5416. Глава 7

День 6

На утро голова уже не болела. И солнечные ожоги уже почти совсем зажили. Однако, появились странные покалывания в левой руке, что меня в тот момент немного испугало(хотя потом мне объяснили, что это нормальный побочный эффект от большинства средств против горной болезни, в т.ч. Диакарба, и что ничего страшного в этом нет).

В этот день, по рекомендациям многих людей, я решил не идти дальше Мананга по треку, а подняться метров на 500 и спуститься на ночевку обратно, для акклиматизации. Рядом с Манангом есть несколько вариантов для подобных походов: озеро Kicho(его еще называют Ice Lake, рядом с Бракой/Брагой), озеро Tilicho, пещера Миларепы, и еще несколько монастырей. Я изначально очень хотел сходить к озеру Tilicho(это самое высокогорное озеро в мире), но оказалось, что дорога из Мананга туда занимает 2-3 дня. У меня была пара дней в запасе, но я опасался непредвиденных обстоятельств и хотел их сохранить до конца, на всякий пожарный случай. Монастыри находятся не намного выше, поэтому я выбирал между Айс лэйком и пещерой Миларепы, и в итоге сделал выбор в пользу последней. Как-то меня вдохновила история этого монаха, окутанная таинственностью. Это очень известная историческая личность в Непале и в Тибете. В его честь названы несколько пещер, в которых он проводил много времени, занимаясь медитацией и достижением просветления. Хотя, у местных жителей так же бытуют слухи, что он занимался там черной магией(подслушал у одного непальского гида с группой).

Дорога к пещере вела от Мананга в сторону Браги, сворачивая прямо перед поселком на небольшой мостик над Марсьянгди. Вот только после моста четкой тропы не было видно... Были видны следы, но вели они в разные направления. По карте тоже было не совсем ясно, с которого из нескольких холмов нужно начинать восхождение. Тем не менее, направление было очевидным(в сторону холмов), плюс еще в Москве я читал, что к этой пещере ведут 2 тропы, так что я положился на удачу. Она не заставила себя долго ждать :) Я не спеша брел в сторону холмов, высматривая тропу, как меня нагнала группа соотечественников с гидом, которые так же держали курс на пещеру. Я дошел с ними до нужного холма, от подножия которого тропа шла уже отчетливая, и я немного ускорился. Поскольку я вышел довольно рано, да и это направление не является особо популярным в сравнении с тем же Кичо и тем более Тиличо, других трекеров на пути я не встретил до самой пещеры. Сама тропа довольно интересная: начинаясь в ущелье без особой растительности, проходя по холму с песком и небольшими кустарниками, переходит в хвойный лес, в котором чувствуешь себя прям как на родине :) По дороге, в лесу, находится крохотная заброшенная деревушка, а по краям то и дело встречаются валуны с надписями на тибетском языке(вроде бы).

Этот день был самым спокойным и умиротворяющим за весь трек. Я почти никого не встретил, плюс я шел не по треку, а как бы просто вышел "проветриться" из отеля :) Через несколько часов подъема я впервые на треке увидел снег! (не считая снежных вершин; суть именно в том, что он был под ногами) И да, как бы это странно ни звучало, учитывая, что весь апрель в Москве все изнемогали от снега и ждали, когда же он, наконец, растает, я радовался, как ребенок! Было ощущение, что я путешествую уже месяц и прошел пол света, ведь начинал я путешествие в жаркой сухой пустыне, потом переместился в жаркие влажные(хотя, скорее пыльные) субтропики, где растут пальмы и бананы, а сейчас я в прохладном хвойном лесу и у меня снег под ногами :) В общем, дальше я шел в приподнятом настроении.

Перед самой пещерой расположена очень впечатляющая лестница, обвешенная разноцветными молитвенными флажками. Выглядит древней, но трудно определить ее настоящий возраст, учитывая, что еще лет 50 назад здесь жили и строили примерно так же, как и лет 500 назад. Тем не менее, когда по ней поднимаешься, хоть ты уже и устал, и кислорода уже не хватает, сам ее образ, такой символичный, придает сил. Чувствуешь себя монахом-паломником, которого наверху ждет мудрость и просветление :)

К сожалению, вход в пещеру был закрыт и оставалось лишь любоваться статуей Будды за стеклом. Но так или иначе, атмосфера вокруг, особенно когда никого рядом нет, очень располагает для созерцания и медитации. Начинаешь понимать, что тянуло Миларепу в горные пещеры.

