День мертвых в Мексике
Мексика, страна, отделенная от жителей Европы бескрайними водами Атлантики.
Средний европеец не много знает о проблемах и чаяниях этого государства, но благодаря массовой культуре многие помнят историю открытия Америк, сокровища индейцев, влекшие алчных конкистадоров и пиратов.
Да, хроники Колумба и Кортеса, империя Ацтеков и храмы Майя до сих пор вызывают неподдельный интерес романтиков и любителей истории.
Совсем недавно эта земля дала мировой культуре еще один яркий логотип, феномен, ставший лицом новой Мексики, сбросившей колониализм и отвергшей религиозные крайности.
Речь идет о празднике «День Мертвых» - «Dia de Muertos»
В основе его традиций лежат доиспанские верования коренных народов. Например, у ацтеков загробных миров было множество и посмертие человека определялось факторами его кончины.
Погибшим в бою и на жертвенном алтаре, умершим в родах выпадала честь служить в свите Солнца, тем же кто умер от естественных причин, предстояло путешествие полное опасностей, длиной в четыре года.
Дорога через девять уровней царства мертвых Миктлан была тяжелым испытанием, облегчить которое должны были загробные дары самой душе и подношения повелительнице Миктекасиуатль, «смотрительнице костей».
В таком важном деле ацтеки проявляли обстоятельность и празднования, сопровождающиеся сооружением украшенных алтарей, длились целый месяц.
Южнее, на полуострове Юкатан, в царстве Майя этот праздник получил имя Xanal Pixan, нося многие схожие черты и, вдобавок, традицию ежегодного очищения костей родственников, любовно извлекаемых по этому случаю из семейного оссуария.
После испанского завоевания, братья-монахи францисканцы и доминиканцы, чьей обязанностью было нести семена веры Христовой в души невежественных дикарей, столкнулись с невозможностью полного искоренения языческих верований. В связи с этим, туземному населению было позволено сохранить часть традиций, при внешней трансформации праздника в католический День Всех Святых.
В таком, внешне дремотном состоянии, архаические верования существовали вплоть до 20 века.
Наконец, после череды революций и кровопролитных гражданский войн мексиканская нация начала формировать свою культурную идентичность. Одним из способов ее выражения стали газетные карикатуры, сатирично изображающие представителей мексиканского высшего общества в качестве изящных женских скелетов. Идея промелькнула и была бы забыта если бы не легендарный живописец Диего Ривера, давший вторую жизнь этому образу.
Растущий интерес формирующейся мексиканской интеллигенции к прошлому своей страны также способствовал появлению совершенно неожиданных сочетаний.
В определенный момент этот продукт новой эпохи, смягченный и облагороженный облик смерти, названный «Катрина» образовал связи и аналогии с куда более древним и мрачным символом из прошлого Мексики – с богиней Миктекасиуатль.
Так, вооружившись этими сведениями, холодным октябрьским вечером мы начали свое самое дальнее путешествие.
Поездка предполагала посещение двух очень разных локаций - гористой центральной Мексики, с ее колониальными городами и жарких джунглей Юкатана.
На основании прочитанного, стало понятно, что «День Мертвых» по насыщенности и колориту мероприятий интереснее всего отметить именно в северной части страны.
Начало торжеств застало нас сразу по прилету в Мехико, уже за неделю до официальной даты воздух здесь кипел предвкушением, а первое что сразу бросилось в глаза - обилие кондитерских лавок, заваленных характерной выпечкой. Так называемый Хлеб мертвых – круглые сдобные буханки с сахарной присыпкой и выступами отличительной формы, напоминающими черепа либо скрещённые кости.
В столицы страны мы также имели чудесную возможность лицезреть парад Катрин. С раннего утра весь центр заполнился уличными художниками, за небольшую плату преображающих лица праздничной толпы в маски развеселой Смерти. Основное шествие началось ближе к вечеру, и это действительно было красочным и необычным зрелищем. Для мексиканцев этот праздник – повод вспомнить умерших с любовью и радостью, скорбить не принято. По началу это всегда шокирует людей, воспитанных в другой культуре, но, если отключиться от клише, эта реальность увлекает и завораживает.
Наше путешествие продолжилось в Пуэбле, культурной столице Мексики и месте ее воинской славы. По мере приближения к праздничным датам повсюду на улицах, в арках домов, даже в ресторанах и гостиницах стали появляться празднично украшенные алтари “ofrendas”. По сути, ими могла стать любая возвышенность, основными элементами на которой являлись фотографии умерших, декоративные черепа и скелеты, подношения в виде еды, алкоголя, сигарет. И все это покрыто ковром из оранжевых лепестков бархатцев – растения семейства астровых.
Самый примечательный из виденных нами алтарей находился в университетском городке и посвящался Эмилиано Сапате – национальному герою, революционеру и борцу за независимость Мексики.
В Пуэбле, во второй раз после Мехико, повезло лицезреть настоящее костюмированное шоу и чудеса макияжа. Попав на конкурс Катрин, проводившийся как раз у стен центрального собора(!) мы будто очутились в гримерке фильма ужасов, при этом не каждый детский праздник смог бы похвастаться количеством позитива и веселья, разлитого в воздухе.
Знаменательный день 31 октября мы встретили в Оахаке – известный своим преимущественно индейским населением, город заслуженно считается хранителем древних традиций и является второй столицей праздника.
Накануне улицы, государственные учреждения и храмы были украшены так называемыми “Papel Picado” – разноцветными перфорированными флажками с изображениями на тему праздника. Еще одна давняя ацтецкая традиция, изначально представлявшая собой вырезанные из коры фигурки духов.
С самого утра улицы наводнили разнообразные ряженные, оркестры и множество детей с удовольствием исполняющих роли маленьких умертвий.
После небольшого затишья праздник продолжился после заката, где было еще больше жутко обаятельных масок, шумных шествий и по-настоящему искрометно-бесшабашной атмосферы.
Возвращаясь вновь и вновь к чудесным моментам этой поездки, с очевидностью осознаю – впечатления о Мексике, ее самобытнейшей культуре, людях и местах с лихвой окупают трудности дальнего путешествия и финансовый фактор. Большая удача побывать в этой далекой стране и быть свидетелем таких ярких и необычных торжеств.