Аджария. Крепость Петра-Каджети

Крепость, названная построившими её византийцами Петра-Скала, а от местного населения того времени лазов получившая имя Каджети, что значит и  "воинственная", и "заколдованная", находится в 7 км от Кобулети рядом с трассой Кобулети -Батуми.

С конца 80-х годов прошлого века здесь проводились тщательные раскопки. В результате Петра-Каджети и её археологический музей стали популярным туристическим местом Аджарии. Проведённая в 2020 году реставрация ещё больше увеличила количество желающих побывать в крепости. Стоимость её посещения 5 лари.

Византийцы строили Петру на скале, окружённой утёсами. Сейчас у подножия скалы расположена парковка для машин и экскурсионных автобусов. Оказавшись возле крепости, не стоит сразу подниматься к кассам и входу, а лучше пройти несколько десятков метров вперёд от стоянки к полуразрушенным стенам, полным некоего мистического очарования, спокойно посидеть рядом с ними на лавочке и "заручиться" поддержкой гения-хранителя места.

Потом уже направиться ко входу и начать подъём. Первый ярус Петры-Каджети - обсаженная лимонником и лианами аллея с лавочками и информационными щитами.

Второй ярус уже более интересен. Здесь из-под массы южной растительности проглядывают конструкции стен позднеантичной цитадели.

Поднимаемся на третий ярус.

Картина пространства и эмоциональная атмосфера сразу меняются. Чувствуется дыхание воинственной истории этого места.

Наконец вход на четвёртый ярус. 

Ещё пара шагов - и ходишь по улицам древнего города-крепости, трогаешь руками камни его некогда мощных стен, не утративших и сегодня свою суровость.

Или смотришь вниз из стенного проёма и понимаешь, почему населявшие эти места лазы назвали крепость Каджети, заколдованная.

Петру-Каджети начал строить в 526 году Иоанн Стратегос, византийский наместник, по указанию императора Юстиниана для контроля единственной проходившей вдоль моря дороги, связывавшей Западную Грузию с византийскими провинциями, и в целях защиты её от мечтавшего воцариться здесь персидского царя Хосрова I из династии Сасанидов. Также Византия желала укрепить свою власть над формально зависимым от неё Западно-Грузинским царством  Лазика (Эгриси), на землях которого и возводилась крепость. Для пущей убедительности и устрашения гордых и не желавших подчиняться лазов власти разместили в Петре центр управления всеми расквартированными в Эгриси византийскими войсками. Историк Прокопий Кессарийский оставил следующее описание цитадели: "Те, кто вначале строил город, позаботились о том, чтобы часть стены ... не оказалась удобной для нападения и возвели как можно более высокие стены возле каждого из утёсов входа.

В середине постройки они не оставили пустого пространства, но от земли до самого верха они возвели башни из огромных каменей, соединённых друг с другом так, чтобы их невозможно было разрушить тараном или какой-нибудь другой машиной". 

В городе-крепости была учреждена епархия, подчинённая непосредственно Константинопольскому патриарху, и построены роскошные культовые сооружения.

Население Эгриси враждебно восприняло подобные действия Византии. Недовольство дошло до того, что эгрисский царь Губаз решил обратиться к персам, огнепоклонникам-зороастрийцем, чтобы те избавили страну от таких же, как и лазы, христиан-византийцев. (Лазика приняла христианство, по разным свидетельствам, в IV или V в.в.) Результатом обращения стала Большая Эгрисская война 541-562 годов. Крепость Петра была захвачена иранским войском под командованим самого Хосрова I Мудрые иранцы, прекрасно понимая, что стены им не разрушить, сделали под одной из них подкоп, вынесли по нему камни и землю, пустоту заполнили дровами и подожгли. Башня начала рушиться. По крепости распространялся пожар.

Взантийцы вступили с персами в переговоры, и "взяв с Хосрова слово относительно своей жизни и имущества, сдали добровольно себя и город". (Это опять Прокопий Кессарийский). Захватив цитадель, персы восстановили разрушенное, ещё больше укрепили стены, провели некоторые инженерные преобразования, рассчитывая задержаться здесь надолго. Между тем, царя Габаза разочаровали и персы, и он перешёл на сторону Византии. С его поддержкой армия империи дважды пыталась выбить персов из Петры. Первый раз, в 549 году, неудачно. А разозлённые персы поставили в крепости трёхтысячный гарнизон. В 551 году шеститысячная армия византийцев взяла Петру-Каджети в осаду, затем удачно штурмовала. Гарнизон защитников был весь перебит, а победитель, полководец Бессас, велел разрушить крепость во избежании её очередного захвата врагами.

И всё же, благодаря стараниям современных археологов и реставраторов, мы можем видить довольно неплохо сохранившиеся стены укреплений, дворца, солдатских казарм и даже баню.

Сохранились и стены кафедрального собора епископства Петра, где на свежем воздухе устроен своеобразный храм. В храме - икона Богородицы "Лоза Неувядаемая" и икона Иоанна Крестителя.

В раннем средневековье крепость принадлежала грузинским феодалам, в том числе и наиболее влиятельному, могущественному и богатому роду Эристави, о чём рассказали археологи. Казалось бы, история закончена... Но между 1189  и 1212 годами на свет появляется поэма Шота Руставели "Вэпхисткаосани", "Витязь в тигровой шкуре" ("Витязь в барсовой шкуре"). Гений поэта поселяет в Каджати каджей, сделав город-крепость их столицей, точно и подробно описывая саму Каджати и место её нахождения. В грузинской мифологии каджи - это антропоморфные духи, владеющие даром принимать любой образ, и творящие как самое страшное зло, так благополучие и добро. Но в крепости Каджети, по мнению поэта, живут несколько иные каджи. "Каджи это те же люди, только тайнами владея, Каждый кадж напоминает колдуна и чародея, Ослепить он нас сумеет лучше всякого злодея, И сражаться с ним, проклятым - бесполезная затея! Что они творят над нами эти изверги земли! Поднимают ураганы, топят лодки, корабли. По морям умеют бегать, и, конщуствуя, вдали, Ночь в сиянии скрывают, день в тумане и пыли. Потому названье каджей и дано им здесь народом, Что они, людьми рождаясь, помыкают нашим родом". Зная об этом, уже не рассудком, а на уровне мифологического (кора головного мозга и правое полушарие) и даже магического (лимбическая система головного мозга)   мышления изучаешь и бездонный колодец, накрытый сейчас решёткой,

и непонятные,  едва различимые рисунки на камнях,

и другие, казалось бы обыденные вещи, имеющиеся на исторических развалинах...

Впрочем, как и всю крепость, превращённую гением Руставели в страну воинов-чародеев. И только возле холма, над которым развивается флаг Грузии и возвышается её символ - православный крест, рациональный ум возвращается на своё место.

Он не может скрыть восхищения от роскошной картины моря, спокойно  раскинувшегося у подножия Петры-Каджети. 

И от южной колхидской зелени, в которой утопают дома и вьётся внизу серпантин дороги.

Тогда начинаешь понимать, что гений-хранитель Петры-Каджети тебя принял и, возможно, наделил некими знаниями, которые спустя время будут осознаны и использованы.