Николай Кофырин
22 ноября 2015
11621

Бани разных стран и народов



Сегодня часто приходится слышать: «русскую баню у русских украли!» Политики любят говорить о русском народе, национальной идее и русском мире. Но при этом лишают русского человека национальной традиции. На смену русским парным строят финские сауны и турецкий хамам. Я люблю и сауну и хамам, но всё же, как русский человек, предпочитаю русскую парную с берёзовым или дубовым веничком. «Русская баня» – это брэнд, такой же как сауна или хамам.
Без чего нельзя прожить в России, так это без бани. Свидетельством тому – русские поговорки: «без бани мы бы пропали»; «в какой день паришься, в тот день не старишься»; «в бане помылся, что заново родился».
Я посещал разные бани в разных странах мира, но русская баня мне милее всех.

Известно, какую важную роль играла и до сих пор играет баня в жизни людей. В «Очерках русской культуры XVII века» в главе «Быт и нравы» А.К.Леонтьев пишет: «Баня оставалась одним из важнейших элементов быта народа, которую особенно ценили за её лечебные свойства. По свидетельству Рейтенфельса, каждый москвитянин посещал баню не реже двух-трёх раз в неделю».

На «прямой линии» 16 апреля 2015 года Владимира Путина спросили:
«Приглашали ли Вы кого-нибудь из руководителей других стран в русскую баню? Ведь эффект от переговоров может быть намного позитивнее, нежели от «круглого стола» переговоров».
В.В.Путин ответил: «Мы с бывшим канцлером ФРГ господином Шрёдером были однажды у меня в резиденции, он приезжал много лет назад, и пошли в баню. Она загорелась. Правда. Он как раз налил себе пива, я выхожу, говорю: «Слушай, Герхард, нам нужно отсюда выходить срочно. Мы горим». Он говорит: «Сейчас пиво допью, и пойдём». Я говорю: «Ты чего, с ума сошёл? Мы горим, ты понимаешь или нет?» Но он всё-таки пиво допил, он настойчивый мужчина и с характером. Она сгорела дотла, больше мы там ни с кем не появлялись. А вообще я баню люблю и хожу с удовольствием».

В детстве, сколько себя помню, каждую субботу я ходил с отцом в общественную баню. Тогда она стоила 15 копеек, потом 17, потом 20 копеек. Теперь цена 300 рублей и более.

Когда прихожу в баню, то забываю обо всех неурядицах; ощущаю себя как в оазисе, где тепло и много воды, и где всегда можно повстречать хороших людей. Для многих баня это клуб, где завсегдатаи встречаются, общаются и отдыхают.

Баня – это особая культура, а для некоторых даже культ. Грамотно попариться в бане – настоящее искусство. Известно, что баня – лучшее средство против стресса.
Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов и растворённых шлаков.

Недавно открыл для себя новое – общение в Интернете со всем миром, сидя в бане!

Когда меня спрашивают, где находится баня, в которую хожу, я не отвечаю, боюсь раскрыть тайну. Эта маленькая баня позапрошлого века, в которой сохранилась отличная парная и где цены ещё не кусаются. Но и там недавно сократили льготный день (говорят из-за отсутствия дотаций из городского бюджета). Хотя общественные бани всегда были дотационными. В сталинские времена бани находились в ведении НКВД.

Известно множество самых различных бань: русская, турецкая, финская, японская (офуро), инфракрасная сауна и множество других. И всякая баня по-своему хороша. Но сейчас проводят насильственную «финляндизацию» – на смену русской бани строят финские сауны. Я люблю сауну, но и сами финны больше любят русскую баню «по-чёрному». Уже доказано, что русская баня с веником гораздо полезнее, чем финская с сухим паром.

В аквапарке «Питерлэнд» я насчитал порядка десяти различных видов бань: африканская, японская, бухарская, ацтекская, скифская, римская, турецкая, финская, и др. Но самая лучшая –русская. Вот только русская баня без веника всё равно что брачная ночь без невесты.

Правда, наиболее продвинутые, понимают ценность русской бани, и строят банные клубы. Так в аквапарке «Родео драйв» помимо финской сауны и турецкого хамам, есть и парная, где можно попариться с веником.
В СПА-отеле «Скандинавия» специально дополнительно построили русскую баньку для любителей попариться с веничком.

В каждой стране и в каждом городе, где мне приходилось бывать, я старался посетить баню. Поскольку именно там можно узнать людей и правду во всей неприглядной наготе. Был я в банях в Германии, в Финляндии, в Швеции, в Египте, в Израиле, в других странах.
Особенно запомнилась финская сауна на пароме из Хельсинки в Стокгольм. Так можно было париться и сквозь стеклянную стену любоваться морем.
Поразила меня баня на горе Масада на высоте 450 метров над уровнем Мёртвого моря. Она была построена царём Иродом великим, и удивила даже римских завоевателей.




