Ангкор. Греко-буддизм в Камбодже. Затворки Империи. Часть 2
Греческое влияние.
Будда носит греческую тогу, покрывающую оба плеча, характерную позу контрапоста (поза в скульптуре, когда вес фигуры перенесён на одну ногу, а плечи и грудь повёрнуты относительно нижней части, создаёт видимость динамики либо наоборот расслабленности, как Давид (Микеланджело)), кудрявая причёска, стилизованная под средиземноморскую, с пучком волос (ушниша), напоминающим многие изображения Аполлона, тщательная, выверенная работа над чертами лица, не характерная для Азии, но свойственная греческому реализму.
Влияние греческих богов и героев распространилось не только на Будду. Считается, что Геракл в львиной шкуре (бог-защитник Деметрия I-основателя Индо-греческого царства) послужил моделью для Ваджрапани, защитника Будды. В Японии Ваджрапани дальше эволюционировал в гневного, мускулистого Сюконгосина, бога-защитника Будды, статуи которого стоят перед входом в японские храмы.
Интересно, не эта ли забытая ныне традиция видна на примере опоясанных грозных воинов (происхождение которых туманно), охраняющих тайские храмы?
В греко-буддистском искусстве использовались такие европейские элементы как херувимы с венками, орнаменты из виноградной лозы, кентавры и тритоны. Характерной особенностью «древних» находок является то, что буддистские ступы находятся непосредственно рядом с индуистскими и греческими храмами.
Вопрос открытый: «Что было раньше?»
После смерти Будды в течение нескольких веков, по-видимому, никто не делал попыток к изображению Учителя и к почитанию его в известном материальном образе; в этом отношении первые века буддизма представляют некоторое сходство с первыми веками христианства, когда, как считается, также не знали изображений Христа, Богоматери. Довольствовались часто символами рыбы, ягненка, доброго пастыря, креста… На памятниках древнего каменного «буддийского искусства», сохранившихся в центральной и северо-восточной Индии, имеются барельефы, относящиеся к истории Будды, например, сцены, изображающие сон Майи (нисхождение к ней с неба белого слона), поклонение священному дереву (Бодхи), почитание ступы (с останками Будды?), обращение Буддой аскета Кашьяпы и др., но нет изображений самого Будды (и еще акцентируем внимание на явном! Как это всё, как не посмотри, близко к раннему христианству!). Древнейшие изображения Будды находятся только на произведениях позднего греко-буддийского искусства, сохранившихся во множестве в северо-западной Индии, в бассейне реки Сват, около Пешавара и далее, на окраине современных англо-индийских владений, пределах Афганистана и как мы видим в Камбодже. Здесь среди развалин древних монастырей и ступ найдено много барельефов, изображающих сцены из жизни Будды, и также многочисленные статуи Будды.
Тип лица Будды- молодой человек, с красивыми и мягкими чертами, считается, что в воссоздании его «гандхарские» художники руководились, типом Аполлона Александрийской эпохи. Обычно Будда имеет в произведениях гандхарского искусства - классический, греческий, безбородый и безусый тип, иногда и с индийскими чертами, нередко с небольшими усами. Неизменным остается только его одеяние, покрывающее, как сказано, оба плеча, и в этом гандхарский тип отличается от обычного современного типа Будды.
Влияние гандхарского типа сказалось на изображениях Будды в китайском, корейском и японском искусствах (например, колоссальная статуя японского Будды (Дайбутсу) в Камакуре, и многочисленные изображения Будд на современных китайских и японских иконах). В чертах же лица, а отчасти и в костюме Будды, отражаются черты национального типа - сиамского, тибетского, индийского и т.д. Божественность Будды часто обозначается в гандхарском искусстве приданием им нимба. Этот нимб, усвоен также позднейшим тибетским, китайским и японским искусствам.
