Дорога в Тоскану, часть третья. Пьенца




Начало истории здесь:
Дорога в Тоскану, часть первая
Дорога в Тоскану, часть вторая. Монтепульчано

Настало утро, и пришло время прощаться с Монтепульчано и отправляться в Пьенцу.
Первоначально я планировала перемещаться между городками долины Валь Д’Орча на автобусах. Тщательно изучила расписание, спланировала маршрут, разведала обстановку с такси в регионе на случай забастовок (о них можно узнать здесь) или других накладок.
Добираться до Пьенцы я собиралась на автобусе номер 112 (стоимость 2,5 евро, время в пути 16-19 минут). Отправление с автовокзала Монтепульчано, до которого от городских ворот совсем недалеко , если пройти через сквер Poggiofanti и воспользоваться лифтом, о нем я рассказывала в предыдущей части про Монтепульчано.
Посмотреть расписание можно здесь или здесь, а скачать его можно здесь .
Если взглянуть в это расписание, видно, что между утренними рейсами и дневными большой перерыв, так что выезжать надо или в 9 утра, или уже в обед.
В Пьенце автобус приходит на остановку via San Grigorio 8, от нее до главных ворот минут 5 пешком.
Такси из Монтепульчано в Пьенцу стоит 30 евро.
Я собиралась сесть на первый автобус после перерыва - в 13.45, однако судьба распорядилась немного по другому. Незадолго до поездки я познакомилась на форуме с замечательными людьми, и мы договорились встретиться в Монтепульчано и познакомиться лично, а к вечеру мои новые друзья подбросили меня до Пьенцы, что было крайне любезно с их стороны.

Итак, я в Пьенце, маленьком очаровательном местечке Тосканы, возвышающемся над просторами долины Валь-д'Орча. Ее облик стал настоящим символом тосканского пейзажа, и мне не раз попадались открыточные виды этого места в работах фотографов со всего мира.





А в 15-м веке на этом месте была лишь маленькая деревушка Корсиньяно, здесь, в 1405-м году, родился Эней Сильвио Пикколомини, в дальнейшем ставший Папой Римским Пием II, просвещенным гуманистом своего времени. После его назначения на должность Папы, он задумал воплотить свою мечту об “идеальном городе Ренессанса'”.







В интернете много написано об этом:
“Понятие «идеального города» стало популярно в эпоху Возрождения, это было протестом городу Средневековья, где все подчинялось божьему замыслу. Город-мечта был создан человеком-творцом, воплощал его замыслы, которые опирались на принципы рациональности, удобства жизни в полном согласии с природой и эстетикой восприятия.
Всё было заранее спланировано и продумано, создано специально для человека, который в то время считался венцом земного творения, но который также имел связь с богами, это был город, в котором сочетались любовь к святыням и земные чувства.
Основы этой идеи были заложены Платоном в диалогах, где описана модель идеального государства-города на острове Атлантида.
Известным теоретиком этих идей выступил архитектор Леон Баттиста Альберти. Он изучал пропорции классической архитектуры, в которой возведение города основывалось на гармонии форм и пространства.
В Италии было предпринято несколько попыток создать идеальный город, но на практике их осуществить не удалось.
Тем не менее, Пьенца приблизилась больше других к модели утопического идеального города.
Именно здесь зародились основы градостроительства; придуманные в Пьенце идеи создания глобальных планов и развития городской инфраструктуры разошлись сначала по всей Италии, а затем – и по всей Европе.
Это был первый со времен античности случай городского переустройства по единому плану."









"Для реализации своей мечты, папа Пий II пригласил архитектора Бернардо Росселлино. Работы начались примерно в 1459-м, и к 1462 году были готовы центральная площадь, собор и частично палаццо самого папы, который оценил их как "лучшие в Италии". В феврале 1462 года Пий II переименовал место своего рождения в Пьенцу, "город Пия". В своих масштабных трудах, написанных им за последние два года жизни – Папа оставил подробное описание устройства города."







"Строительство велось 4 года, за это время город преобразился полностью, но скоропостижная смерть папы Пия II и архитектора Росселино (по странному стечению обстоятельств они оба умерли в один год, 1464) остановила дальнейшие изменения.
Работы не были полностью завершены, но то, что было создано за это время, в достаточной мере дает представление об «идеальном городе», идеями которого была пропитана гуманистическая культура Возрождения.”





Такова история. Меня же, помимо прочего, давно влекла сюда возможность полюбоваться игрой света, которую дарит окрестным холмам склоняющееся к горизонту солнце. Панорамная площадка Пьенцы как нельзя лучше подходит для этой цели. И вот я здесь, и представление начинается.






Золотистый солнечный свет мягко освещает долину, подчеркивая холмы и низины, даря контрастный рисунок каждой тропинке и каждой борозде на пашне. По мере угасания солнечного светила, высвечиваются то там, то тут отдельные участки долины, и, то, что днем казалось просто красивым, ярко освещенным пространством, в момент прощания с солнцем становится волшебной сказочной страной, будит фантазию, манит расправить крылья и парить в золотистом воздухе над этой чудесной землей.









