Дороги в облаках: гид по 10 самым высоким мостам в мире

Подборка виадуков-рекордсменов.

Современные инженеры создают настоящие чудеса архитектуры, которые поражают не только масштабами, но и смелостью технических решений. Эти гиганты преодолевают глубокие ущелья и морские проливы, связывая города и целые регионы. Представляем топ-10 самых высоких мостов мира.

  1. Мост через Большой каньон Хуацзян
  2. Виадук Мийо
  3. Мост Чанаккале 1915
  4. Мост Пинтан
  5. Мост Хусутун
  6. Мост Султана Селима Явуза
  7. Русский мост
  8. Мост Сутун
  9. Мост Стоункаттерс
  10. Мост Чиши

1. Мост через Большой каньон Хуацзян

Мост Хуацзян
Фото: Wikipedia.org
Мост Хуацзян, открытый в 2025 году, стал самым высоким в мире
  • Страна: Китай.

  • Высота: 625 м.

Мост Хуацзян через Большой каньон, открытый в конце сентября 2025 года, официально стал самым высоким в мире. Его высота над рекой Бэйпань составляет 625 м, что почти вдвое выше Эйфелевой башни и сопоставимо с высотой Шанхайской башни. Грандиозное сооружение длиной 2890 м с основным пролетом в 1420 м было возведено силами китайских инженеров примерно за четыре года. На его строительство потребовалось около 22 000 тонн стали, что эквивалентно весу трех Эйфелевых башен.

Этот мост кардинально изменил транспортную доступность региона. Раньше путь через глубокий каньон, который местные жители называют «трещиной в земле», занимал около двух часов по извилистым горным дорогам. Теперь же пересечь ущелье можно буквально за несколько минут.

С самого начала проект задумывался не только как транспортный объект, но и как масштабный туристический аттракцион. Для посетителей здесь предусмотрены пешеходные дорожки, залы со стеклянным полом, смотровые площадки, панорамный лифт, поднимающийся на высоту 207 м над дорожным полотном, а в перспективе — возможность совершить самый высокий в мире прыжок с тарзанки. Перед вводом в эксплуатацию мост успешно прошел испытания на прочность с использованием 96 полностью груженых грузовиков.

2. Виадук Мийо

Виадук Мийо
Фото: Wikipedia.org
Виадук Мийо, построенный в 2004 году, обладает демпферами и специальным покрытием для долговечности
  • Страна: Франция.

  • Высота: 343 м.

Виадук Мийо построили в 2004 году через ущелье Тарн недалеко от города Мийо. А соорудили его по уникальной технологии: строители изготовляли гигантские секции дорожного полотна на земле, а затем с помощью гидравлических домкратов перемещали их на вершины опор. Особенно сложной задачей оказалась установка опоры Р2 — строителям пришлось бурить скважины глубиной до 15 м в известняковом плато.

Проезд по мосту платный. Чтобы обеспечить долговечность конструкции, инженеры оборудовали каждую из семи опор демпферами, которые гасят колебания полотна, а дорожное покрытие выполнили из специального состава, устойчивого к деформациям. Это нужно, чтобы мост не «затанцевал», как произошло в Волгограде.

3. Мост Чанаккале 1915

Мост Чанаккале
Фото: Kenan TALAS/Shutterstock/FOTODOM
Мост Чанаккале 1915 года, построенный в 2022 году, — самый длинный висячий мост
  • Страна: Турция.

  • Высота: 334 м.

Мост Чанаккале 1915 года, также известен как мост Дарданеллы, построили в 2022 году. Турецкие строители завершили его всего за пять лет.  Название и размеры пролета несут глубокую символику: 2023 м в честь столетия Турецкой Республики, а 1915 год отмечает победу в Дарданелльском сражении.

При строительстве рабочие использовали стальные канаты общей длиной 162 000 км — этого хватило бы на четыре оборота вокруг Земли. Сегодня мост устанавливает мировой рекорд как самый длинный висячий мост, ежедневно пропуская до 45 000 транспортных средств и сокращая время пересечения пролива с полутора часов до шести минут.

4. Мост Пинтан

Мост Пинтан
Фото: Bill Wei/Shutterstock/FOTODOM
Мост Пинтан строили с 2016 по 2019 год
  • Страна: Китай.

  • Высота: 332 м.

Китайские инженеры строили мост Пинтан в условиях сложного карстового рельефа, с 2016 по 2019 год. Чтобы укрепить фундамент, бурили скважины глубиной 80 м и заполняли их армированным бетоном. Конструкция включает 2134-метровое вантовое пролетное строение, которое поддерживают три пилона.

Особенность моста заключается в специальной ветрозащитной системе с 36 гасителями колебаний — это решение защищает конструкцию от сильных турбулентных потоков в ущелье. 

5. Мост Хусутун

Мост Хусутун
Фото: zhangyuqiu/Shutterstock/FOTODOM
Мост Хусутун строили в условиях интенсивного судоходства
  • Страна: Китай.

  • Высота: 325 м.

