Советы путешественнику по Эфиопии
Путешествия в Африку и Азию стали для нас теми направлениями, куда без излишних нервов путь для россиян открыт. А что касается интересных мест, этнического и культурного разнообразия, так в этом недостатка точно нет. Но если в Азию мы давно и уверенно ездим, то Африка как-то отпугивает собой. А если правильно себя вести и анализировать ситуацию, Африка так притянет, что её придётся полюбить и летать туда без страха, но с осторожностью. Понятно, Эфиопия не Занзибар с нашими людьми на пляжах. Но Эфиопия уникальна в плане природы, этнических групп, куда цивилизация только сейчас начинает лениво проникать.
Мой рассказ прилёта в Эфиопию и дальнейшего отбытия в город Харер на востоке страны содержит важные технические моменты и рассказ о передвижения внутри страны. В Харере ожидала подруга. Это было второе посещение Эфиопии незадолго до пандемии.
Прилетела в Аддис-Абебу поздним утром. Таможню прошла быстро, здесь всё поставлено на поток. Заплатила $50, получила визу на месяц в паспорт и свободна. Тут надо отметить один нюанс. В феврале 28 дней, но в визе пишут не 30 дней, а указывают дату окончания визы, то есть в моём случае это было от 15 февраля до 15 марта. Значит, два дня украли. С расчётом на такую погрешность надо просчитывать дату обратного вылета. Я же чисто случайно в обратном билете запросила дату 15 марта, и мой самолёт должен был вылететь за 15 минут до окончания визы. С этого момента я начала переживать, чтобы Эфиопские авиалинии не выкинули фортель с опозданием или с переносом рейса. Но до того момента было далеко, а война план покажет.
Здесь же, в аэропорту, поменяла доллары на бырры - $1=28.6, и это оказался лучший курс, не считая чёрный рынок, где я тоже побывала, но ни на какой обмен не соблазнилась. А то, что в аэропорту лучший курс обмена валюты, я знала ещё с первого захода.
После этих важных дел направилась в местный аэропорт, чтобы улететь в Харер по бонусной цене. Идти далеко и жарко, а стройка на пути как была четыре года назад, так всё ещё продолжалась. Но приятно удивилась новой эстакаде вокруг аэропорта, широкой дороге, по которой уже шёл транспорт и подъезжали маршрутки к месту встречи пассажиров.
К моему сожалению на дневной внутренний перелёт до Дире Дауа, где находится ближайший аэропорт от Харера, свободных мест не оказалось, и пришлось купить билет на вечерние 16.00 часов за 1712 бырр. А пока было достаточно времени, чтобы в город выйти. Оставила пакет с игрушками для африканских детей у служащей аэропорта в подсобке, так как в аэропорту Боле камер хранения нет, о чём спрашивала всех сотрудников, не веря в такое дело. Сама же пошла в город.
Все, кто побывал в Эфиопии, знают, страна сложная, с подвохом, но я ходила по Аддисе и радовалась.
- Неужели я опять здесь? Как всё ухожено. Высотки новые. Вот они фрукты, как люблю, помидорчики, огурчики. А цветов сколько!
Преобразилась столица, красиво здесь гулять. Прохожие тоже показались празднично одетые и улыбающиеся, а всё моё путешествие зависит от их улыбок, и я это знаю. А ведь несколько лет назад Аддис-Абеба произвела на меня ужасающее впечатление бесконечной незаконченной стройкой, перекопанными дорогами и вывернутыми из земли тротуарами. Тогда она напоминала город после бомбёжки и стала в моём представлении наихудшей столицей, что видела. В этот раз я действительно поверила, что Аддис-Абеба всё-таки столица государства.
Ощущение праздника мною завладело. Так часто бывает в первые мгновения, когда ты из зимы в лето, да ещё видишь столько цветов, фруктов, а впереди радость встречи, к тому же в мыслях такой чудесный план путешествия. Это завтра, послезавтра, послепослезавтра… я буду приглядываться и замечать всякие нюансы, которые не обязательно должны меня радовать, а даже, может быть, огорчать. Но сегодня у меня праздник!
В аэропорту перед рейсом узнала бонусные цены по основным внутренним перелётам. Такое правило действуют для тех, кто прилетел в страну с Эфиопскими авиалиниями.
Аддис-Абеба – Гондер = 2097 бырр (66 евро)
Аддис-Абеба – Лалибела = 1947 бырр (61 евро)
Аддис-Абеба – Макале = 2340 бырр (74 евро)
Цены указаны только в одном направлении, и они на 1000 бырр ниже обычной суммы для иностранцев.
После обеда вылетела в Дире Дауа и приземлилась там через полтора часа, а потом началась настоящая эфиопская пляска!
Вышла из аэропорта и обнаружила, что он от города далеко. Несколько мототакси ждали пассажиров, и как-то быстро их занял народ. Тут ещё один подскочил. Это был мой. Для начала туктукер, мототаксист, уверил меня:
- Если ты сейчас поедешь со мной за сто бырр, не ожидая попутчиков, то мы прекрасно успеем на автовокзал к последней маршрутке, что отправляется в Харер. Поехали!
Оказалось, что особой прыти у транспорта не наблюдалось; ехали со скоростью гужевой телеги, а потому только в сумерках прибыли на автовокзал, где маршруток на Харер уже не предвиделось. Туктукер незаметно исчез, не выслушав моих претензий по этому поводу, а я осталась.
Конец недели. Народ кричащей толпой атакует все микрики, а мне надо уехать в Харер! Вокруг одна шпана шныряет. Мой последний микрик уже ушел. В обозримой близости ни одной гостиницы. Уже вечер. Куда бежать? Для начала несколько удальцов предлагали поочерёдно такси, персональный джип, автобус типа ПАЗ, и всё это только для меня, но за миллион.
- Мужики, вы совсем что ли?
Тут один мужчина говорит мне по-английски, что ехать надо с пересадкой. Ему тоже в Харер нужно. Там его сакля. За него уцепилась, а до того уже несколько маршруток штурмовала вместе со всеми и абы куда, лишь бы уехать. За это время шпана трижды успела расстегнуть мне сумку, но ничего не украли.
Спросите, зачем мне в Харер? В этом эфиопском городе каждый вечер проходит шоу кормления диких гиен мясом. Я должна была увидеть это, а еще посмотреть на древний старый город с выкрашенными домами. Такая вот заморочка. В общем, благодаря хорошему человеку, мы смогли отвоевать себе пару мест до транзитного поселения (30 бырр). Там с таким же успехом завладели двумя местами в следующей маршрутке (10 бырр) и прикатили в Харер.
Потом хороший человек посадил меня на тук-тук (20 бырр) до отеля «Belanieh», где ожидала Марина, дал свой телефон и просил позвонить и сообщить как устроюсь. Я спросила:
- Где Вы работаете, не в банке ли?
Его строгая одежда выглядела официально. Мужчина скромно ответил:
- Я священник католической церкви.
Как вам? Священник! Слава Богу! Следующим утром я позвонила падре из отеля и снова поблагодарила за помощь.