Люблю устраивать походную баню на природе. Очень нравится баня на даче – с купанием в снегу. Но больше всего мне нравится деревенская баня «по-чёрному» в Вологодской области.

Традиционные русские бани (деревенские) делятся на отапливаемые «по-чёрному» и «по-белому». Баня «по-черному» остаётся самой полезной из всех видов бань. Несмотря на её неказистый вид, она высоко ценится знатоками.
Дёготь от сгорания берёзовых поленьев приводит к высокой бактерицидности воздуха. По уровню стерильности баня «по-черному» сравнивается с хирургической операционной. Стерильны не только стены такой парилки, но и воздух внутри неё.
В сельской местности баня являлась единственным наиболее стерильным и подходящим местом для родов. Из народного фольклора известно, что после ссоры «супругам лучше всего мириться в бане».

В русских банях «по-чёрному» повитухи принимали роды. В банях же чаще всего и зачинали детей. Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха. Та смотрела, насколько здорова будущая невестка.

У различных народов мира можно найти свои уникальные традиции в строительстве бань и в пользовании ими.
По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских племён напоминали юрты. Посередине ставили котёл с отваром трав и в него бросали раскалённые камни, которые предварительно нагревали снаружи на костре. У скифов существовала практика пользования корой деревьев, предварительно размягченной при помощи камней для очищения кожных покровов. Походная баня древних скифских и сарматских племён, кочующих по северным берегам Чёрного моря, считается прародительницей современных мобильных бань на основе каркасно-тентовых конструкций.

Некоторые индейские племена Америки, такие как племя Лакота, с древних времён и по сей день пользуются ритуальной баней, которая представляет собой пространственную конструкцию из прутьев, с внешним покрытием из шкур животных. Эта ритуальная баня предназначается для общения с духами предков и называется Инипи.

Бани строили в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Египте. В Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. Горячую ванну принимали в круглом чане, после чего следовали омовения в холодной воде.
После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.

Римский город, как правило, начинал строиться как военное поселение, в центре которого был форум и баня. Смею предположить, что римская империя просуществовала почти тысячелетие именно благодаря бане. Именно там решались важнейшие государственные вопросы.

В римской бане (терме) было несколько комнат: сначала человек попадал в предбанную комнату, которая называлась «аподериум», эта комната служила для раздевания. Далее человек отправлялся в следующую «тёплую комнату», которую римляне называли «тепидариум», после которой следовала жаркая и парная комнаты, температура в которой достигала 85°С . После парной следовала охлаждающе-ароматическая комната «лавариум». В римской бане была библиотека, спортивные площадки, массажные кабинеты.

В средневековой Европе были как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви. Купальные заведения были рассчитаны на все классы, так что их облагали пошлинами наподобие мельниц, кузниц и питейных заведений.
Зажиточные дома располагали „мыльнями“ в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами.

Исторически бани были самыми священными местами после церкви, и не связаны с сексом и сексуальностью.В Европе (в скандинавских и немецкоязычных странах) сохраняется традиция париться в общественных банях мужчинам и женщинам — включая детей — вместе, причём полностью без одежды (обычно также выделяются отдельные дни или время только для женщин и только для мужчин).

О банях в арабском мире пишет Ибн Джубайра XII века: «Забота султана об этих прибывших (для обучения в медресе Александрии) иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани, чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал больницу для лечения тех из них, кто болен…»

О русской бане сведения встречаются в письменных источниках с ХI века. Названия разные: мыльня, мыленка, мовница. В повести временных лет (1110-е годы) приводится рассказ о славянской бане.
«Диво видел я в Славянской земле на пути своём сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

Любителям БДСМ (садо-мазо) в качестве альтернативы можно предложить русскую баньку с березовым или можжевеловым веничком, с купанием в снегу или в проруби.

О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».

В XVII веке Чарльз Карлейль говорил о России: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней».

В средние века эпидемия чумы, которая бушевала в Европе и унесла с собой треть её населения, остановилась там, где строили бани «по-черному». Люди, которые регулярно парились в таких банях, постоянно дезинфицировали кожные покровы и дыхательные пути.

Сухая (суховоздушная) сауна не является традиционной финской сауной (баней). Это явление возникло относительно недавно с появлением электрокаменок. Традиционная финская сауна так же, как и русская баня допускает горячий пар при помощи березовых веников.

В турецкой бане хамам действующим началом является нагретый до 45-50 градусов мрамор самого помещения и воздух с влажностью до 100 %. Недавно я отдыхал в пятизвёздочном отеле МРИЯ, где впервые увидел «сухой» хамам, без нагнетания пара.

В японской бане парилки нет. Сначала человек многократно натирается мочалкой и обливается водой до полной чистоты, после чего погружается в индивидуальную или общую большую деревянную ванну — офуро. Здесь положено блаженно вытягиваться и отмокать в горячей воде.

