Через снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть III

6.



Движение вдоль солнца.
Движение вдоль гор.
Движение поперек разумного…
Мотоциклы на Полярном Урале, -37, и живые люди на них, добровольно! Видели ли эти горы более странные вещи?

Тысячелетний снег, чувствуя на себе новые, столь нежные прикосновения наших колес, позволял нам немного больше, чем автомобилям, но много меньше, чем желали наши заадреналиненные организмы и совсем немного от того, на что были способны мотоциклы летом.
О, как несовершенен этот мир! Или наши желания.

Навстречу попадается огромный трактор (впоследствии определенный как шестерка), который тащит за собой такой же, но другой и поперек дороги! Импульс нашего недоумения был настолько силен, что водитель спарки бульдозеров остановился и заполнил наш информационный провал. Оказывается, так ровняют зимник!
Жаль только, что после такого выравнивания зимник становиться крайне непригодным для гарцевания на мотоциклах, особенно с колясками.

Бульдозер снимает верхний жесткий наст, разрыхляет снег и….надо ждать примерно пару часов для дальнейшего движения. Но мы крадемся дальше и дальше.
И примерно определяем, что до Полярного около 20 км. И вот новый поворот, что он нам несет?! Все знают песню, но никто не знает - ЧТО?!
Останавливаемся. Разведка показала, что силы неприятеля (как нам казалось на тот момент) сильно превышают наш боевой потенциал. Впереди произошел сход снега, лавина, и зимник первой формации погребен под 4х метровым слоем чистейшей воды в твердообразном состоянии.

Немного левее предпринята попытка проложить альтернативный маршрут к теплой ночевке, но глубина водной преграды, быстротекущего ручья - больше метра, колесо Камаза погружено в воду практически полностью. Более того, обнаружившийся незамерзающий поток, берега которого облизал своим жестким языком мороз, образовав ледяные силуэты застывших волн, перестал разрешать кому-либо выезжать на берег.

Неуклюжий огромный Камаз тщетно пытался прорваться на другой берег… Он гудел, светил фарами, раскачивался, буксовал, лебедился, свистел и матерился, но ручей схватывал его своими потоками и вместе с морозом заставил отступить. Буксующий Камаз сдался и сдал назад, чудом зацепившись колесами за остатки берега..

И тут появилась ОНА - Татра, тягач о 4х ведущих осях, 30 тонн веса, с блокировками, 18 передачами и…совершенно бесполезный для мотоциклов и джипов. Глубина более, чем метр, при ширине в 30 метров и морозе -44, не оставил бы нам шансов на продолжение экспедиции, мы бы попросту угробили технику, а возможно, и себя…

Держим совет. Мысли вслух. Речи о Битве уже нет. Теперь мы решаем, как нам красиво вернуться назад или форсировать реку с минимальными потерями. Улыбаемся меньше. Сильно меньше. Очень сильно меньше… Но мы поэтому и едем вместе, потому что - Команда! Совет стаи. С нами джип-клуб Кедр, предводитель Дима полон идей и энергии, но говорит - все, приехали, братва…

Неужели придется отступить?! Неужели не справимся?! Решаем озвучивать все возможные варианты и идеи.

В кузове Камаза - отпала после того, как вмерз Камаз.
На лебедке - отпала после замера глубины (по этой же причине отпала буксировка за Татрой).
На лодке - из за отсутствия лодки (та же самая участь постигла вертолет, джинна, добрых молодцев) забракована.
Строить мост - отложили из-за сомнения в наличии достаточного количества материала (но не как нереальная!)
Ждать, пока замерзнет - принята как рабочая версия на 3 дня.
Искать объезд - принято как рабочая версия на сейчас.

Дима со своими парнями, знающими Север на 2 порядка лучше нас, водит нас вдоль берега.
Стемнело.
Примерно через 2 часа находим место, где лед стоит и его толщина, чисто теоретически, достаточна, чтобы выдержать нагрузку джипа.
Единственное, что огорчает, так это только глубина сугробов - около 2х метров!

