Байкал. Листвянка. Камень Черского

В шаманизме, который очень распространен у бурятов Иркутской области, красивые места, которые выделяются из общего ландшафта, считаются контактной зоной между мирами. Их отмечают, в том числе ставя столбы сэргэ. Таким местом является и каменьЧерского. Он находится на невысокой горе недалеко от поселка Листвянка.




На Байкале очень много мест, названных в честь Черского. Даже иногда путают камень Черского рядом с Листвянкой, зайти на который не стоит больших усилий, и Пик Черского рядом со Слюдянкой, поход на который может занять до 3х суток. Чем же заслужил Черский такую память о себе? Выходец из мелкопоместного белорусского дворянства, принявший участие в польском восстании 1863 года, Иван Демьянович Черский оказался в ссылке в Сибири. Обучавшийся до восстания в Виленском Правительственном институте, молодой человек продолжил самообразование в ссылке. Начальство всячески поддерживало эти стремления. Наибольший интерес для Черского представляла геология. Возможность в 1871 году переехать в Иркутск, бывший на тот момент центром культуры и науки Сибири, дал шанс Ивану Демьяновичу более плотно занятся научными изысканиями под руководством профессиональных ученых. Особое место в деятельности Черского занимало изучение Байкала. Не будучи кабинетным ученым, Черский с геологическими экспедициями объехал все берега Байкала. Именно ему принадлежит подробное описание геологии байкльских берегов с подробной геологической картой. Они исследовал геологию Сибирского почтового тракта от Байкала до Урала, долину реки Селенги в Прибайкалье... 20 лет жизни, до гибели от туберкулеза в 1892 году во время одной из экспедиций, были отданы научным исследованиям территорий рядом с величайшим озером планеты.




Добраться до камня Черского из Листвянки очень просто. Можно прогуляться пешком вдоль Байкальского тракта минут 30 или доехать на маршрутке до остановки Музей Байкала. Еще несколько десятков метров – и начинается подъем на гору. Сама гора невысокая – 755 метров. Здесь можно выбрать три пути. Самый легкий – на подъемнике. Второй путь – параллельно с ходом подъемника пешком по тропинке. Третий, самый длинный – по плиточному серпантину 2км 200м. Я выбрала второй вариант. Шла по тропинке, наслаждаясь настоящим природным чудом – золотой осенней тайгой.[justify]


[justify]Рядом проплывали скамейки канатной дороги.



Ну вот, подъем завершен. Еще минут десять по тропинке влево и оказалась на территории, где властвуют духи неба, земли и воды. А во главе их дух - хозяин этой местности. О том, что у места есть хозяин, свидетельствует сэргэ.




Это столб, символизирующий древо жизни и объединяющий три мира. На сэргэ обычно вырезают три горизонтальные ложбинки, чтобы небожители, люди и жители подземного мира могли привязывать к столбу своих коней. Также вешают ленточки, залаа, проговаривая при этом молитвы или просьбы. В классическом шаманизме нет никаких храмов, кроме храма Природы. Верховное божество – это Вечное Синее Небо. А духи и боги выбирают себе для своей жизни под этим Небом самые красивые места, где человек может сосредоточиться на молитве и на общении с ними.
Природа вокруг действительно великолепна. Не удивительно, что давным давно некий сильный дух решил здесь поселиться.


Кстати, ламаизм сохраняет преемственность почитания таких мест, а хозяин места принимает как шаманские, так и буддистские молитвы. И не только. Я познакомилась с местной русской парой, у которой на следующий день была назначена свадьба. Ребята пришли оказать свое уважение к духу места. Рядом с сэргэ положено «бурханить», делать жертвоприношения. У бурятов это «белая еда» (молочные продукты), конфеты, спиртное, мелкие монеты. Туристы ограничиваются монетками. Положив монетки рядом сэргэ, я поднялась на сам камень. Несмотря на туман, вид был захватывающий. Рядом с камнем, несмотря на довольно большое число туристов, было тихо. Даже «громкие» китайцы притихли. Возможно, все мы, кто здесь находился, на неком архетипическом бессознательном уровне почувствовали уникальность этого места, где нужно вести себя тихо и спокойно, без лишнего шума, соединив себя с природой и благодаря ей осознать внутри себя что-то очень-очень важное...
Обратно я спускалась по серпантину. Постепенно мистика места исчезала. Возможно, причиной этого стали многочисленные лавочки и места для пикников.




Кстати, зимой здесь довольно много любителей горных лыж, работает горнолыжный курорт.
И вот я снова шла по Байкальскому тракту, а рядом шумел Байкал.




С берез в озеро падали осенние листья, а он тихо качал это золото на своих волнах..