Алексеевская насосная станция за Крестовской заставой – объект культурного наследия
Многим десяткам тысячам человек, ежедневно посещающим ВДНХ, будь это жители Москвы или ее гости, трудно представить, что территория между станциями метро «ВДНХ» и «Алексеевская» когда-то была старинным селом Алексеевским. Мало того, это было дворцовое село с красивым путевым дворцом и обширным дворцовым хозяйством (не сохранились). Но в данном повествовании речь пойдет не об этом, а о том, что своим географическим положением Алексеевское не только лежало на пути в Троице-Сергиев монастырь, куда царь езжал на богомолье, но и было самым непосредственным образом вовлечено в строительство и совершенствование Мытищинско-Московского водопровода.Его история ведется с 28 июля 1779 года, когда Екатерина II подписала указ о строительстве централизованного водопровода. Генерал-поручик Фридрих Вильгельм Бауэр спроектировал водопровод как самотечный, поскольку Мытищи, откуда бралась вода, находятся на более высоких отметках от уровня моря, чем Москва. Для чего водопроводная галерея, протяженностью 20 верст, на всем ее протяжении шла с понижением. Если по пути галереи встречались речки, то через них перебрасывали кирпичные акведуки разной величины. В первом Екатерининском водопроводе было пять акведуков. До наших дней сохранился Ростокинский (Миллионный) акведук через Яузу. Село Ростокино в свое время плотно прилегало к селу Алексеевскому.
Сейчас мы имеем настоящее счастье созерцать акведук на Яузе – удивительное по красоте и изяществу инженерное гидрологическое сооружение. Только очень жаль, что несмотря на близость акведука к ВДНХ и музейно-выставочному комплексу «Рабочий и колхозница», им любоваться приходит незначительное число людей.
Таким образом, в 1781–1804 гг. через село Алексеевское прошел знаменитый Мытищинский водопровод, была построена водоприемная станция.
В 1826 году по указанию Николая I инженер Н.И. Яниш составил новый проект водопровода, в котором предусматривалось использовать старую водопроводную галерею. Мытищинские источники переустроили, галерею отремонтировали, а в селе Алексеевском возвели водоподъемную станцию, оборудовав ее двумя 24-сильными паровыми насосами. Из нее вода подавалась по чугунному водоводу в специально устроенный резервуар Сухаревой башни (выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, стоявший с 1695 по 1934 годы в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы, ныне проспект Мира).
На снимках: Алексеевская насосная станция за Крестовской заставой (фото 1913 г.) и Сухарева башня (на открытке 1927 г.).
Из резервуара Сухаревой башни вода распределялась по чугунным трубам в пять водоразборных фонтанов: на Лубянской и Театральной площадях, Воскресенский, Варварский и фонтан напротив Шереметевской больницы.
До наших дней дошли только два из пяти водоразборных фонтанов.
На Лубянской площади москвичи любили фонтан, но в 1934 году он был демонтирован и перенесен к зданию Академии наук СССР (Ленинский проспект, 14). В 1958 году место фонтана занял памятник Феликсу Дзержинскому работы скульптора Евгения Викторовича Вучетича (1908–1974). Этот памятник был демонтирован в ночь на 23 августа 1991 года. В настоящее время памятник находится в парке «Музеон».
Самая лучшая участь у фонтана на Театральной площади. Однако с его расположением есть некоторая путаница. Изначально он находился на Театральной площади. Но часть скверика, где он стоит, сейчас примыкает к площади Революции (см. на фрагменте карты). К тому же, этот сквер больше известен памятником Карлу Марксу (1961, скульптор Л. Кербель). Если смотреть от Большого театра, то памятник отчасти скрывает фонтан, а потому из-за него он не очень хорошо заметен.
Фонтан был открыт в 1835 году, скульптор И.П.Витали. Он является самым старым из сохранившихся фонтанов Москвы. Официальное название фонтана, Петровский, данное по старому названию Театральной площади. В XIX столетии фонтан был не только украшением площади. Возле него с утра до вечера выстраивались очереди водовозов и водоносов, здесь же поили лошадей.