Бодрый голос Димы сообщает нам, что эти 140 метров мы сможем пробить за 6-8 часов, или 10-20…
Мы слышим главное - это Возможно! Теперь у нас есть цель. Джиперы рассказывают план действий.
Примерная технология пробивки зимника выглядит так:
1. Вы берете джип и загоняете его примерно по самое не хочу (с первого раза получилось на 4 метра).
2. С помощью лебедки и людей вытаскиваете джип на полностью спущенных колесах 34го размера обратно.
3. Повторить процедуру 3-4 раза.
4. В это время люди (т.е. мы) копают снег впереди и позади машины, глубина от полуметра до метра с хвостиком, ширина около 3х.
5. Другие люди (если они есть), но у нас людской ресурс был ограничен нами, рубят кусты, деревья и т.д.
6. Следующие человеки (опять сами в нашем случае), выстроившись в цепочку, топчут снег с ветками, попутно подсыпая снег в нужные места.
7. Опять джип елозит тудой-сюдой с помощью людской силы.
8. Пауза 1-2 часа для того, чтобы снег схватился.
9. Пробный проезд и -
Вуаля! Зимник готов! (барабанная дробь!!!!!!!!)

У нас 6 лопат, 3 топора, 34 руки. И громадное желание сделать Это! Ну и еще мороз -44, это когда пописать стоя прямо до земли практически не удается ))
Работа бодрящая и простая.
Ах, какая Луна освещала наше общение со снегом и лопатами!
Ах, какой морозец схватывал на лету наши плевки!
Ах, как мы хотели построить эту дорогу!
Примерно через 12 часов зимник был готов и мы переправились на другую сторону.



Разведчик в лице Олега доложил, что всего 13 км до заброшенного поселка Полярный, там есть Владимир, который выделит нам помещение для сна в своем домике.
Всего-то 13 км, ерунда, сейчас мы прыгнем на свои быстрые спортбайки и каааак помчимся…
Но на другом берегу нас ждало серьезное разочарование - около 10ка грузовиков ждали возможности переправы. Колея здесь одна. Возможности разъехаться нет. Пробка. Будем ночевать, вернее, утревать и ждать рассвета.

-44! Луна. Непрерывно работающие машины и мотоциклы. Пар. Снег. Ручей. Северное Сияние. Холод живет везде.
Восход солнца и начинается движение по разруливанию пробки. Несколько часов и первая машина перебирается на другую сторону. Теперь на карту зимника наносят новое название - байкеровский объезд. Мы построили настоящую, пригодную для машин, часть зимника на Полярном Урале!

Ближе к обеду, двигаясь по руслу реки, мы въезжаем в заброшенный поселок Полярный, 110 км жд полотна Чум-Лабытнанги. Здесь останавливается поезд, иногда, высаживая туристов и искателей приключений. Раз в неделю приезжает магазин-вагон, распространяя товары, не растущие в тундре, жителям ее же.

Сам поселок давит на мозг и гасит положительные эмоции от нахождения в "цивилизации"… занесенные по крышу домики…ангары …оборванные провода…мороз, но солнце…Но даже оно не скрашивает ужасающую картину бегства с обжитых мест… Хаос, пустота, использованность…
И Это - наша Родина, брат!

А вот и тот самый домик и Владимир.
После изучения обстановки, прогноза, дороги, температуры, времени, решаем ночевать здесь. Нас великодушно устраивают на чердак. Тесновато, грязновато, тускловато, НО - тепло и не на улице! После 2х суток на свежем воздухе это не просто хорошо, а даже здорово!
Проверяем мотоциклы, машины и устраиваем обед ужин посиделки. Роскошь человеческого общения!

Разговариваем с Володей, то ли сторож, то ли старожил. Несколько лет он живет здесь. Не очень было понятно, то ли сам, то ли по нужде какой забросило его в абсолютное одиночество и запустение. Говорит, что людей зимой не много, но они есть, так как Зимник живет, а сейчас вообще поставили вагончик строители Трубы. Общение есть, жаловаться не на что. Иногда, правда, рассказывает Володя, кто-то ходит здесь, по домику или рядом, но наверное, это приличные люди, прошлые обитатели поселка…
Люди в целом его беспокоят не сильно, особенно те три туриста летом, желающие увидеть дружелюбный красивый Север.

