Уникальные наскальные изображения Хакасии теперь можно увидеть виртуально
В Институте археологии и этнографии СО РАН создали виртуальный тур по Боярским писаницам — уникальному комплексу наскальных изображений в Хакасии, представляющему жизнь деревни кочевников две тысячи лет назад. Художники изобразили жилища, бытовые предметы и своих современников.
Боярские писаницы — комплекс из шести местонахождений петроглифов. Свое название писаницы получили по хребту Бояры, лежащему на левом берегу Красноярского водохранилища. Боярские писаницы, в свою очередь, входят в состав большой группы памятников наскального искусства Бояры—Абакано-Перевоз. Такая концентрация наскальных изображений говорит об активной деятельности древнего населения и развитых культовых традициях, сопровождавшихся нанесением на скалы важных для них образов.

Самые известные изображения Боярских писаниц — это «деревни» раннего железного века (III-II веков до нашей эры). На больших плоскостях-фризах изображены жилища — войлочные юрты, бревенчатые срубы и даже глинобитный дом, не типичный для данной местности. Около жилищ видны жители (некоторые из них верхом), скот (козлы, бараны и быки), домашняя утварь — котлы, бочонки и др. За пределами поселения показаны олени, некоторые со стрелами в спинах.
Как рассказала одна из исследовательниц памятника, кандидат исторических наук Лидия Зоткина: «Именно по котлам характерной формы, а также по сложносоставному луку в руках одного из персонажей удалось датировать изображения».

Неизвестно, являются ли композиции Боярских писаниц изображением реального поселения или мифологической «деревни предков». Среди жителей деревни привлекает внимание фигура человека (возможно, шамана или божества) с поднятыми вверх руками, окруженная крупными выбоинами. Это может быть изображение человека под дождем или снегом, или божества, дарующего благодать.
Большая и Малая Боярские писаницы были открыты в 1904 году исследователем и просветителем А.В. Адриановым. Масштабное изучение писаниц началось в 1960-70 годы в связи с работами под руководством М.А. Дэвлет. Дэвлет выпустила первую и пока единственную монографию о памятнике, уделив в ней особое внимание связи изображений с культовой деятельностью.