Важнейшим источником о взаимопроникновении идей между греческой и буддистской культурами, является труд «Вопросы Милинды (или Менандра)». «Вопросы Милинды» представляют собой запись беседы в стиле Платона между царём Менандром и буддистским монахом Нагасеной. Царь Менандр I (Милинда) был одним из самых успешных и знаменитых потомков Деметрия, греческие авторы сравнивают его иногда с Александром Македонским, о его величии и завоеваниях пишет Страбон . Мен-андр(Андрей?), которого именуют Спасителем, обратился в буддизм, и его роль в распространении буддизма оценивается в буддийской литературе очень высоко. Плутарх говорит, что после его смерти пепел от погребального костра был распределён между многими городами, и построены монументы (предположительно ступы), подобно ступам Будды.
Мы видим также, что осколки того самого европейского, греческого влияния («греко-буддизм») достигли и берегов Камбоджи и Таиланда. Здесь это влияние не так ярко, как в Пакистане и на Севере Индии. Но оно, несомненно, есть!
Краткие описания некоторых храмов.
Ангкор Ват (Angkor Wat)- самый большой и самый известный храм, посвященный индуистскому Богу Вишну. Здесь находится самый длинный в мире непрерывный барельеф, который проходит по внешним стенам галереи. На барельефе изображены истории из индуистской мифологии. В 1992 году ЮНЕСКО включила Ангкор в список мировых памятников культурного наследия. Интересен также своей симметрией и «крестообразностью», особенно кресты в строении храма заметны на схемах– вид сверху или с аэросъемки. Храм-крест, как в целом, так частями. «Крестообразная площадка, выходящая к плотине», «крестообразные строения», «крестообразные святилища», «система крестообразных галерей», «цоколь третьего этажа- это квадрат крестообразной конструкции», «строгая система плана, основанная на неизменной повторяемости крестообразного мотива- мостики, дамба, дорога, …» и так далее. Это всё из более точного описания Храма.
Байон (Bayon)- храм считается вторым символом Ангкора, возвышается в центре Ангкор Тома, с гигантскими каменными изваяниями лиц Будды, с узкими коридорами, крутыми лестницами, с башнями, украшенными более чем 200 лицами, меняющимися в зависимости от освещения. Байон украшают 53 квадратные башни, на каждой стороне которых изображено лицо бодхисатвы Авалокитешвары, причем так, что где бы Вы ни находились, эти лица «смотрят» на Вас.
Ангкор Том (Angkor Thom)- имеет пять монументальных ворот и окружен рвом шириной 100 метров. Основные достопримечательности находятся в центре окруженного стеной «древнего» города. Храм Ангкор Том расположен в 1,7 км севернее Ангкор Вата. Это центральная часть города. Название «Ангкор Том» означает «Большой Город».
Та Кео (Ta Keo)- одна из самых больших и высоких построек в стиле храм-гора. Его строительство не было закончено. Храм имеет 32 метра в высоту. Та Кео — точная копия священной горы Меру, с прямоугольным основанием и пятью квадратными башнями. В нем почти нет росписей.
Бывший Королевский Дворец- сегодня ничто не напоминает о нем, кроме двух бассейнов королевской семьи.
Пименакас(«Небесный дворец»)- в самом центре Королевского дворца .
Терраса Слонов- считается, что использовалась для наблюдения за публичными церемониями и служила фундаментом для Королевской резиденции. Узнаваемые очертания слонов поддерживают стены с двух сторон.
Терраса прокаженного короля- находится к северу от террасы слонов. Терраса Прокаженного Короля получила свое название из-за статуи прокаженного короля, находящейся на платформе. Сейчас здесь стоит копия, а оригинал находится в национальном музее в Пном-Пене. Имя прокаженного короля покрыто тайной. Теория о том, что им был Джаяварман VII и именно поэтому строил много больниц, не нашла исторической поддержки. Некоторые историки утверждают, что статуя изображает Каберу, бог богатства, или Ясовармана I, оба из которых были, предположительно, прокаженными. Еще одна версия, что статуя получила название из-за лишайника, который растет на ней.