После того как вода стала поступать из Москвы-реки, а не из Мытищинского водопровода, то фонтан Витали утратил свое утилитарное значение, и стал лишь скульптурным памятником, украшенным фигурами путти, символизирующими поэзию, трагедию, комедию и музыку.
В 1853 году была начата очередная реконструкция по проекту А.И. Дельвига Мытищинского водопровода. В частности, водокачка в Алексеевском получила более мощные машины, а на Сухаревой башне был устроен второй резервуар.
В начале 1870-х гг. московские водопроводы перешли в ведение города. Было построено несколько новых водопроводов, по-прежнему забирающих воду из мытищинских источников. Старый водопровод был перестроен и усовершенствован. Алексеевская водокачка стала играть роль промежуточного звена в системе водоснабжения: она поднимала воду в два резервуара выстроенных в 1893 г. Крестовских башен (арх. М. Геппенер) по 300 тыс. ведер каждый, откуда она поступала в городскую сеть труб.
К концу XIX века был решен вопрос о сооружении городской канализации, т.е. расход воды должен был существенно возрасти, началось расширение мытищинского водопровода. В этой связи, были увеличены емкости Алексеевской водокачки, построена электростанция с 2 генераторами, снабжавшая энергией центробежные насосы на колодцах и машины водокачки. Кроме того, на водокачке было устроено электрическое освещение и построены жилые дома для рабочих и служащих.
С начала XX века было решено начать забирать воду из Москвы-реки возле д. Рублево. Значение для города Алексеевской водокачки снизилось, но модернизация ее продолжалась. В 1910 г. было введено в эксплуатацию новое машинное здание, появилось новое электрическое оборудование.
На фото 1913 года: план Алексеевской насосной станции за Крестовской заставой (1913 год); водоподъемное здание на Алексеевской насосной станции; водоподъемные машины Алексеевской насосной станции; запасной резервуар Алексеевской насосной станции; служебные постройки при Алексеевской насосной станции; Крестовские водонапорные башни.
Действовавшие с 1892 г. ремонтные мастерские водокачки в 1913 г. были преобразованы в ремонтно-механический завод.
В 1933 г. водокачка и завод объединились в одно предприятие – «Оремзнасос», переименованный в 1938 г. в завод «Водоприбор».
Мытищинский Екатерининский водопровод уже давно многими забыт, по нему не идет вода. В Москве лишь Ростокинский акведук и два сохранившихся водоразборных фонтана напоминают о своеобразном «памятнике» Екатерине II. Во многом это происходит из-за того, что оставшиеся объекты не объединены в архитектурно-исторический ансамбль. Каждый из них позиционируется сам по себе с упоминанием вскользь о канувшей в лету принадлежности к старинному водопроводу.
Между тем в Москве есть еще один чудом уцелевший объект в виде ансамбля зданий и сооружений, также относящийся к Мытищинскому водопроводу. Им является Алексеевская насосная станция за Крестовской заставой (СВАО, ул. Новоалексеевская, дом 16, это неподалеку от станции метро «Алексеевская», см. на фрагменте карты Москвы и виде со спутника).
В той связи показательно, что несколько лет назад около станций метро, расположенных в Северо-Восточном административном округе (СВАО) города Москвы, были установлены стенды с фотографиями достопримечательностей, имеющихся в округе. Среди них заслуженно находилось изображение указанной водоподъемной станции.
Однако в 2012 году в высоких инстанциях обсуждались планы на месте насосной станции (в предыдущие годы в ансамбле ее зданий в течение 120 лет располагался завод «Водоприбор») строительство гигантского жилого комплекса более чем на 2 тысяч квартир с подземным паркингом, общей площадью 140 тысяч квадратных метров. Земельный участок площадью 7,8 га и близость станции метро для кого-то этот намечавшийся проект мог сделаться сверхприбыльным.
Приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 16 сентября 2016 года № 707 Алексеевская насосная станция у Крестовской заставы и ряд других построек включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля).
В конце 2012 г. завод «Водоприбор» фактически перестал существовать. Было объявлено о переводе его основных производственных мощностей в город Малоярославец Калужской области. На прежде заводской территории есть здание с полукруглой аркой, оно было спроектировано Геппенером как запасной резервуар Алексеевской насосной станции и построено в 1890–1893 гг. После завершения модернизации Мытищинского водопровода на нем даже установили памятную доску из итальянского мрамора, украшенную золоченым гербом Москвы (не дожила, к сожалению, до наших дней). На доске был выбит следующий текст: «Водопровод сей, снабжающий город Москву Мытищинской водою, сооружен в царствование императора Александра III при Московском Генерал-Губернаторе Великом Князе Сергее Александровиче благодаря неусыпной энергии, заботам Московского Городского Головы Николая Александровича Алексеева и трудами Городского Общественного Управления, высочайше учрежденной Комиссии под председательством Инженера Ивана Федоровича Рерберга, главных инженеров строителей водопровода: Константина Густавовича Дункера, Николая Петровича Зимина, и Александра Петровича Забаева и при содействии архитектора Максима Карловича Геппенера».
На новоявленном объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) народов Российской Федерации нигде не встретил таблички об этом. Зато на административном здании продолжает красоваться вывеска каким-то образом минимально присутствующего на данной территории завода «Водоприбор». К тому же, несмотря на воскресный день, территория заставлена автомобилями, а через проходную достаточно интенсивно въезжают и выезжают различные транспортные средства.
Алексеевская насосная станция у Крестовской заставы уже давно могла бы стать активно посещаемым архитектурным оазисом вблизи проспекта Мира у станции метро «Алексеевская». Но за предшествующие годы так им не стала и в обозримом будущем, очевидно, не станет. Поскольку не решена и видимо не решается проблема доступа к имеющемуся наследию промархитектуры.
Мы все реалисты, и понимаем, что наличие статуса памятника – не гарантия от его уничтожения. Алексеевская водокачка находится за оградой и что с ней происходит не только узнать, разглядеть почти невозможно, так как ограда, также являющаяся одним из объектов культурного наследия в ансамбле, еще поверх прутьев затянута металлической сеткой.
А тем временем совсем неподалеку от корпусов Алексеевской насосной станции за Крестовской заставой возводятся громадные здания, как айсберги нависающие над «старорежимными» зданиями, вытесняя их со своих земельных участков. По сравнению с новостройками, которые возможно скоро подступят к Алексеевской водокачке, дома на проспекте Мира уже не кажутся такими большими.
P.S. Проблема сохранения памятников промархитектуры стоит очень остро. А задача вдохнуть в них вторую жизнь также не менее труднорешаемая. Пока больше примеров, когда подобные архитектурные шедевры просто сносят. Так поступили с упоминавшимися ранее двумя Крестовскими водонапорными башнями.
На фотографии 1938 года показаны испытания двухэтажного троллейбуса на проспекте Мира по маршруту до Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (Крестовские водонапорные башни еще стоят).
Две рядом стоящие водонапорные башни не только московское изобретение.
В списке нынешних достопримечательностей Гродно в Беларуси почетное и заслуженное место занимаю две водонапорные башни «Кася» и «Бася». Они были построены на рубеже XIX–XX веков. Одна в 1890 году, а другая – в 1905–1910 гг. Восьмигранные башни – памятники промышленной архитектуры. В высоту они достигают 22 метра, накрыты восьмискатными крышами.
«Кася» и «Бася» были построены «Всероссийским акционерным водным обществом». Это произошло сразу после появления в Гродно водопровода. Сейчас в этих зданиях располагаются мастерские гродненских художников.
Читайте также
13 сентября 2024
472