Как мы понимаем намеки и сарказм — показало исследование

Слова имеют буквальное значение, но интерпретация всегда будет зависеть от контекста.

Когда речь заходит о языке, ключевое значение имеет контекст. Новое исследование Массачусетского технологического института (MIT) показало, что понимание того, что человек на самом деле имеет в виду, опирается на три когнитивных навыка, каждый из которых задействует различные умозаключения и, вероятно, нейронные механизмы. Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.

Что помогает нам считывать подтекст

В повседневной речи слова сами по себе редко передают полный смысл. Если идет проливной дождь, а собеседник говорит о «прекрасной погоде», без понимания сарказма истинное послание может быть упущено. Способность интерпретировать скрытый смысл называется прагматической языковой способностью. Она позволяет различать сарказм, метафоры, «безобидную ложь» и другие нюансы общения.

«Прагматика пытается понять, зачем человек сказал то или иное и что он хотел этим передать, учитывая, как именно это было сказано», — поясняет доцент Эвелина Федоренко, нейробиолог и член Института исследований мозга Макговерна при MIT.

Три кластера когнитивных навыков

Исследование с участием 800 участников выявило три группы прагматических навыков.

  • Первая опирается на знание социальных норм и правил.
  • Вторая связана с пониманием физического мира
  • Третья — с умением интерпретировать тон и эмоциональные оттенки речи.

«Люди используют язык не только буквально, они общаются творчески и косвенно. Наш набор заданий это наглядно демонстрирует», — говорит Сэмми Флойд, доцент психологии и соавтор исследования.

Эксперимент и методика

Участникам предлагали задачи, которые включали интерпретацию юмора, сарказма и интонационных нюансов. Например, если кто-то говорит «Я хотел синие и черные носки», с ударением на «черные» это подразумевает, что о них забыли.

Каждый участник выполнял 20 заданий, а результаты анализировались через метод «индивидуальных различий». Это позволило оценить, задействованы ли одни и те же когнитивные процессы при выполнении разных задач.

В первой группе из 400 участников результаты показали четкое разделение на три кластера: социальные нормы, знание физического мира и интонация. Вторая группа из 400 человек подтвердила надежность этих выводов. Различия в общем интеллекте или слуховом восприятии не влияли на распределение навыков.

Контекст задает смысл

Эдвард Гибсон, профессор нейробиологии MIT, поясняет:

«Слова имеют буквальное значение, но интерпретация зависит от контекста».

Например, фраза «люди уходят» может означать, что вечеринка заканчивается, если вечер поздний, или что вечеринка неудачная, если еще рано. Понимание контекста требует знаний о социальных ситуациях, визуальных подсказках и теме разговора.

Практическое применение

Методика позволяет изучать прагматику у людей с различными когнитивными особенностями, включая аутизм, где часто наблюдаются трудности в понимании социальных сигналов. Также исследователи надеются исследовать различия между культурами.

«В русском языке люди более прямолинейны, поэтому способы обработки косвенных просьб могут отличаться от английских», — замечает Олесся Журавлева, доцент когнитивных наук.

Связь с мозгом

Хотя текущее исследование не включало функциональную МРТ, ученые планируют использовать нейровизуализацию, чтобы определить, какие области мозга отвечают за различные компоненты прагматических навыков. Ранее подобные подходы показали, что мозговая активность тесно коррелирует с индивидуальными способностями к пониманию социальных сигналов.

Это исследование не только углубляет понимание того, как люди читают скрытый смысл, но и открывает новые пути для диагностики и обучения социальным навыкам.

«Язык — это передача смысла, и для этого нужно учитывать множество факторов», — подытоживает Федоренко.

Читайте «Мою Планету» в Telegram