Проектировщики моста Хусутун создали комбинированную конструкцию: центральный пролет выполнили как висячий, а подходы — как вантовые системы. Такое инженерное решение оптимально распределило нагрузки на разных участках пересечения реки Янцзы — самую длинную реку Китая. 

Строительство моста началось 1 марта 2014 года, а был он введен в эксплуатацию 1 июля 2020 года. Строителям приходилось работать в условиях интенсивного судоходства — ежедневно под мостом проходят до 3000 судов. Для монтажа главного пролета они применяли технологию надвижки секций весом до 800 тонн каждая. Сегодня мост служит ключевым звеном транспортного коридора Шанхай-Нанкин, объединяя шестиполосную автодорогу и две железнодорожные колеи.

6. Мост Султана Селима Явуза

Мост Султана Селима Явуза
Фото: Furkan Balkan/Shutterstock/FOTODOM
Мост Султана Селима Явуза — самый широкий и устойчивый к землетрясениям мост
  • Страна: Турция.

  • Высота: 322 м.

Мост Султана Селима Явуза устанавливает мировой рекорд по ширине — 58,5 м, вмещая восемь автомобильных полос и два железнодорожных пути. Инженеры разработали гибридную систему: центральный пролет поддерживают и ванты, и подвесные канаты. Главные пилоны высотой 322 м стали самыми высокими сооружениями Стамбула.

Строили мост с мая 2013 года по март 2016 года. При проектировании специалисты учитывали сейсмическую активность региона — мост выдерживает землетрясение магнитудой 9 баллов. Ежесуточно он пропускает 135 000 транспортных средств, значительно разгружая другие переправы через пролив Босфор.

7. Русский мост

Русский мост
Фото: Vitaliy Kaplin/Shutterstock/FOTODOM
Русский мост — одна из главных достопримечательностей Приморья, изображенная на купюре 2000 руб.
  • Страна: Россия.

  • Высота: 324 м.

Российские инженеры возводили Русский мост в 2012 году. Условия были экстремальные: скорость ветра достигала 36 м/с, волны — 6 м, а зимние температуры опускались до -36°C. Для монтажа строители применяли уникальную технологию — ванты длиной до 580 м натягивали с помощью гидравлических домкратов усилием 600 тонн.

Строители заложили фундамент опор на буронабивных сваях диаметром 2 м, которые уходят на глубину 46 м. А против обледенения вант установили систему электрического подогрева. 

Сегодня Русский мост является одной из главных достопримечательностей Приморья. Он даже изображен на купюре номиналом 2000 руб.

8. Мост Сутун

Мост Сутун
Фото: Hanyu Qiu/Shutterstock/FOTODOM
Главный пролет моста Сутун на момент завершения стал самым длинным вантовым пролетом в мире
  • Страна: Китай.

  • Высота: 306 м.

Китайские строители завершили мост Сутун за четыре года. Строительство моста продолжалось с июня 2003 по май 2008 года. Главный пролет длиной 1088 м на момент завершения стал самым длинным вантовым пролетом в мире. Конструкция включает семь пролетов общей длиной 8206 метров с А-образными пилонами высотой 306 м, которые выдерживают тайфуны до 65 м/с.

Инновацией стало применение системы мониторинга из 678 датчиков — они отслеживают напряжение в вантах, деформации и температурные воздействия. Мост сократил путь между Наньтуном и Шанхаем на 100 км.

9. Мост Стоункаттерс

Мост Стоункаттерс
Фото: Zotov Dmitrii/Shutterstock/FOTODOM
Длина основного пролета моста Стоункаттерс составляет 1018 м
  • Страна: Гонконг, специальный административный регион Китая.

  • Высота: 298 м.

Проектировщики моста Стоункаттерс учитывали интенсивное судоходство — под ним свободно проходят контейнеровозы высотой до 73 м. Они создали конструкцию с длиной основного пролета 1018 м и применили новаторское решение — одинарные пилоны, что стало редкостью для мостов такой длины.

Строительство продолжалось с 2004 по 2009 год. Инженеры предусмотрели надежную защиту от тайфунов — мост выдерживает ветер до 95 м/с. Для вант они использовали стальные канаты с двойной антикоррозийной защитой.

Сегодня мост соединяет остров Стоункаттерс с материком.

10. Мост Чиши

Мост Чиши
Фото: Department of Transportation of Hunan Province
Длина моста Чиши составляет 2474 м, а главный пролет достигает 856 м
  • Страна: Китай.

  • Высота: 288 м.

Строители моста Чиши столкнулись с необычной проблемой — обе стороны ущелья представляли собой неустойчивые склоны. Им пришлось разработать специальную технологию анкерного крепления скальных пород перед возведением опор. Строительство продолжалось с 2010 по 2016 год.

Длина моста составляет 2474 м, а главный пролет достигает 856 м. Особенность проекта — асимметричная вантовая система, которую инженеры применили из-за сложного рельефа.

Мост кардинально улучшил транспортное сообщение, сократив время пути между городами Чэньчжоу и Ичжан с четырех часов до сорока минут.

Читайте «Мою Планету» в Telegram
Читайте также