В нашем сознании после пережитых волнений и трудового порыва, в плавной беседе с уверенностью сопровождавших нас джиперов, мы осознали дружелюбие и ласку Севера. Просто он не любит неуважительного к себе отношения, надежды на авось и дилетантства. Он - не противник, он соперник и просто дает возможность проверить правильность выбранного тобою пути. Звездное небо. Полная Луна. Дым из трубы. Снег. Дружеский храп команды. Спальник. Провал….

Ранним утром обнаруживаем выдавленное масло на одном мотоцикле, закипевший аккумулятор на втором и спущенное колесо на третьем. Приводим в сознание останки техники и выдвигаемся.

Движение рваное и не быстрое. Ночью зачиналась метель и теперь дорога плотно усеяна переметами, кучками снега глубиною до метра, что конечно, не радует наши мотоциклы, которые натужно вспахивают целину Полярного Урала. Джипы тоже не очень-то бодро берут эти препятствия, но надымские парни знают свой край, технику и силы. Они бодро спускают и качают шины (для лучшей проходимости), шустро дергают нас при тотальном увязании в снегу и с терпением ожидают наше самостоятельное передвижение со скоростью, гораздо меньшей, чем себе может позволить северный олень.
Где-то здесь мы и пересекли границу Ханты-Мансийского АО и вторглись на территорию Республики Коми, совершив переход из Азии в Европу.
Впереди нас ждет перевал.



Условная граница частей света совпадает с границей регионов и проходит, в основном, по главному водоразделу хребта, разделяющему бассейны Печоры (на западе) и Оби (на востоке). Часть стока северных склонов приходится непосредственно на Байдарацкую губу Северного Ледовитого океана. Преобладающие высоты хребтов составляют около 800-1200 метров. Нам предстоит штурмовать 500 метров.

Начало положено и мы, уверенно преодолевая сильный ветер, сопровождаемый снегом, карабкаемся вверх. Каждый метр пути я помню до сих пор. При полной заснеженности направления движения чутьем определяем проходимые и опасные снега. Рельеф глаза вновь не отрабатывают. Их слепит снег и вводит в заблуждение разнокалиберная колея за джипами. Моторы издают звуки совершенно не мотоциклетные, сказывается разрежение воздуха, кислорода не хватает и нам. После каждого толкания со вкусом глотаем воздух и пьем его, невзирая на обжигающий вкус. Потеплело. -28.

Оборачиваясь назад, вижу черно-белый мультик, где нарисованные машинки, мотоциклики, люди, забавно перемещаются по белому листу горного хребта. Их движения медленны и не скоординированны, но радуют глаз, движение есть, а значит, наша цель будет достигнута.

Вот мы на перевале! Фотографируемся и думаем о спуске. Первым пошел как самый опытный экипаж нашего проводника Димы. Уаз, задорно и смешно покачиваясь из стороны в сторону, подпрыгивая на кочках, заспешил в низину. Насколько добровольна его прыть, пришлось проверять самому.

Как-то мне довелось совершить спуск по бобслейной трассе… Так вот, там при скорости в 100 км/час было не так страшно. Сейчас же Мотоцикл, превратившись в неуправляемый снаряд, скакал по колее, где-то задевая днищем коляски, где-то передним крылом, а где-то и баком! Мысли использовать тормоза не было. Лишь потом я увидел,что рычаг тормоза мною зажат аж в ручку, а нога придавила тормозную педаль да самого, до самого асфальта, вернее, снега, вернее, тундры.

Еще несколько подъемчиков и мы занимаем позицию на площадке, возле старого балка, будочки для отдыха. Балок заброшен,его состояние не очень, вернее, совсем никакое, но от ветра он защищает. Решаем обедать. Здесь потрясающее по красоте озеро, лед бирюзового цвета (так говорят), Естото, но мы его не увидели и вряд ли увидим в этой экспедиции... 7.



Ветер крепчает. Видимость падает. До Воркуты около 80 км.
Типичный замороженный обед, горячий чай, краткий ликбез по балкам Севера, чтение призывов на стенах (очень душевное на стене - не ломайте, мужики, не ломайте!) Пара нар. Горы мусора. Все всё бросают на землю. Пола не видно.