Традиционные шведские бани называются басту. Изначально баня стояла над землей, в полу были щели. Печь тянула воздух снизу парилки и, нагревая его, поднимала к потолку. Помещение наполнялось горячим воздухом, холодный вытеснялся вниз и уходил сквозь щели.

Ирландские или римско-ирландские бани — это модернизированные римские термы. Сейчас очень популярны в Европе.

Баня это ритуал, это традиция, это медитация. Сколько произведений искусства посвящены бане!
В 1981 году я прочитал повесть Александра Мелихова «Трактат о бане», которая запомнилась мне своей поэтичностью.
Говорят, известный рассказ В.М.Шукшина о бане в субботний день повлиял на то, что суббота стала вторым выходным днём.
Самый популярный фильм – о бане! – «Ирония судьбы или с лёгким паром».
И ведь не пошёл бы человек в баню, не нашёл бы своего счастья.

Говорят, вопрос о развале Советского Союза решался именно в бане посреди Беловежской пущи (только там не было прослушки).

Не знаю, как для других городов, но для Санкт-Петербурга нехватка общественных бань большая проблема. Последние городские общественные бани были построены в первой половине восьмидесятых годов прошлого века при советском режиме. Только благодаря армии сохраняются общественные бани – ведь надо же курсантам военных училищ где-то мыться.

Общественные бани закрываются, а взамен появляются элитные сауны для проведения закрытых встреч. Когда узнал, что в нашем микрорайоне построили новую баню, я обрадовался и решил сходить попариться. Оказалось, это «элитная сауна» (проще говоря, бордель).

В нашем климате баня не роскошь. Но не всякому человеку по карману помыться как человеку. Чтобы сходить в баню, нужно выложить от 400 рублей. В месяц это получается 1600 рубликов.

Накануне выборов каждый раз обещают построить новые бани. Но пока мало что меняется: один день в бане для мужчин, другой – для женщин. Если так дальше пойдёт, то скоро как в Финляндии мыться будем все вместе. В Германии это экзотик, а у нас – вынужденная необходимость.

До советской власти капиталисты заботились о своих рабочих, и строили бани напротив фабрик и заводов, поскольку ванн в домах пролетариев не было.
В XIX веке в Петербурге напротив фабрики «Рабочий» построили баню, а рядом другую – возле «Пролетарского завода». Теперь капиталисты строят бани исключительно для себя.

Наверное, только в Питере ещё существуют коммунальные квартиры, где нет ванн. «А не графья, и на кухне помоетесь, – иронизировал герой Аркадия Райкина в фильме «Волшебная сила искусства». – А на праздничек и в баньку пожалуйте».

«Идите вы в баню» – сегодня это звучит как издёвка. Куда же идти, если на многомиллионный Петербург всего несколько общественных бань?! В новостройках бань вообще нет. А зачем, наверное, думают чиновники, если у людей ванна есть?

Конечно, тело помыть можно и в ванне. Но отдохнуть душой – только в бане. Баня это и отдых, и общение, и праздник. Здесь как нигде важен процесс, а не результат. Баня это и ритуал, и традиция, и медитация.

Всю заботу власти о народе можно прочувствовать в бане. Каждый римский император строил общественные термы. А некоторые императоры переодевались, бродили по Риму и посещали бани, чтобы узнать, что в действительности думает народ. Вот бы и у нас так!

Только в бане можно услышать правду о власти, о нашем положении, к чему готовиться и что нас ждёт. В бане можно узнать, когда начнётся война и закончится кризис, курс доллара и кто будет следующим президентом.

В бане, как известно, все равны. Баня не только «оазис» русской демократии, но и «слепок» русской демократии, поскольку нигде нельзя сказать того, что можно сказать в бане. Причём мнения посетителей различаются в зависимости от того, в каком районе паришься. В Петроградском районе много нищей интеллигенции и бомжей – там говорят об экономике. В старейшем рабочем районе на левом берегу Невы больше ругают нынешних капиталистов. В Центральном районе Петербурга спорят преимущественно о судьбах России.

Некоторые диалоги в своём романе-быль «Странник» я позаимствовал из общения в бане.
— У нас не демократия, а деньгократия! Какая может быть власть народа, когда народ нищ, а деньги и власть принадлежат кучке богатеев?
— Везде мафия!
— Ну и что? Пусть она будет.
— Так ведь это незаконно!
— Вот мы такие: пусть голожопые будем ходить, но чтоб непременно законники.
— Вы Родину свою не любите!
— Чего вы мне Родину тычете! Вы мне справедливость дайте! А несправедливая Родина мне не нужна!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
14:20
Тайны подземной жизни. Сокрытое в глубине
15:20
Вокруг света с Ману Фиделем. Дубай
16:15
Человек мира. Гран Канария. Люди из ниоткуда. Часть первая
14:30
Звери в снегу
15:25
Звериный репортёр
15:55
Звериный репортёр
Туристы не знают, где они уже побывали, а путешественники не знают где они еще побываютПол Теру