Виталий Милевич
13 марта 2015
7822

Долина мёртвых экскаваторов

Морозовский карьер – один из крупнейших угольных разрезов Украины. Еще каких-то 7 лет назад здесь кипела работа. Каждый час огромные шагающие экскаваторы отгружали сотни КАМАЗов угля. Сейчас они потихоньку ржавеют и ждут, когда их пустят на металлолом. Техника советская, 70-х годов, и немецкая, еще довоенная.



1.
Это – одно из немногих мест в Украине, где добывали бурый уголь. Предприятие с грехом пополам пережило 90-е и до недавнего времени работало. Запасы почти исчерпались, добывать здесь уголь стало не рентабельно. В 2009 компании отключили электроэнергию – за долги. Техника стала, персонал сократили, карьер быстро заполнился грунтовыми водами.



2.
Пару лет назад Морозовский карьер был самым популярным местом среди украинских любителей индастриала. Но с каждым месяцем «экспонатов» становилось всё меньше, а попасть к ним всё труднее. При Януковиче большинство железных монстров разрезали на металлолом – под надзором вооружённой охраны. В небытие отправилась и главная достопримечательность карьера – роторный экскаватор. Это фото 2013. Сейчас от него осталась только основание. Стрелу и верхние надстройки успели распилить.



3.
Звали монстра ЭРШР-1600. С маркировкой всё просто – экскаватор роторный шагающее-рельсовый, производительность 1600 кубометров в час. Чтобы было понятно – это около 200 КАМАЗов. Повторяю – в час!



4.
Машина 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет и тут, на месте, рабочие собирали этого монстра. Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но верно)



5.
Весила махина 4 000 тонн. Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате реально почти с мою хрущевку-пятиэтажку.



6.
Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, после чего драглайны приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там.



7.
Огромное колесо на конце стрелы – собственно, ротор. Диаметр – 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Их срезали на металлолом первыми. Теперь уже и самой стрелы не осталось.



8.
Драглайн. Он же – шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой опять таки ничего сложного. Буквы просто аббревиатура. Цифры означают объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы соответственно.



9.
Такие экскаваторы выпускали с начала 70-х до конца 80-х. Всего драглайнов этого класса склепали больше 300 штук. Их поставляли во все страны соцлагеря.



10.


11.
А это – его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы – 70 метров. Для сравнения – это стандартная ширина футбольного поля.



12.
Просто невероятные цвета. Никогда не видел такого сочетания в природе. Местные говорят – глубина «высотой с три столба». Каждый день уровень воды поднимается на 1 см.



13.


14.
Под водой – линия электропередач, конвейер и еще много чего. Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся маленькими. На самом деле – стрела правого экскаватора 70 метров. Издалека они напоминают скелеты каких-то динозавров. Или жирафов.



15.
Конвейерный мост – единственный в Украине. Трофейный. Привезли его из Германии, после Второй мировой.



16.
Мост самоходный. Это – чуть ли не единственный объект в карьере, до которого не дошли любители металла. Не успели.



17.
Еще в карьере были два старых немецких экскаватора, тоже трофейных. Но их разрезали на металл первыми. Это не Германия, где такие карьеры превращают в музеи. А жаль.
Комментарии
Mihail Galuga
13 марта 2015, в 18:46

Напоминает S.T.A.L.K.E.R., классный репортаж....

Виталий Милевич
14 марта 2015, в 17:14

Ага, я когда там бродил, тоже Сталкера вспоминал))

Yury Rudyak
15 марта 2015, в 19:33

..."стабилизация" по рецепту заокеанья парашами и путлерами...двумя сапогами одной пары!...

Алексей Ильин
17 марта 2015, в 04:35

Да уж, жутковато это все выглядит... Интересный рассказ!

Виталий Милевич
17 марта 2015, в 13:38

Спс. Рад, что понравилось)

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
06:00
Тайны подземной жизни. Сокрытое в глубине
07:00
Вокруг света с Ману Фиделем. Мумбаи - Калькутта
07:50
Человек мира. Настоящая Италия. Часть первая
06:00
Звериный репортёр
06:30
Звериный репортёр
07:00
Семь миров, одна планета. Австралия
Живи, путешествуй, не сожалей ни о чем и благодари судьбуДжек Керуак