Зачем люди распространяют теории заговора? Кажется, психологи нашли ответ

Есть три типа мотивации, но реально работает только один из них.

В последние несколько лет тема теорий заговора и причин, по которым некоторые люди верят в них, становится все более популярной. В новом исследовании группа ученых пришла к выводу, что большую роль в распространении таких теорий играет «потребность в хаосе», то есть стремление бросить вызов политической системе и даже  разрушить ее.

Психологов интересовали три вида мотивации, которые могут подтолкнуть других к распространению теорий заговора. Это мотивированный обмен, когда контент распространяется для укрепления убеждений человека или группы, подача «сигнала тревоги», направленного на создание коллективных действий против аутгруппы (чужой социальной группы), или потребность в хаосе, когда человек пытается настроить других против действующей политической системы.

Ученые утверждают, что хаотические мотивы фактически вытесняют мотивы, основанные на пристрастности. «Желание поделиться теорией заговора — это «сжечь все дотла», независимо от того, какая партия находится у власти, и кто верит в эту теорию», — добавляют исследователи. Они провели тест среди 3336 респондентов разных политических взглядов — демократов и республиканцев, и опрос подтвердил их предположения. 

К примеру, демократам задавали вопросы в духе «Некоторые люди считают, что Дональд Трамп совместно с тайными обществами, такими как Ку-клукс-клан, замышляет захватить власть в США. Верите ли вы в это?» Также участников спрашивали о желании разрушить социальные институты, чтобы исправить текущие проблемы и создать все заново.

Результаты показали, что те, кто верит в ту или иную теорию заговора, с большей вероятностью будут делиться ею в интернете, что вполне логично. Также оказалось, что потребность в хаосе действительно связана с готовностью делиться теориями заговора в социальных сетях. Потребность в хаосе оказалась даже более сильным мотивом для обмена контентом, чем желание подать сигнал тревоги. Кроме того, восприятие себя как проигравшей стороны отрицательно связано с готовностью делиться теориями заговора. Наоборот, те, кто считает себя и свою партию «победителями», с большей вероятностью будут распространять такой контент, пишет IFL Science.