Австро-Венгрия — пятидневный трип по двум частям распавшейся империи

Набережная Дуная, орлы на гербах, мозаика на крышах соборов и бастионов — Вена и Будапешт похожи настолько, насколько могут быть сходны между собой два куска когда-то величественной Австро-Венгерской империи. Сейчас они идут разными дорогами, и кажется, что между ними целая пропасть.

В феврале мы провели несколько дней в Вене и съездили на день в Будапешт, чтобы воссоздать образ империи.

Часть первая. Имперская Вена

В начале февраля ещё тусклое солнце едва пробивается из-за туч и освещает просыпающийся город. Мы живём в квартире старого дома на набережной канала Дуная. Окна спальни смотрят на воду. Вдоль канала и в окрестностях венского леса стоят голые деревья, в ветвях проблёскивает зелёная листва — это омела.



Венцы начинают утро выходного дня с пробежки. Вдоль аллеи Венского леса бегут субтильные девочки-подростки, подтянутые парни, спортивные деды — похожие на тех, что садятся утром в электричку и едут в лес для прогулки на лыжах — ну такие, в красных шапочках-петушках и свисающих на коленках чёрных трико. Если углубиться в сам лес, на земле найдёте сотни опавших и перезимовавших каштанов. В пищу непригодны, за ними в сезон лучше ехать за город.



Справа от Венского леса — конечная трамвая, там ждёт весны парк Пратер. В феврале там можно прокатиться на колесе обозрения (кабинки в виде вагончиков - длинные, красные) или посмотреть на город, сидя на кресле «ветерка» — впрочем, мы не решились из-за холода.

В этой же части города находится Дом Хундервассера — австрийского Гауди. Его проекты нестандартны и выделяются из общей строгости Вены своей неправильной геометрией и яркими красками.



Здесь можно относительно недорого, по сравнению с центром Вены, выпить пива — в среднем, три евро за 0,5. В баре мы, кстати, сразу ощутили национальную самодостаточность австрийцев. Когда к нам подошла официантка, больше похожая на хозяйку заведения и спросили, курят ли здесь, она ответила на твёрдом русском «Курите». Мы, конечно, удивились.

— Вы говорите на русском?
— Да. Чуть-чуть. Английский не люблю. Когда к нам заходят туристы и говорят - «Hello!», хочется сказать «Сами вы ху...ло». Не надо так говорить. Вы в Вене, это не Прага. Просто улыбнитесь глазами и вас поймут, это лучше, чем эти английские фразы. Венцы - они очень добрые и гостеприимные. Это не немцы.
— А вы вообще не говорите на английском?
— Нет, но иногда приходится.



Центр Вены — это огромные площади, роскошные фасады домов и имперская величавость. Много велопарковок, где велосипед можно взять напрокат.

Венское метро похоже на клубок длинных гирлянд. Пять веток и больше ста станций. При этом, в отличие от соседней Праги, в названиях станций разбираться чуть сложнее, как и ориентироваться в метро — надписей на английском нигде нет. Покупаете билет, проставляете время в валидаторе на входе в подземку, турникетов нет.



Как и в Праге, все строится на чувстве ответственности. Можно рискнуть и проехать бесплатно, но если попадешься контролёру, придётся выложить за это 100 евро. Цена на одну поездку — 2 евро и 10 центов. Чтобы попасть в вагон нужно дергать раздвижные двери за ручки, в отличие от Чехии, где достаточно нажать на кнопку.

Must see в Вене — это собор Святого Стефана, он стоит в центре одноименной площади и окружён рекламными баннерами, что, правда, изрядно портит впечатление. Кроме того, вокруг него так много других зданий, что он немного теряется на их фоне. В собор можно зайти бесплатно, хватит, чтобы получить представление. Посещение катакомб, где похоронены тысячи жителей, обойдется в 3 евро.


Погуляйте в районе резиденции президента Австрии — у замка Хофбург. Тут и там снуют фиакры с туристами.  Обязательно сядьте на трамвай и прокатитесь по Рингу — кольцевому маршруту вокруг всего старого города.

Недалеко от Хофбурга находится знаменитая Венская опера, где по вечерам можно увидеть длинную очередь из желающих сходить в неё за три евро. Такой билет даёт право попасть на стоячие места на галерке. А неподалеку в подземном переходе установлен задрапированный туалет, где играет классическая музыка.

Потрясла ратуша. На площади перед мэрией залили каток, в центре поставили огромный шар, а внутри — макет собора святого Стефана и летят снежинки, которые, конечно, не снежинки, а что-то похожее на вату.



Нельзя пропустить венский Лувр — Бельведер. Сотни полотен, в том числе Ван Гога, Густава Климта (здесь хранится его знаменитая картина «Влюблённые»), Эдуарда Дега, Оскара Кокошки, Эгона Шиле, Клода Моне. Билет стоит 14 евро.

Нужно платить, кстати, и за услуги гардероба — по 0,5 евро с человека. За эти деньги вашу шапку с шарфом положат в пакет, а пальто прокатится по автоматизированной системе подачи верхней одежды.  Фотографировать картины нельзя.

В туалетах Бельведера играет классическая музыка, а из окон второго этажа открывается панорама города. С обратной стороны - парк с озером и статуями животных.



Полюбоваться картинами можно и галереи «Альбертина». Среди сотен полотен, много работ Пабло Пикассо, чуть меньше — Альфреда Сислея, Рене Магритта. Можно фотографировать.