Но пришли мы сюда спрятаться от ветра. Приличная печь ждала еды для своей остывшей топки, но так и не дождалась - мы тронулись дальше… Надо попробовать успеть до темноты в Воркуту. Ветер перестал быть сильным, он ураганен! Видимость снижается до 3-5 метров.

Снижается - это значит, что машина с включенными габаритами пропадает за занавесом разворачивающего спектакля.
У нас места в партере. Менее, чем через 3 часа понимание бесполезности попыток двигаться дальше приобрело паническую форму. От балка мы прошли 1600 метров…
По ощущениям я уже на подъезде, минимум, к Тюмени, настолько потерянные в пространстве теряются во времени… Вселенская энтропия. Все располагается по Вселенной равномерно. Значит, где-то солнце и тепло, а мы здесь, где холодно, снежно и сложно курить.

Ветер более 100 км/час. Мороз -27.
Снег забивает глаза, ноздри, уши и т.д. Здесь метет Метла, как ласково называют метель местные жители. А новая метла по-новому метет!
Так и по сегодняшней версии она стремится выровнять недостроенный зимник. Колеи уже не видно… Метель на страже своей территории от произвола людей, от гор мусора, от слова небрежного к Природе.

Все понятно, дальше невозможно, а назад вообще никак… Вскоре растаскиваем мотоциклы и машины за обозначенную воображением линию зимника. 2-3 минуты толкания мотоциклов, a забываешь натянуть на нос балаклаву - и Метель лижет щеки, нос, вернее, уже грызет!

Садимся в машину, такого я еще не видел! У нас на бровях, усах, губах, глазах наледи, ледяными комками усложняя их функционирование. Пара минут - и обморожены нос, руки, щеки. Быстро используем водку не по классическому назначению, а растираем себе обожженные морозом части тела.

Собираемся для решения проблемы. Проверяем прогноз погоды. Все, сегодня тронуться удастся только теоретически. И можно даже не пробовать. Предполагаем готовиться к ночевке. Попытка пристроить штормовую палатку закончилась подарком палатки Северным оленям или жертвой Духу Метели.



Это уже Пурга! Пурга! Пурга…
Решаем переждать, так как выбора все равно нет. Заносы вокруг растут со всех сторон и c разной скоростью. Стоит ветру немного зацепиться за что-либо - и вот маленький сугроб! Пурга пляшет везде, направление и попытки сбить с ног, принимает сразу, и сбоку, и снизу, и сверху. Круговерть снега завораживает и если бы не обжигающие прикосновения, то можно было бы замереть и медитировать, рассматривая отдельные снежинки, то пролетающие со скоростью более 100 км/час, то вдруг ласково зависающие в воздухе.

Вваливаешься в машину, где уже живут 5 человек, и с удивлением обнаруживаешь в кармане, застегнутом на молнию, белую холодную субстанцию. Не можешь поверить, что это снег, но это именно он, мастерски проникающий в любое пространство.
Что будет с техникой?! Мотоциклы начинают потихоньку глохнуть…завести не удается даже с кикстартера… У машин плавают обороты… Воздушные фильтры забиваются снегом… Прекращаем попытки бороться за мотоциклы, так как видимость превратилась в невидимость. Шагнув от машины на пару шагов, ты рискуешь не найти ее… Найдут ли тебя?!

Маловероятно, скорее, только когда распогодится, а на это может потребоваться несколько дней, хорошо, если не недель… Теперь и сон, и пищу, все желания нам заменило ожидание. За окном красиво воет Пурга, ее не видно, так как стекла покрыты толстым слоем льда, в машине слышно неровное дыхание мотора и угрожающие завывания ветра в тундре… Нас шестеро. Не сказать, что нам очень комфортно, но в целом это лучше, чем осмотр окрестностей снаружи.

Через несколько часов жизнь в наших туловищах продолжалась и поэтому возник вопрос посещения свежего воздуха…
После первой попытки я оценил удобство и важность малицы у ненцев, никаких молний, термобелья, снятий и задуваний. Не знаю, как остальным, но мне было совершенно не жаль, что результаты работы моего организма не предстали перед моими глазами, словно канули в тундру, не оставив даже намека на наличие… Сам процесс не понравился совершенно!

