Африканские заметки или большое Кенийское путешествие

Странствие по ощущениям - наше предназначение... (из бардов)
Наше африканское путешествие началось, как ни странно, в самой глубине Алтая, недалеко от Белухи.
В тот год, 5 лет назад, зимой был фестиваль в Горном Алтае, куда я приехала к своему другу на Новый год. А обернулось все путешествием, которое продолжается и ныне...
Во время фестиваля мы познакомились с замечательной семьей, у которых было четверо ребятишек 2-8 лет. Очень легкие, интересные, весёлые, открытые. Мы подружились. Замаячила идея кругосветки. Решено отправляться в Путешествие. Зима. - 40. Куда? Конечно же, в тепло!
Выбор наш пал на Тайланд.
С такими мыслями мы направились все вместе в Питер, увольнять меня с работы и съезжать со съемной квартиры. Я давно мечтала о подобном шаге - уволиться и отправиться в путешествие!
Как-то вечером, в Питере, мы собрались на кухне, и поняли, что Тайланд все-таки слишком популярен, и хочется чего-то более дикого. Кто-то сказал : "Почему бы не Африка?" И кто-то другой воскликнул: "Кения!"
Мы не знали про Кению совершенно ничего! Только образ саванны в лучах заходящего солнца на пачке чая Greenfield. Решили так и оставить, хотя прихватили с собой парочку путеводителей.
И вот мы, четверо взрослых и четверо детей, в Найроби! Очень раннее утро, ещё темно. Ждём рассвета и общаемся с местными. Думаем, куда и как двигаться дальше. Дорога, как говорится, возникает под ногами идущего:)
Так было и с нами. Мы двигались по ощущениям, общаясь с людьми, и находя таким образом дальнейшее направление. Мы не были ограничены временем, у нас не было обязательств по работам. Мы даже не пользовались телефонами и интернетом первое время. Мы проводили в каждом месте столько времени, сколько хотелось. Мы были свободны!

Жирафы сразу за аэропортом, по дороге в городской парк. Огромные марабу на городских крышах. Большое количество странных людей, возлегающих на газонах прямо посреди рабочего дня. Все вокруг черные. Много удивительного было в этой первой встрече!
В городском парке появилось устойчивое ощущение, что за нами наблюдают. Кто-то подходил и заговаривал, кто-то держал дистанцию. Но мы ни на мгновение не оставались одни. К нам пристал паренёк Стив, лет 16. Сказал, что он совсем один. Умолял взять его на побережье, куда мы и решили отправиться ночным автобусом. Показывал разные фокусы, сворачивался в кренделёк, обещал быть сильно полезным. Молли пожалела его и взяла. Стив отправился дальше с нами, и вправду, помогал вести переговоры с местным населением, когда было нужно, и с багажом.
Для поездки в автобусе к океану, нам нужны были билеты. Мы познакомились с замечательным чернокожим мужчиной, который проводил нас до касс и помог взять билеты. Очень настоятельно рекомендовал добраться в зал ожидания до наступления темноты, ибо не безопасно. Мы торопились. Времени оставалось около часа, а нам ещё нужно было обернуться туда-сюда с детьми и багажом. Честно говоря, было страшновато.
И вот к заходу солнца мы уже в зале ожидания автобуса. Пока ждали, сделали с другом попытку выглянуть на улицу - сразу откуда-то берутся странные типы с неоднозначными разговорами. Решили больше не пробовать.
Мир чернокожих - совсем другой мир. И первая встреча для меня была очень волнительной. Ещё какое-то время мне было сложно даже смотреть на них, не то что разговаривать... настолько дикими они мне казались.
Автобус был довольно комфортным. Спали. И вот утро. Мы в Момбасе. Первое впечатление от Момбасы - "О Боже! Что я здесь делаю?!!"
Но утро занималось, солнышко поднималось, и жизнь налаживалась)
Вот мужчины уже договорились с какими-то ребятами, что нас отвезут к океану. Минут 15 пути и мы на пляже. Грязноватый песок, водоросли, заборы, рыбный запах и какой-то отель. Мы разочарованы. Понимаем, что это совсем не то, что мы хотели. При этом нас пытаются убедить, что это прекрасное место и очень хотят заселить в отель. Мы бунтуем! Устраиваем костёр и проводим экстренное совещание. Принимаем: в отеле мы жить не хотим, а хотим прекрасной чистой природы, открытых к честному общению туземцев и хорошего места для остановки. Мы не хотим быть обычными белыми туристами, которых воспринимают как кошелёк...
Решено выдвинуться на дорогу. Ловим маршрутку. Пустая! Разговоры-переговоры. Набежала толпа чернокожих ребят (они здесь любят собираться толпой и обсуждать разные варианты). Водитель с товарищами понимают нас и обещают отвезти в прекрасное место. Едем. Несколько часов пути. В том числе по африканским деревушкам, самобытным, с земляными домиками и красной почвой, - незнакомый мир, со своей притягательной атмосферой.
Вот мы и прибыли. Минут 10 идём до пляжа. И - ах! Наш путь несомненно того стоил! Картина из лучших туристических рекламных проспектов! Лазурная прозрачная вода, белый мелкий чистейший песок, и простая деревянная лодочка, слегка покачивающаяся на волнах. Эта картина навсегда запечатлена в моей памяти. Мы были опьянены моментом. Бросились в воду, кричали от радости, купались и брызгались. Голубая лагуна. Это была именно она.
Самое яркое впечатление от первой встречи с Кенийским побережьем!