Ещё всенепременно стоит побывать в старейшем в мире зоопарке — «Шёнбрунн». Там есть панды, а ещё три гиппопотама, носороги, самые разные пингвины, морские львы. Есть несколько павильонов, где живут насекомые (включая гигантских богомолов), тропические птицы и летучие лисицы, а также пещера, где кружат летучие мыши. Серьезно — заходишь в пещеру, а тебя облетают десятки мышей, слегка задевая крыльями и едва слышно попискивая.


В зоопарке много интерактива для детей. Это идеальное место, чтобы познакомить ребенка со многими животными и показать, где они обитают в дикой природе: полазить в кроличьих норах, спуститься в «гнездо» сусликов и побывать в Арктике у белых медведей. Вообще, можно не заметить, как пролетит день. У каждого вольера указано время кормления.

В императорской ротонде можно перекусить. Но нам не понравилось, потому что на столах было неопрятно, а блюда стоили слишком дорого. Но знаменитый венский шницель заказали именно тут - тонкий и золотистый.

Выше от зоопарка находится дворец Шенбрунн — если хватит сил, можно добраться и до него.

Продукты в Вене мы чаще всего брали в сети Billa. Там большой ассортимент, много сыров, а приличное вино можно взять всего за 2-3 евро.

В целом цены в Вене вполне сравнимы с московскими, в Будапеште они ощутимо ниже.

Часть вторая. Демократичный Будапешт

Столица Венгрии находятся всего лишь в 240 км от Вены. Автобус едет часа три. На автовокзале нужно не забыть поменять евро на форинты и также купить билет на метро, где система прохода не отличается от венской. В переходах лежат бомжи, а первый наш венгерский поезд оказался еще страшнее, чем в России — родные синенькие вагоны, только совсем неухоженные.



Потом выяснится, что такие неказистые поезда ходят только по той ветке, что следует до автовокзала. На других вполне симпатичные современные поезда, да и облик станций значительно лучше. Цена за одну поездку в метро — 350 форинтов или 67 рублей (1 евро — около 312 форинтов).

Язык венгров совершенно непонятен (финно-угорское происхождение даёт о себе знать), поэтому выручить в метро может только собственная память. Отсчитывайте, сколько вам нужно проехать станций и не промахнётесь.

На осмотр Будапешта у нас было всего девять часов. Дунай делит город на две части - пологий Пешт и гористую Буду. Начали изучать город с Пешта. Первая точка — базилика святого Иштвана или Стефана.



Это первый венгерский король, именно он обратил венгров в христианство. Поднимитесь на смотровую площадку и полюбуйтесь городом с высоты. Он очень сильно пострадал во Вторую мировую, поэтому историческая застройка перемежается неказистыми бизнес-центрами.

Следующая по пути — площадь Свободы. Сперва в глаза бросается памятник борьбе Венгрии против немецкой оккупации 1944 года. Рядом с ним находится так называемый «народный мемориал против фальсификации истории»: десятки фотографий и историй погибших во время режима Хорти, поддерживавшего Германию с 1938 года. В этом весь Будапешт с его высокой политической конкуренцией и периодически меняющимися партиями власти.



В центре площади стоит памятник революции 1956 года, подавленной советскими войсками — гора чемоданов тех, кто был вынужден иммигрировать. Однако главный монумент казался абсолютно брошенным, вокруг него разместили огромную ярмарку с загоном для живых свиней. Можно было купить все, начиная от сувениров и заканчивая колбасой и мясом. На лотках большой выбор готовых блюд, все свежеприготовленное, дымящееся и по доступным ценам.



На площади местные музыканты играют рок-н-ролл, туристы фотографируются с Рональдом Рейганом — в нескольких шагах находится посольство США.

Самый знаменитый символ Будапешта — это венгерский парламент. Он настолько огромен, что сможет поместиться разве что в широугольный объектив камеры. На клумбах раскинулся кедровый стланик.



На набережной Дуная вдоль стоит ряд железных туфелек — это монумент жертвам Холокоста. Именно здесь в 1944 году стояло несколько десятков человек, которым стреляли в спину, а тела падали в воду.

Дунай соединяет Буду и Пешт пятью мостами. Через самый знаменитый — Цепной — мы проехали на автобусе. Впрочем, если не торопитесь, лучше пройдите по нему пешком. Если сойти с моста налево, можно подняться на рельсовом фуникулере к Королевскому дворцу.



Если пойти направо, окажетесь у Рыбацкого бастиона. Это шедевральное место: и вид на город, и будто игрушечные башенки, и храм с яркой мозаичной крышей, и площадь старого города, и чумной столб.



Венгрия славится своими купальнями, а ещё у будупештцев очень красивый Центральный рынок. Он прекрасен и снаружи, и внутри. За прилавком со специями улыбнётся старушка и протянет конфету. В ответ на «Thank you» тебя поправят — «Кёссёнём». Ты запнёшься, пытаясь выговорить, и только на третий раз получится венгерское «спасибо». И не уезжайте, не попробовав настоящего венгерского гуляша в хлебе.



Напоследок совет, если вы собираетесь ехать в Вену из Праги, а затем в Будапешт, то выбирайте автобусы оператора Student Agency. Рейс Прага-Вена стоит 11 евро. Это самые дешевые билеты и их лучше брать за день-два до отправления, потому что расходятся быстро. При этом обслуживание значительно лучше, чем у других. В автобусе чувствуешь себя почти как на борту самолёта — предложат чай, кофе, горячий шоколад и «слухалки», то есть наушники.