Рядом с пещерой расположен заброшенный поселок(или монастырь), хотя кто-то писал, что он не совсем заброшенный и люди там живут в определенное время года. Слегка разочарованный закрытой пещерой, но все же воодушевленный и довольный, я еще немного погулял по окрестностям и отправился вниз. Впервые отметил, что спускаться продолжительное время по крутому склону без трекинговых палок довольно тяжело, начинают "ныть" колени... Тем не менее, я уже из принципа не стал их покупать, хотя в Мананге они продавались. Мананг вообще очень насыщенный городок, много лоджей, магазинов, есть пекарни, почта, и даже кинотеатр! В репертуаре, правда, всего 3-4 фильма, но этого более чем достаточно, когда останавливаешься на пару ночей. Хотя, я так и не нашел времени, что бы его посетить, о чем немного жалею.

Вечером, за ужином, познакомился с англичанкой Джорджи. Очень милая девушка, рассказала, что путешествует по Азии в качестве волонтера и занимается благотворительностью.

День 7

На следующее утро я обнаружил, что забыл дома перчатки. Повезло, что я обнаружил это именно в Мананге, т.к. это, наверное, единственное место до перевала(после перевала они не нужны), где можно их приобрести. Ну, может, еще в Бесисахаре. Я отметился в пункте проверки пермитов, и двинулся дальше.

При выходе из Мананга было ощущение "финишной прямой", хотя это, конечно, никакая не прямая и идти до перевала оставалось еще 2 с лишним дня. Дело в том, что после Мананга заканчивалась автомобильная дорога, а если верить встретившейся по пути вывеске, то даже скутерам проезд дальше был запрещен.

После Мананга с трека открывалась потрясающая панорама на Аннапурну-3 и Гангапурну!(насколько я понял) Я остановился на чашечку чая возле небольшого сарайчика по дороге, где торговал пожилой мужчина, который по-английски знал только слово "tea", чем, собственно, и приторговывал. Рядом стоял стол со скамьей, откуда было видно все великолепие пейзажа... Я даже не поскупился на чаевые, что мужчину привело в какой-то неожиданный восторг :)

Погода стояла прекрасная! И, несмотря на уже приличную для меня высоту и усталость, шлось в тот день как-то легко. А может, это была одна из стадий горной болезни, которая вызывает эйфорию, но в любом случае, никаких осложнений у меня в итоге не было.

На обед остановился в поселке Yak Kharka. Поскольку было еще рано, я, как и многие другие трекеры, решил дойти до поселка Letdar(Ledar,Leder). И даже до Летдара я дошел с большим запасом по времени, но, поскольку я уже поднялся на 700+ метров, я не рискнул идти дальше и остановился там.

Оставив вещи в лодже, я немного погулял по окрестностям, порисовал, а после устроился поудобнее в очень уютной столовой, в которой уже сидели знакомые австралийцы и слушали Джонни Кэша :) Хотя сел я отдельно, т.к. они оживленно что-то обсуждали. Чуть позже, когда я уже заказал ужин, ко мне присоединилась пара из Швейцарии, Андреас и Джоланда(или Йоланда), а еще через некоторое время их знакомый, швед Маттиас.
Они рассказали, что уже месяц путешествуют по Азии, были в Мьянме, Камбодже и Индии, а после трека собираются съездить на запад Непала, в Лумбини, - место, где по легенде родился Будда. Они собирались заняться там особой практикой медитации, когда в течении нескольких дней нельзя ни с кем говорить и вообще почти целыми днями нужно сидеть в тишине и медитировать.
Вообще в тот вечер мы очень много общались, про треккинг, медитацию, религию, политику, путешествия, ну и т.д. Маттиас рассказал лишь, что он программист и живет в Праге, в остальном он был не сильно разговорчив. В ходе беседы мне принесли мой ужин - энчиладу :) Довольно необычно встретить мексиканское национальное блюдо в маленькой деревушке посреди Гималаев, причем оно было очень вкусным! Пожалуй, это была самая вкусная еда за весь трек.
После того, как мы все поели, Джоланда предложила поиграть в карты, а именно - в Shithead :D Не знаю, есть ли в России аналог этой игры... Правила описывать не стану, плохо их помню, да и они в любом случае есть в интернете. Скажу лишь, что это было чертовски весело! И я ни разу не проиграл ;) В общем, шикарный выдался вечерок, пожалуй, самый душевный вечер на треке.