Часть V. Удивительный город Тбилиси. Древние храмы и городские скульптуры
Рядом с театром марионеток Резо Габриадзе находится древний-предревний храм. Основание его отсылает нас, аж, к VI веку, а точнее, его построил в 522 году царь Дачи Уджармели, чтобы увековечить Рождество Девы Марии. Храм в настоящее время действующий и туда можно зайти.
Второе название храма в честь иконы Спасителя – Анчисхати. Вывезена эта икона была в XVII веке из Анчи, монастыря на юго-западе Грузии, и занимала главное место в алтарной части церкви слева от "царских врат" в течение целых двух веков. Эта икона из Анчи - замечательный образец живописи восковыми красками в чеканном окладе. Изготовил ее выдающийся ювелир XII века Бека Опизари.
Сейчас мы в церкви видим копию, а подлинник хранится в Музее искусств Грузии. Двери церкви украшены крестом Святой Нино, который она получила из рук самой Богородицы. Он представляет собой две виноградные лозы, перевязанные волосами святой. Крест этот хранится в Сионском храме, к которому многие туристы стремятся, чтобы приложиться к святыне. К тому же в Сионском храме венчались Грибоедов и Нина Чавчавадзе. Там вскоре и отпевали Грибоедова, погибшего в Персии. До 2002 года, пока не освятили новый храм Цвинда Самеба, Кафедральный Сионский собор был главным в Тбилиси.
А мы идем дальше по улице Шавтели. Влево и вправо расходятся улочки и переулочки. Сплошь колоритные двух- и трех- этажные домики с черепичными крышами, балкончиками, навешанными на стены. Повсюду кафе, ресторанчики, винные погребки, отели и хостелы, некоторые увиты плющом.
Вот отель с огромными балконами так и называется "Hotel Balcony ".
Тбилиси славится талантливыми художниками. Здесь на улочках Старого города они продают свои картины. Купите одну, будет память о замечательных прогулках по городу. Но не обязательно картину везти в качестве сувенира. Тут много сувенирных магазинчиков, винтажных лавок, аутентичных товаров - выбор огромен.
А еще больше тут талантливых скульпторов. Тема городской скульптуры в Тбилиси особая. Трогательные, милые персонажи, известные люди, исторические личности, увековеченные скульпторами, встречаются на каждом шагу, порой в самых неожиданных местах. Они делают город уютнее, теплее, гостеприимнее. Их хочется рассматривать, с ними непременно тянет сфотографироваться, потому что и места, и сюжеты замечательные. Вот, например, этот повар у входа в кафе встретился, не успели отойти от храма. Он держит в руках меню, как бы приглашая к застолью.
А какое кавказское застолье без тамады? Его мы нашли на пересечении улиц Сиони и Шардени. Веселый и гордый он держит в руке рог изобилия, наполненный вином.
Тамада главный и важный человек на празднике: он сердце и душа застолья, он объединяет всех гостей, ведя торжество по строго определенным испокон веков правилам. Что интересно? Эта скульптура точная копия найденной при раскопках фигурки, датируемой 7 в. до н.э. А я ещё подумала, какой-то очень уж необычный, не современный образ. А образу этому вон сколько тысячелетий! Представляете?
А еще тут есть вот такая замечательная стена с керамическими украшениями.
Недалеко от театра Резо Габриадзе есть лавочка. На ней восседают два весельчака, а между ними место для тебя. И ни один не прошел мимо, чтобы не устроиться между ними. Это Жоржолиани и Кванталиани.
Это два популярных грузинских актёра в образе персонажей из старых советских фильмов «Стрекоза» и «Жених без диплома». В советское время Грузия-фильм снимала прекрасные комедии, веселые, добрые, совершенно неповторимые, как и многоголосное грузинское пение и народные грузинские танцы.
Рядом с этими двумя весельчаками, поворачивая на улицу Бараташвили, увидели дворника. Он как будто сошел с картины Пиросмани.
А это и вправду, тот самый Рашид Адамов, курд по национальности, живущий в маленькой комнатке, метущий улицы Тбилиси, на которых оказался наш бедный художник, после того, как продал свой дом и холсты, и всё-всё то немногое, что у него было, чтобы усеять площадь перед окнами любимой актрисы. И надо иметь большую, светлую душу, чтобы не задев самолюбие, предложить другой романтичной и тонкой душе разделить с ним свой кров. Дворник предложил не помощь, а попросил ее, сказав, что одинок и стар, и если умрет, то никто и не узнает, и что ему очень нужно, чтоб кто-нибудь за ним присмотрел. Пиросмани всё понял, конечно же, но предложение принял. Несколько лет он жил у дворника. А когда Рашид умер, то художник опять оказался на улице и от голода и болезней умер в 1918 году. Вот такой этот памятник - олицетворение добра и милосердия. Прославиться можно не только талантом, но и широтой своей души.
А в этом кафе, где мы присели отдохнуть на площади Свободы и выпить бокал прохладного легкого Ркацители, нас опять приветствовал Пиросмани.
На стенах были размещены репродукции его картин. Он ведь самоучкой был, с раннего возраста работал в тавернях на побегушках и рисовал картины, развешивал их на стенах, украшая заведения, и совершенно не требуя за это плату. Тост поднииали, конечно же, за прекрасный и удивительный Тбилиси.
Рядом с фигурой дворника Пиросмани, чуть поодаль, в ряд выстроилась целая череда образов литературных, киношных. Узнавайте! А я пристроилась к копью Дон Кихота. Рядом, неизменный спутник его, Санчо Пансо.
За поворотом, переходя на улицу Бараташвили, на Колхозной площади, увидели целую композицию танцующих людей. Скульптура называется Берикаоба.
Эта скульптурная композиция не оставляет равнодушным никого. Тут есть для любого из нас место в кругу. Вставайте, не стесняйтесь! Ах, какие колоритные фигуры, позы в движении, лица. Очень здорово! Чувствуется задор и веселье.
Берикаоба - древний языческий праздник изобилия, аналог нашей Масленицы. В XVII веке праздник приобрел форму карнавала, на котором в завуалированной форме критиковали устои общества и власти при помощи сатиры. Бериками называли бродячих актеров в Грузии. Традиционные образы их были жених, невеста, сваха, судья, доктор, священник, кабан, козел, медведь и все в таком духе. В день праздника люди наряжались, надевали маски и веселились до упаду. Сейчас этот праздник практически позабыт. Памятники на то и существуют, чтобы напоминать нам о делах давно забытых дней...
Продолжение следует...