Та пром (Ta Prohm)- Храм не очищался от джунглей и предстает в том виде, в котором его увидели французы (хотя в таком климате деревья растут быстро и не известно, что реально видели тогда французы). Башни, разрываемые стволами деревьев, изваяния богов, обвитые ветками лиан, и крыши галерей, продавленные под тяжестью огромных корней.
Преа Кхан (Preah Khan)- считается, что по количеству расписных стен и коридоров этому храму нет равных в Ангкоре, но и заблудиться здесь несложно.
Бантей Срей- храм расположен примерно в 25 км к северо-востоку от СиемРиепа. Это один из самых отдаленных храмов Ангкора. Это индуистский храм, посвященный богу Шиве. Стены башен украшены барельефами.
Преак Неак Пеан (Preah Neak Pean)- храм обладает интересной композицией: вокруг большого квадратного бассейна находятся четыре значительно меньших бассейна, строго ориентированных по сторонам света. В центре главного бассейна на искусственном острове находится небольшой храм, а около него статуя животного в духе Сальвадора Дали- когда-то здесь был искусственный пруд, в центре его возвышалась башня храма, а к храму плыла каменная лошадь. Сегодня пруд высох, храм стоит на высоченном фундаменте, а лошадь смотрится очень странно, потому что пытается плыть посуху. Храм расположен слегка поодаль от дороги.
Восточный и Западный Барей (Baray)- это искуственные водоемы (7 км на 1,8 км и 8 км на 2,3 км соответственно). Оба водоема питались водой реки СиемРиап, протекающей через Ангкор. В середине каждого из этих водоемов находится искусственный остров, на котором возвышается небольшой храм- Мебон (Mebon). В настоящее время водой заполнена лишь небольшая часть Западного Барея, Восточный Барей абсолютно сухой.
Южные ворота Ангкор Тхом (South Gate of Angkor Thom)- Квадратная стена, окружавшая город Ангкор, имела четверо ворот, из которых сохранились одни — южные. К воротам ведет галерея из десятков статуй Будды по обеим сторонам дороги. У большинства будд отбиты головы — так делали не только язычники, нападавшие на город, но и соседи-буддисты(зачем?!), которых раздражало процветание Ангкора. Сами же ворота увенчаны башней с четырьмя лицами.
Ролуос (Roluos Group)- город Харихаралая. На этом месте из кирпича начали строиться первые индуистские ступы. Многие из них стоят и теперь, хотя кирпич сохранился не лучшим образом.
Есть еще интересные «пирамидоидальные» храмы: Баконг и Пном Бакхенг.
Ангкор Тхом. Ворота
Ангкор.барельефы. пояса
Ангкор.барельефы. пояса
Ангкор. Пояс воина
Анкгор. Статуя с поясом без головы
Анкгор. Статуя с поясом без головы
Геракл-Ваджрапани, как защитник Будды, и как Сюконгосин, воплощение Ваджрапани в Японии
Будда.Камбоджа. Уже почти современный вид, но есть нимб и одежда выше пояса
Скульптура Будды в гандхарском стиле.
Нимб. Римская одежда
Ангкор. Написана ли здесь истина
Ангкор. Одна из местных пирамид
Таиланд. Бангкок-обрызгивание кисточками водой
Далее идут фото по Ангкор. Храм Та пром:
[b]Источники
Бруно Дажен . Ангкор. Лес из камня. Издательство: АСТ, Астрель. Год издания: 2003 г. 192 стр.
А.М. Тюрин. Ангкор реальный и мифический (серия статей). http://new.chronologia.org/volume5/angkor.html.
Н.И. Рыбакова «Искусство Камбоджи. С древнейших времен до XIV века». Издательство: Галарт. Год издания: 2007. ISBN 978-5-269-01062-5
«Илиада» Гомера.
