Древнее болото в Туве помогло понять, с чего началось скифское искусство

Возможно, звери символизировали силы, с которыми человек вступал в контакт во время обрядов и путешествий по степи.

Недавние раскопки на тувинском памятнике Туннуг-1 проливают свет на истоки загадочного искусства скифов — так называемого звериного стиля. Исследование под руководством доктора Тимура Садыкова, опубликованное в журнале Antiquity, показало: изначально эта традиция выросла не из роскоши и золота, а из практических предметов, связанных с конской упряжью и оружием.

Редкий памятник в сердце Евразии

Туннуг-1 расположен в болотистой долине реки Уюк, на юге Сибири. Место было известно археологам еще с 1980-х годов, но долго оставалось почти недоступным. Лишь современные технологии позволили исследователям начать раскопки и установить точную датировку — конец IX века до нашей эры.

Фото: Antiquity
Место проведения раскопок

Для археологов это поистине редкая находка.

«Туннуг-1 — чрезвычайно редкий, если не уникальный, памятник с точки зрения ритуальных жертвоприношений и архитектуры кургана. Мы очень осторожны, ведь у нас есть только один шанс раскрыть эту гробницу», — отмечает доктор Джино Каспари, участник экспедиции.

Простые материалы и сложный символизм

Фото: Antiquity
Артефакты овикапридов, промаркированные цифрами от 1 до 3. 1) костяное навершие из погребения; 2) костяное навершие; 3) бронзовое навершие из кластера 4

В отличие от знаменитых золотых украшений из более поздних скифских курганов, артефакты из Туннуга изготовлены в основном из кости и бронзы. Золото здесь встречается лишь как сопутствующий материал и не используется для создания звериных фигур.

Ученые выделили всего четыре основных мотива — баранов (или диких архаров), кошачьих, птиц и змей. Этот ограниченный набор резко контрастирует с изобилием звериных образов, появившихся позже, когда искусство скифов достигло своего расцвета.

Многие находки — это детали конской сбруи и оружия. Только два артефакта с изображением хищников украшали кинжалы, остальные служили утилитарным целям. Подобная простота указывает на зарождение художественной традиции, еще не отделённой от повседневной жизни кочевников.

Для археологов особенно важно, что этот памятник позволяет увидеть, как скифы воспринимали природу.

«Мы не имеем письменных источников того времени, поэтому каждое изображение становится ключом к их мировоззрению. Очевидно, дикие животные занимали центральное место в их представлениях о мире духов», — поясняет Каспари.

В погребениях практически нет изображений домашних животных, что говорит о том, что древние художники создавали образы существ, обитавших за пределами человеческого мира. Возможно, звери символизировали силы, с которыми человек вступал в контакт во время обрядов и путешествий по степи.

Как зарождалась «скифская триада»

В Туннуге-1 присутствуют все элементы того, что археологи называют «скифской триадой» — оружие, конская упряжь и звериные мотивы. Вместе они образуют фундамент материальной культуры ранних кочевников Евразии.

Исследователи предполагают, что разнообразие форм и сюжетов скифского искусства возникло позднее, когда в долине Уюка начали встречаться представители разных племен с собственными художественными и технологическими традициями. Общие погребальные ритуалы, вероятно, способствовали обмену идеями и превращению функциональных предметов в объекты искусства.

Новый взгляд на истоки кочевой цивилизации

Фото: Antiquity
Бронзовые изделия с изображением животных из семейства кошачьих

Сегодня археологи продолжают анализировать находки из Туннуга-1. Работа идет медленно: каждый фрагмент кости и бронзы тщательно изучается, фотографируется и сопоставляется с аналогами из других регионов степи.

«Сейчас мы сосредоточены на обработке уже собранных данных. Их анализ и публикация требуют времени, но впереди ещё много открытий», — говорит Каспари.

По словам исследователей, памятники Тувы, включая Аржан-1 и частично раскопанный Аржан-5, формируют уникальную группу — самое раннее свидетельство зарождения скифской культуры.

Почему это открытие важно

Туннуг-1 показывает, что скифское искусство родилось не как украшение богатых воинов, а как выражение связи человека с природой. В этих простых костяных и бронзовых фигурках просматривается начало традиции, которая позже охватила весь евразийский пояс — от Алтая до Причерноморья.

Открытие возвращает археологов к истокам цивилизации степей, к тому моменту, когда искусство и повседневность еще не разделялись, а каждое изображение животного несло смысл, выходящий за рамки ремесла.

Читайте «Мою Планету» в Telegram