Решено остаться здесь. Мы договорились с владельцем беседки на пляже, что расположимся в ней. Спали просто на спальниках. Ночи тёплые. Так мы провели чудесную беззаботную неделю, гуляя по окрестностям, поедая фрукты, исследуя рифы и пещеры во время каждодневного отлива. Потом случилось кое-что, что заставило нас двигаться дальше. И кто знает, может быть, мы застряли бы там ещё на долгое, долгое время, если бы не....

Паренёк Стив, которого мы взяли с собой из Найроби, был с нами все время. Мы разговаривали, пели песни, ели вместе. В общем, считали его своим парнем. Но прошло время, и Стив стал вести себя неоднозначно. Уже не хотел помогать, и все больше пропадал с местными неграми. А потом он рассказал своим новым друзьям, что мы его увезли насильно, и он хочет домой, и мы должны ему купить билет, и заплатить денег, хотя изначально ни о чем таком речи не было. Ситуация была реально опасной. Человек десять разгоряченных негров - заступников Стива. И мы. Здорово, что среди нас был Мо (отец четверых ребятишек). Он бесстрашно, спокойно, и очень терпеливо вёл с ними долгую беседу. В итоге договорились, что мы покупаем Стиву билет до Найроби и даём еду в дорогу.
Мы решили также уезжать из этого места. Собрались, проводили Стива до автобуса и вручили ему самый лучший ананас:)
Больше мы в Голубую лагуну не возвращались.
Далее мы оказались на полуострове с обезьянами, где нам показали как жарят кешью, и вообще, местные жители были очень дружелюбны к нам. А мы в ответ развешивали на деревьях лишнюю одежду, которую тут же собирали ребятишки и уносили по домам. Люди здесь живут очень бедно, и одежда всегда кстати.

На вторую ночь к нам пришла целая процессия. Прекрасная чернокожая дама, которую сопровождала свита, рассказала, что владеет этой землёй, на которой стоят наши палатки, и в целом она не против нашего присутствия, но волнуется за безопасность, и потому просит подыскать другое место.

На следующий день мы отправились в Национальный парк "Арабуко Сококе". С желанием разместиться в кемпинге. Мы достали состряпанную ещё в России, грамоту с красивыми печатями. И рассказали, что интересуемся природой, и культурой, и очень хотим все познать и исследовать, и нам нужно место для размещения. Все было правдой, кроме грамоты. Приняли нас хорошо. Двое из нас поехали посмотреть смотровую площадку на баобабе, на которой потенциально можно было разместиться. Но потом нам рассказали, что с малышом на баобаб нельзя. Потому что мимо баобаба проходят слоны на водопой, и если они услышат плач малыша, то могут начать трясти баобаб. Мы спросили про деревню, которую видели с баобаба. Сотрудники парка обрадовались, и с готовностью туда нас отвезли.

В деревне нас встретила Бетти. Замечательная женщина, добрая и приветливая. Она проводила нас на расчищенную площадку и сказала, что здесь мы можем жить. Нам было предоставлено прекрасное место на участке дружелюбной семьи, в защищённом пространстве. И они совершенно ничего не хотели от нас взамен.
Нас приглашали на ужины и обеды. Мы устраивали ответные обеды и детские праздники. И даже накормили их квашеной капустой.

Мы много и подолгу беседовали с Самми и Джошуа - взрослыми мужчинами этой семьи. Они принадлежат народности Гирьяма.
Живут местные жители, как правило, большой семьёй на одном участке, несколькими поколениями. На участке несколько домиков с общим двором. Никаких заборов. Вокруг - огород, участок буша, плодовые деревья. Метров через 500 - другая семья. Есть ощущение приватности, и в то же время добрососедства.

Меня поражала их способность хорошо видеть, чутко слышать, в том числе, - видеть в темноте. Когда мы ходили в магазин или возвращались с океана на мотоциклах, об этом знала вся деревня.

В первый же день мы обнаружили, что сразу за деревней есть проход в Национальный Парк. Оказалось, проволока вдоль ограждения не находится под напряжением. Первой ночью, когда дети уснули, мы (взрослыми) зашли в буш, держась за руки, всего на несколько минут, чтобы поприветствовать это место.

Впоследствии мы пользовались много раз этим проходом и пролезали под проволокой, успокаивая себя тем, что местные очень часто ходили туда за дровами.
Мы с другом, временами, ночевали на том самом баобабе, и наблюдали очень близко слонов. Оказывается, слоны ходят бесшумно, и их может выдать разве что треск веток... Как-то однажды подумалось - а ведь проходом могут пользоваться не только люди....оказалось, что так и есть, и звери тоже иногда выходят из парка...

Прошло время. Мы выезжали на океан, даже ночевали там однажды. Бывали в мангровых лесах. Встречались с местными жителями и европейцами, переселившимися на эту землю. Познакомились с чудесной пожилой немкой - леди Эрикой, прожившей в Кении более 35 лет. На прощание мы подарили ей распечатку "Мастера и Маргариты" на немецком языке.

Приближалось время выборов, и нас предупредили, что лучше на это время покинуть страну. Мы нашли микроавтобус и отправились в Танзанию.

Позже мы с другом, уже вдвоем, вернулись в Кению, как домой, к людям, которые стали нашими хорошими друзьями, и являются ими поныне.

В деревню, ставшую родной, и куда ещё год спустя мы приехали снова, уже с малышом в животике.
Но это уже другие истории ...:)

Кения удивительна, добродушна, открыта и улыбчива. Люди, которых мы встречали, необычайно жизнерадостны и сердечны. "Акуна матата" - этим все сказано. Они так живут.
Для нас это пространство было и остаётся пространством чудес и всевозможностей...
Боже, храни Африку!
Читайте также