Статья «Греко-буддизм» Википедии
Статья «Индо-греческое царство» Википедии
Будда носит греческую тогу, покрывающую оба плеча, характерную позу контрапоста (поза в скульптуре, когда вес фигуры перенесён на одну ногу, а плечи и грудь повёрнуты относительно нижней части, создаёт видимость динамики либо наоборот расслабленности, как Давид (Микеланджело)), кудрявая причёска, стилизованная под средиземноморскую, с пучком волос (ушниша), напоминающим многие изображения Аполлона, тщательная, выверенная работа над чертами лица, не характерная для Азии, но свойственная греческому реализму.
Влияние греческих богов и героев распространилось не только на Будду. Считается, что Геракл в львиной шкуре (бог-защитник Деметрия I-основателя Индо-греческого царства) послужил моделью для Ваджрапани, защитника Будды. В Японии Ваджрапани дальше эволюционировал в гневного, мускулистого Сюконгосина, бога-защитника Будды, статуи которого стоят перед входом в японские храмы.
Интересно, не эта ли забытая ныне традиция видна на примере опоясанных грозных воинов (происхождение которых туманно), охраняющих тайские храмы?
В греко-буддистском искусстве использовались такие европейские элементы как херувимы с венками, орнаменты из виноградной лозы, кентавры и тритоны. Характерной особенностью «древних» находок является то, что буддистские ступы находятся непосредственно рядом с индуистскими и греческими храмами.
Вопрос открытый: «Что было раньше?»
После смерти Будды в течение нескольких веков, по-видимому, никто не делал попыток к изображению Учителя и к почитанию его в известном материальном образе; в этом отношении первые века буддизма представляют некоторое сходство с первыми веками христианства, когда, как считается, также не знали изображений Христа, Богоматери. Довольствовались часто символами рыбы, ягненка, доброго пастыря, креста… На памятниках древнего каменного «буддийского искусства», сохранившихся в центральной и северо-восточной Индии, имеются барельефы, относящиеся к истории Будды, например, сцены, изображающие сон Майи (нисхождение к ней с неба белого слона), поклонение священному дереву (Бодхи), почитание ступы (с останками Будды?), обращение Буддой аскета Кашьяпы и др., но нет изображений самого Будды (и еще акцентируем внимание на явном! Как это всё, как не посмотри, близко к раннему христианству!). Древнейшие изображения Будды находятся только на произведениях позднего греко-буддийского искусства, сохранившихся во множестве в северо-западной Индии, в бассейне реки Сват, около Пешавара и далее, на окраине современных англо-индийских владений, пределах Афганистана и как мы видим в Камбодже. Здесь среди развалин древних монастырей и ступ найдено много барельефов, изображающих сцены из жизни Будды, и также многочисленные статуи Будды.
Тип лица Будды- молодой человек, с красивыми и мягкими чертами, считается, что в воссоздании его «гандхарские» художники руководились, типом Аполлона Александрийской эпохи. Обычно Будда имеет в произведениях гандхарского искусства - классический, греческий, безбородый и безусый тип, иногда и с индийскими чертами, нередко с небольшими усами. Неизменным остается только его одеяние, покрывающее, как сказано, оба плеча, и в этом гандхарский тип отличается от обычного современного типа Будды.
Влияние гандхарского типа сказалось на изображениях Будды в китайском, корейском и японском искусствах (например, колоссальная статуя японского Будды (Дайбутсу) в Камакуре, и многочисленные изображения Будд на современных китайских и японских иконах). В чертах же лица, а отчасти и в костюме Будды, отражаются черты национального типа - сиамского, тибетского, индийского и т.д. Божественность Будды часто обозначается в гандхарском искусстве приданием им нимба. Этот нимб, усвоен также позднейшим тибетским, китайским и японским искусствам.
