Уникальные наскальные изображения Хакасии теперь можно увидеть виртуально

Отправиться в 3D-тур можно, не выходя из дома.

В Институте археологии и этнографии СО РАН создали виртуальный тур по Боярским писаницам — уникальному комплексу наскальных изображений в Хакасии, представляющему жизнь деревни кочевников две тысячи лет назад. Художники изобразили жилища, бытовые предметы и своих современников.

Боярские писаницы — комплекс из шести местонахождений петроглифов. Свое название писаницы получили по хребту Бояры, лежащему на левом берегу Красноярского водохранилища. Боярские писаницы, в свою очередь, входят в состав большой группы памятников наскального искусства Бояры—Абакано-Перевоз. Такая концентрация наскальных изображений говорит об активной деятельности древнего населения и развитых культовых традициях, сопровождавшихся нанесением на скалы важных для них образов.

Фото: ИАЭТ СО РАН

Самые известные изображения Боярских писаниц — это «деревни» раннего железного века (III-II веков до нашей эры). На больших плоскостях-фризах изображены жилища — войлочные юрты, бревенчатые срубы и даже глинобитный дом, не типичный для данной местности. Около жилищ видны жители (некоторые из них верхом), скот (козлы, бараны и быки), домашняя утварь — котлы, бочонки и др. За пределами поселения показаны олени, некоторые со стрелами в спинах.

Как рассказала одна из исследовательниц памятника, кандидат исторических наук Лидия Зоткина: «Именно по котлам характерной формы, а также по сложносоставному луку в руках одного из персонажей удалось датировать изображения».

Фото: ИАЭТ СО РАН

Неизвестно, являются ли композиции Боярских писаниц изображением реального поселения или мифологической «деревни предков». Среди жителей деревни привлекает внимание фигура человека (возможно, шамана или божества) с поднятыми вверх руками, окруженная крупными выбоинами. Это может быть изображение человека под дождем или снегом, или божества, дарующего благодать.

Большая и Малая Боярские писаницы были открыты в 1904 году исследователем и просветителем А.В. Адриановым. Масштабное изучение писаниц началось в 1960-70 годы в связи с работами под руководством М.А. Дэвлет. Дэвлет выпустила первую и пока единственную монографию о памятнике, уделив в ней особое внимание связи изображений с культовой деятельностью.

 

Читайте «Мою Планету» в Telegram