме носили мальчики до совершеннолетия. Это трагическое свидетельство того, что семья до последнего оставалась в доме, надеясь укрыться от катастрофы.
Дом Эллы и Фрикса, названный по фреске с изображением мифологических героев Фрикса и Геллы, расположен недалеко от Дома Леды и лебедя. Оба здания стали объектами новых раскопок после укрепления нераскопанных участков и проведения реставрационных работ.
Внутри здания сохранились атриум с бассейном для дождевой воды (имплювий), спальня (кубикулум), банкетный зал (триклиний) с богато украшенными стенами, а также помещение с крышей и отверстием, через которое, как предполагается, в дом попали первые фрагменты вулканических выбросов.
Кроме останков людей, были найдены амфоры с гарумом (популярным рыбным соусом), бронзовая посуда (ковш, ваза-корзина, кувшин и раковинообразная чаша), а также снятые пороги и следы строительных работ, что говорит о вероятном ремонте, проходившем в доме в момент извержения.
«Мы встретились с теми, кто пытался спастись, и с их последними действиями. Это не просто раскопки, это прикосновение к хрупкости человеческой жизни», — заявил директор археологического парка Помпеи Габриэль Цухтригель.
Он подчеркнул, что в небольшой, но изящно украшенной постройке команда нашла доказательства, что даже в момент катастрофы люди продолжали бороться за жизнь, блокируя дверь кроватью и ища спасения внутри.
Фреска, давшая дому имя, изображает трагическую сцену: Гелла, падающая в море, и ее брат Фрикс на спине золотого барана. Миф служил не только украшением, но и показателем статуса владельцев, поскольку в I веке н. э. подобные сюжеты воспринимались уже не как священные, а скорее как элементы культурного вкуса и престижа.
Раскопки в доме Эллы и Фрикса стали важным вкладом в понимание повседневной жизни и гибели жителей Помпей. Эти данные помогают глубже прочувствовать масштаб трагедии, в которой каждая мелочь — от детского амулета до перекошенной кровати — становится свидетельством человеческой драмы.