Стемнело. Нетающий снег на полу автомобиля, пар изо рта, шапки на головах, подсказывали нам, что температура внутри отличалась от наружной не в разы. Подогреватель мотора едва нагревал его до 40. За бортом -29. Ветер более 120 км/час!
Мы быстро усвоили правило - плохая память приводит к простудным заболеваниям, когда стали обнаруживать, что те, кто забыл надеть носки, шапку, рукавицы…начинают кашлять и сопливить. Расслабляться нельзя!

Давление падало и рушило надежды на прекращение пурги.

Прошло 12 часов с момента остановки. Кто-то молился, кто-то жалобно просил срочно звонить в МЧС, кто-то рассказывал истории, кто-то спал, кто-то погрузился в думы, дела были у всех, правда, не так, чтоб срочные.
Совещаемся и звоним, по спутнику, в МЧС. На той стороне провода дежурный. Его голос размерен, спокоен и конкретен.
- Те самые мотоциклисты?
- Количество?
- Больные есть? (Так и хотелось ответить - только на голову)
- Еда? Топливо?
- Прогноз - метель еще 2ое суток, потом, если надо, вышлем вездеход, еще 12 часов. Людей спасем всех, не волнуйтесь!
Он выполнял свою ежедневную работу. Спокоен и уверен в возможности спасения.
Договариваемся о контрольном звонке через сутки.

Ожидание…что может быть лучше?! По рациям общаемся с другими машинами, в эфире звучит песня Воркутинский снег. Смешно… Наверное… Где-то… Кому-то…
Утро наступило, но принесло только временное ослабление ветра, видимость улучшилась. То же утро открыло нам колонну Уралов, пришедшую вечером, за нами.
Теперь у нас целый город! В колонне есть Трикол, такой вездеход на больших колесах. Там начальник колонны. Просим об аудиенции и договариваемся о помощи.
Нам обещают нас не бросить и в крайнем случае взять на буксир. Хорошие новости!

Очень порадовала история, почему колонна в метель выдвинулась из Полярного. Сначала они решили ночевать, так как дорога заметалась, метель усиливалась, прогноз не утешал. Но начальство, на Земле, где-то там, уверенно сказало, что колонна мотоциклистов ушла и легко прошла перевал… Я-то сразу догадался, что это были не мы, мы-то застряли, но тогда кто?!) Сергей, начальник колонны, с улыбкой качает головой - ладно вы, ладно начальство, но я-то зачем поперся за вами в такую погоду?!
Но для нас это крайне удачное стечение обстоятельств.

Давление стало расти! Ура! Однако после буквально 2х часовой паузы все снова - Пурга!
Еще сутки ожидания… Выяснили, что воды нет, но есть снег, хлеба нет, но есть консервы, сублимированная еда и повторно заваренные пакетики чая.
Солярка на исходе… Но мы не одни и люди, работающие на Севере, широки своей душой. Нам наливают около 100 литров дизеля, бесплатно.
Кто то приносит воды. Нам не погибнуть! Спасибо, Парни!

На третьи сутки посветлело. Ветер стих и вдруг пролетела птица! Все, можно двигаться! Как? Кому? Оба уазика укрыты снегом не только снаружи, но и внутри, и под капотом, где вообще просто снежный ком!

Мотоциклы, в зависимости от постановки, либо занесены, либо погребены под снегом. Из-под моего выдуло снег примерно на 50 см и теперь он стоит, а вернее, висит на столбиках из снега.

Наши джиперы спокойно и без суеты начинают колдовать над Уазами. Паяльные лампы, гофра от выхлопной системы Камаза, все сойдет для обогрева.
Мы занимаемся мотоциклами. Похоже, что все реанимировать не удастся…. Печалька-Печалька )
Ждем результатов разведки.

Возвращается вездеход. Мы закрепляемся каждый за отдельной машиной. Колонна начинает бить Зимник. Заносов много, скорость передвижения около 0,5 км в час. Это, скорее, топтание на месте и упражнения с лопатой. Даже не все Уралы способны самостоятельно двигаться в глубоком снегу.

