Макаки отбивают такт музыки: исследование опровергло стереотип об этих животных
Ученые выяснили, что обезьяны-макаки могут двигаться в такт под музыку. Это открытие ставит под сомнение устоявшуюся научную теорию, согласно которой чувство ритма свойственно только существам, способным к сложному вокальному обучению — людям и певчим птицам. Исследование опубликовали в журнале Science. Ранее мы писали, почему у приматов развился такой большой мозг.

Как проходил эксперимент
Вначале ученые научили двух взрослых макак синхронизировать постукивания с равномерным звуком метронома. Далее задача была сложнее — отбивать ритм под настоящие музыкальные композиции.
Обезьян поместили перед специальной установкой с сенсорным датчиком. Как только начинала играть музыка, животное должно было поднять лапу и нажать на датчик в определенном ритме. За правильные действия макаки получали порцию сока.
Эксперимент состоял из трех ключевых этапов. Сначала обезьян научили точно попадать в такт трех музыкальных произведений. Когда ученые намеренно сдвинули акцент в музыке на полтакта, макаки быстро подстроились под новый ритм, доказав, что они следят именно за музыкальным рисунком, а не просто реагируют на звук.
Затем исследователи «сломали» ритм, разрезав песни на фрагменты и перемешав их. В этом случае макаки смогли синхронизироваться только с теми отрывками, где сохранялась четкая ритмическая структура.
На завершающем этапе под песню «Everybody» группы Backstreet Boys, которая звучала в трех разных темпах, обезьян поощряли просто держать любой стабильный ритм. Несмотря на это, макаки упорно следовали именно темпу композиции. К слову, шимпанзе умеют лечить друг друга с помощью фитотерапии.
«Наши данные показывают, что макаки способны воспринимать ритм и синхронизироваться с музыкой, — сделали вывод авторы работы. — Это говорит о большей гибкости в восприятии ритма, чем считалось раньше».
Новая теория
Чтобы объяснить эти удивительные результаты, ученые предложили новую теорию — «гипотезу четырех компонентов». Согласно ей, чувство музыкального ритма — это не уникальный дар «поющих» видов, а результат сочетания четырех базовых способностей:
- слуховое восприятие — умение слышать ритм в музыке,
- прогнозирование — способность предугадывать следующий такт,
- обратная связь — возможность корректировать свои движения, сверяясь со звуком,
- мотивация — координация всех этих процессов с помощью вознаграждения.