Важнейшим источником о взаимопроникновении идей между греческой и буддистской культурами, является труд «Вопросы Милинды (или Менандра)». «Вопросы Милинды» представляют собой запись беседы в стиле Платона между царём Менандром и буддистским монахом Нагасеной. Царь Менандр I (Милинда) был одним из самых успешных и знаменитых потомков Деметрия, греческие авторы сравнивают его иногда с Александром Македонским, о его величии и завоеваниях пишет Страбон . Мен-андр(Андрей?), которого именуют Спасителем, обратился в буддизм, и его роль в распространении буддизма оценивается в буддийской литературе очень высоко. Плутарх говорит, что после его смерти пепел от погребального костра был распределён между многими городами, и построены монументы (предположительно ступы), подобно ступам Будды.
Мы видим также, что осколки того самого европейского, греческого влияния («греко-буддизм») достигли и берегов Камбоджи и Таиланда. Здесь это влияние не так ярко, как в Пакистане и на Севере Индии. Но оно, несомненно, есть!
Краткие описания некоторых храмов.
Ангкор Ват (Angkor Wat)- самый большой и самый известный храм, посвященный индуистскому Богу Вишну. Здесь находится самый длинный в мире непрерывный барельеф, который проходит по внешним стенам галереи. На барельефе изображены истории из индуистской мифологии. В 1992 году ЮНЕСКО включила Ангкор в список мировых памятников культурного наследия. Интересен также своей симметрией и «крестообразностью», особенно кресты в строении храма заметны на схемах– вид сверху или с аэросъемки. Храм-крест, как в целом, так частями. «Крестообразная площадка, выходящая к плотине», «крестообразные строения», «крестообразные святилища», «система крестообразных галерей», «цоколь третьего этажа- это квадрат крестообразной конструкции», «строгая система плана, основанная на неизменной повторяемости крестообразного мотива- мостики, дамба, дорога, …» и так далее. Это всё из более точного описания Храма.
Байон (Bayon)- храм считается вторым символом Ангкора, возвышается в центре Ангкор Тома, с гигантскими каменными изваяниями лиц Будды, с узкими коридорами, крутыми лестницами, с башнями, украшенными более чем 200 лицами, меняющимися в зависимости от освещения. Байон украшают 53 квадратные башни, на каждой стороне которых изображено лицо бодхисатвы Авалокитешвары, причем так, что где бы Вы ни находились, эти лица «смотрят» на Вас.
Ангкор Том (Angkor Thom)- имеет пять монументальных ворот и окружен рвом шириной 100 метров. Основные достопримечательности находятся в центре окруженного стеной «древнего» города. Храм Ангкор Том расположен в 1,7 км севернее Ангкор Вата. Это центральная часть города. Название «Ангкор Том» означает «Большой Город».
Та Кео (Ta Keo)- одна из самых больших и высоких построек в стиле храм-гора. Его строительство не было закончено. Храм имеет 32 метра в высоту. Та Кео — точная копия священной горы Меру, с прямоугольным основанием и пятью квадратными башнями. В нем почти нет росписей.
Бывший Королевский Дворец- сегодня ничто не напоминает о нем, кроме двух бассейнов королевской семьи.
Пименакас(«Небесный дворец»)- в самом центре Королевского дворца .
Терраса Слонов- считается, что использовалась для наблюдения за публичными церемониями и служила фундаментом для Королевской резиденции. Узнаваемые очертания слонов поддерживают стены с двух сторон.
Терраса прокаженного короля- находится к северу от террасы слонов. Терраса Прокаженного Короля получила свое название из-за статуи прокаженного короля, находящейся на платформе. Сейчас здесь стоит копия, а оригинал находится в национальном музее в Пном-Пене. Имя прокаженного короля покрыто тайной. Теория о том, что им был Джаяварман VII и именно поэтому строил много больниц, не нашла исторической поддержки. Некоторые историки утверждают, что статуя изображает Каберу, бог богатства, или Ясовармана I, оба из которых были, предположительно, прокаженными. Еще одна версия, что статуя получила название из-за лишайника, который растет на ней.