Хозяйка, так называют бортовой 3х осный Урал со всеми блокировками, с трудом бьет дорогу первым, зачастую ему приходится топтаться на месте, избегая пробуксовки.
Удивляло, что CB станции в машинах работают на каких-то своих каналах, которые нашими CB совершенно не принимаются.
И нам не просто, даже, скорее, тяжело.

Через полдня остановка. Метель опять усиливается и дороги просто не видно. Наученные предыдущим опытом, пытаемся правильно расставить машины.
Еще одна ночевка в тундре. 5е сутки в поле. 5 суток с немытой головой. 5 суток в одном термобелье. 5 суток в нестиранных носках. 5 суток, не снимая обуви…
Сколько еще?! Говорят, Амундсен не снимал свое белье 11 месяцев, так что у нас есть еще время.

Снег на полу машины, попадающий при открывании дверей, не тает...
Но поутру все чистят зубы и умывают лицо снегом! Мы, конечно, в дальнем походе, но ничто человеческое нам не чуждо…
Снег в кружку, и мы готовим Тундра Фреш! Рецепт прост: снег, наметенный 3х суточной пургой, растапливаем на горелке в машине, заметенной по крышу, чувствуя локти друзей и их запах, 3х кратно заваренный пакетик чая, мысли о Сникерсе, разговоры об МЧС и дизеле и вот он, готов! Пил ли я что-либо похожее и более вкусное в жизни? Наверное, только воду, которую мне дал консул в Ираке, когда нас посадили в машину российского посольства после освобождения…

Появились названия друг друга - Капитан Арктика, Мамин Сибиряк, Папин Tундровик… Прекрасно слаженная команда поддерживала сама себя превосходно. Было страшно - факт, но чувства безысходности и "все пропало! все пропало!" отсутствовало.
Шутки в эфире, раздел последнего Сникерса на 12! частей, отказ от водки, сон в обнимку - что еще может так сблизить и поддержать друзей?

Утренний призыв организма подбросил меня к двери. Но что это?! Дверь заклинило?! Скребем окна, тот же белый лист, но с другой стороны окна. По рации просим нас освободить, стало понятно, что нас замело! Далее наши соратники жестоко вымогали будущие сникерсы, алкоголь и просили добавить строчек в завещание… Приятные, добрые парни! Но все-таки откопали! Выяснилось, что пока мы вчера маневрировали, Урал немного сместился, мы попали в зону разрежения, и вот итог.
Tак в одиночном походе люди остаются в тундре навсегда…

6е сутки с чищенными зубами. Еда состоит из рыбных консервов, без хлеба, и пюре, настоянного на снегу. Каким-то чудом грызем замороженные маринованные помидоры.
Около машин следы завтраков... как искоренить дурную привычку выбрасывать все прямо, где ешь?!!!
Собираем мусор вокруг, на нас смотрят с удивлением - вот, мол, тундровое сумасшествие )

И все-таки курс изучения нравов и обычаев жителей и работников тундры методом полного погружения подходит к концу, еще 30-40 км и Воркута.

Штормовое предупреждение на следующую ночь! Но ветер стих.
Надо валить! Снег цепляет Уралы за бампера, глотает колеса… Урал, висящий на мостах, не самая простая задача для мотопутешественников, но наши волшебные лопаты и упорство творят чудеса.
Теперь пейзаж изменился, все меньше гор и все чаще мы пересекаем речки, ручьи.

По-прежнему дорогу приходится лопатить и пробивать. Но мы приближаемся к отсыпке, Дороге вдоль Трубы.



Нам попадаются брошенные автомобили, иногда новехонькие Камазы, но чаще сгоревшие, народ исполняет русскую народную песнь - Так не доставайся же ты никому!
Когда понимают, что машину не освободить из плена, а через 10-20 дней это просто бессмысленно и очень дорого. Машина вмерзает навсегда. Это Арктика.
Затемно встречаем вездеход МЧС с прицепом, все-таки не поверили, что выберемся и выслали его нам навстречу. Спасибо!
А вот и шлагбаум, выезд с зимника.
До Воркуты 15 км. По дороге. По дороге. По дороге!!!!