Можно ли было предсказать землетрясение на Камчатке? — ответ геофизика
Землетрясение 30 июля на Камчатке — уникальное событие, вошедшее в десятку сильнейших землетрясений за столетие. Почему же его не предсказали?
За разъяснениями мы обратились к директору Единой геофизической службы РАН Юрию Виноградову.
По словам эксперта, краткосрочный прогноз землетрясения на данный момент невозможен. Ни в одной стране мира сейсмологи не научились с точностью предсказывать, в какой момент и в какой точке случится землетрясение.

«Тот, кто научится делать краткосрочный прогноз, решит самую фундаментальную научную задачу сейсмологии», — поясняет Юрий Виноградов.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации работает 359 сейсмических станций мониторинга. На поверхности Земли также закреплены станции Глобальной навигационной спутниковой системы, которые регистрируют ее смещение. Но совокупные данные все еще не настолько точны, чтобы давать уверенные краткосрочные прогнозы, говорит эксперт. Велика вероятность ошибок, а ложные предсказания приведут к панике и негативным экономическим последствиям, а также к утрате доверия прогнозов сейсмологов в целом. Единая геофизическая служба РАН не занимается краткосрочными прогнозами, но накапливает и передает сейсмологические данные для других организаций, которые на их основании пытаются давать такие прогнозы, беря на себя большую ответственность.
По словам эксперта, на Камчатке было несколько прогнозов, которые можно считать успешными.
«Некоторые прогнозисты говорили: «По нашим методикам будет сильное землетрясение». И когда 20 июля состоялось землетрясение магнитудой 7,6, то все успокоились, сказали: «Все, предвестники сработали, реализовалось!». По этому землетрясению были предвестники».
Предвестники землетрясений

Краткосрочный прогноз строится на оценке различных предвестников, которые возникают непосредственно перед землетрясениями. Есть множество таких предвестников, в том числе это поведение животных. Самый известный показатель: бегство змей и крыс от мест возможных землетрясений.
«Это можно считать надежным предвестником того, что скоро где-то недалеко от этого места, откуда разбегаются такие животные, будет землетрясение», — говорит Юрий Виноградов.
Ученые оценивают и другие физические параметры, которые можно измерить. Например, выделения газов — радона, водорода и др. Когда происходит растрескивание земной коры, газы из глубин начинают активно подниматься, и их концентрация на поверхности увеличивается. Также учитываются изменения различных геофизических полей, магнитного поля, атмосферы.
За 10 дней до крупного землетрясения на Камчатке магнитудой 8,7 произошло землетрясение магнитудой 7,6, примерно в том же самом районе: на 50 км севернее. После него шли достаточно сильные афтершоки, поэтому считалось, что все аномалии в наблюдаемых полях относятся именно к ним, говорит эксперт. Второе крупное землетрясение на Камчатке для всех стало неожиданностью.
«На самом деле это очень редкая ситуация, когда два таких сильных и практически независимых друг от друга землетрясения с разностью в 10 дней произошли в одном и том же районе», — отмечает Юрий Виноградов.
По его словам, парные землетрясения становятся новой тенденцией, на которую следует обратить внимание ученым. Он напоминает, что и в Турции в 2023 году также произошло два сильных землетрясения — с разницей в 10 часов. Ученым предстоит тщательно обдумать этот феномен и проанализировать огромное количество данных сейсмических станций, чтобы понять, почему это произошло на Камчатке.
«Землетрясение на Камчатке — это действительно уникальное событие, очень сильное. За 100 лет произошло всего десять таких событий и два из них именно у нас на Камчатке. Хочу отметить, что благодаря этим парным землетрясениям, последствия на Камчатке были гораздо более мягкие, чем следовало бы ожидать. Если бы произошло одно единственное сильное землетрясение, то на Камчатке все было бы гораздо хуже».