Та пром (Ta Prohm)- Храм не очищался от джунглей и предстает в том виде, в котором его увидели французы (хотя в таком климате деревья растут быстро и не известно, что реально видели тогда французы). Башни, разрываемые стволами деревьев, изваяния богов, обвитые ветками лиан, и крыши галерей, продавленные под тяжестью огромных корней.
Преа Кхан (Preah Khan)- считается, что по количеству расписных стен и коридоров этому храму нет равных в Ангкоре, но и заблудиться здесь несложно.
Бантей Срей- храм расположен примерно в 25 км к северо-востоку от СиемРиепа. Это один из самых отдаленных храмов Ангкора. Это индуистский храм, посвященный богу Шиве. Стены башен украшены барельефами.
Преак Неак Пеан (Preah Neak Pean)- храм обладает интересной композицией: вокруг большого квадратного бассейна находятся четыре значительно меньших бассейна, строго ориентированных по сторонам света. В центре главного бассейна на искусственном острове находится небольшой храм, а около него статуя животного в духе Сальвадора Дали- когда-то здесь был искусственный пруд, в центре его возвышалась башня храма, а к храму плыла каменная лошадь. Сегодня пруд высох, храм стоит на высоченном фундаменте, а лошадь смотрится очень странно, потому что пытается плыть посуху. Храм расположен слегка поодаль от дороги.
Восточный и Западный Барей (Baray)- это искуственные водоемы (7 км на 1,8 км и 8 км на 2,3 км соответственно). Оба водоема питались водой реки СиемРиап, протекающей через Ангкор. В середине каждого из этих водоемов находится искусственный остров, на котором возвышается небольшой храм- Мебон (Mebon). В настоящее время водой заполнена лишь небольшая часть Западного Барея, Восточный Барей абсолютно сухой.
Южные ворота Ангкор Тхом (South Gate of Angkor Thom)- Квадратная стена, окружавшая город Ангкор, имела четверо ворот, из которых сохранились одни — южные. К воротам ведет галерея из десятков статуй Будды по обеим сторонам дороги. У большинства будд отбиты головы — так делали не только язычники, нападавшие на город, но и соседи-буддисты(зачем?!), которых раздражало процветание Ангкора. Сами же ворота увенчаны башней с четырьмя лицами.
Ролуос (Roluos Group)- город Харихаралая. На этом месте из кирпича начали строиться первые индуистские ступы. Многие из них стоят и теперь, хотя кирпич сохранился не лучшим образом.
Есть еще интересные «пирамидоидальные» храмы: Баконг и Пном Бакхенг.
Ангкор Тхом. Ворота
Ангкор.барельефы. пояса
Ангкор.барельефы. пояса
Ангкор. Пояс воина
Анкгор. Статуя с поясом без головы
Анкгор. Статуя с поясом без головы
Геракл-Ваджрапани, как защитник Будды, и как Сюконгосин, воплощение Ваджрапани в Японии
Будда.Камбоджа. Уже почти современный вид, но есть нимб и одежда выше пояса
Скульптура Будды в гандхарском стиле.
Нимб. Римская одежда
Ангкор. Написана ли здесь истина
Ангкор. Одна из местных пирамид
Таиланд. Бангкок-обрызгивание кисточками водой
Далее идут фото по Ангкор. Храм Та пром:
[b]Источники
Бруно Дажен . Ангкор. Лес из камня. Издательство: АСТ, Астрель. Год издания: 2003 г. 192 стр.
А.М. Тюрин. Ангкор реальный и мифический (серия статей). http://new.chronologia.org/volume5/angkor.html.
Н.И. Рыбакова «Искусство Камбоджи. С древнейших времен до XIV века». Издательство: Галарт. Год издания: 2007. ISBN 978-5-269-01062-5
«Илиада» Гомера.
Статья «Греко-буддизм» Википедии
Статья «Индо-греческое царство» Википедии
Читайте также
2 января 2025
41 136
2 января 2025
8 493