Вот уже на небосводе появляется луна и потихоньку вытесняет со сцены дневное светило, долина окрашивается в сумеречные оттенки.







Проводив солнце, я отправилась на поиски ужина, и по рекомендациям других посетителей города, нанесла визит в славный ресторанчик “Latte di Luna“, с целью побаловаться пастой с трюфелями, которую все нахваливают. Паста отличная, вино прекрасное, метрдотель харизматичный -:). Но трюфель - это то, без чего я, вероятно, смогу прожить.-:)





И после отличного ужина с великолепным тосканским вином, город, погруженный в сумерки, показался мне еще прекрасней:)









Наутро, встав до рассвета, я устремилась опять на смотровую площадку на городской стене. Ведь у меня была надежда увидеть знаменитые тосканские туманы, и удача от меня не отвернулась.








Небо над долиной постепенно окрашивалось в розовые оттенки, предвещая скорую встречу с солнцем. А в низинах густым ковром стелился туман. Он был настолько плотный, что невольно закрадывалась мысль, как у ежика из нашего любимого мультика, а как там внутри? Как там дышится?







Первые лучи солнца тем временем уже озаряли дальние холмы, внизу же ночь все еще боролась с дневным светом. Однако картина быстро менялась, то тут, то там солнечный луч выхватывал свободные от тумана участки земли.








И вот уже повсюду в долине стали загораться рассветными огоньками маленькие островки. Окруженные молочно-белым безмолвием, они казались такими невесомыми, словно парили в воздухе.








Удивительным мне показалось, что до этого момента на городской стене, кроме меня, никого не было. Компанию мне составляла только кошка, высматривающая птиц в ближайших кронах. Да пожилая синьора, встающая на рассвете, открыла двери своего уставленного цветами балкончика, пожелала мне доброго утра. Дальние холмы тонули в золотистой дымке, и туман постепенно отступал.








Вскоре наша компания созерцателей увеличилась, на стену начали стягиваться и другие любители рассветов. Мягкое утреннее солнце вновь рисовало на холмах графичные узоры, подчеркивая длинные тени кипарисов и выхватывая из остатков тумана деревенские домики. Время утреннего чуда подходило к концу, и я потихоньку двинулась прочь со своего наблюдательного поста, по пути облюбовав несколько фонариков.












Немного прогулялась за пределами старых стен. Здесь, по-видимому, начинаются «дачные» участки жителей города.







Дальше я не пошла, хотя дорожка очень манила в поля. Чья-то собака подняла такой лай, что я побоялась разбудить весь город своим вторжением:) Вернулась назад и насладилась прогулкой по умытым утренним светом, все еще сонным улицам. Совершенное волшебство - гулять в такой час по городу.






В первой половине мая в Пьенце проходит праздник “PIENZA E I FIORI”. Весь город украшен цветами, на главной площади разбиты цветочные клумбы, все цветет и благоухает.









Кроме обилия зелени и цветов, меня приятно удивила любовь к велосипедам в городе. Сама Пьенца достаточно плоская, но расположена на холме, да и окрестности здесь очень и очень холмистые, для сильных духом:)











"Центр города - соборная площадь, названная в честь Пия II. Она имеет трапециевидную форму не случайно. Будучи крохотного размера, но спроектированная с учетом перспективы, сдержанная по стилю и вымощенная тосканской брусчаткой, площадь кажется больше. По бокам она окружена зданиями, которые в те времена играли большое значение: Кафедральный собор, Ратуша, Епископский дворец и, конечно же, новый дворец Пикколомини.
Кафедральный собор посвящен Святой Деве Марии. Ряд использованных здесь архитектурных решений был по тем временам достаточно новаторским – пилястры и колонны, стоящие на высоких пьедесталах и соединенные арками. Колокольня была выстроена частично в германском стиле, так как Пий II до того, как стал папой, много лет служил в Германии, и ему очень нравилась игра света, что так украшала внутренние помещения немецких соборов."






Мне повезло заглянуть в него в столь ранний час, двери были открыты. Из высоких готических окон лился мягкий свет, тишину нарушали лишь воробьи на ступеньках собора.









Практически напротив моего отеля обращает на себя внимание скромная францисканская церковь 13 века. Внутри можно увидеть сохранившиеся фрески, рассказывающие о жизни святого Франциска.









Вернулась в отель я в состоянии абсолютной гармонии с окружающим миром и с самой собой. Да и может ли быть иначе в "идеальном городе-мечте", в котором даже улочки носят названия Любви, Поцелуя и Фортуны?
В 1990 году Пьенца, полностью и навечно оставшаяся в XV веке, была торжественно включена в список Всемирного наследия.





А мне предстояло реализовать еще одну затею - проехать по долине в поисках живописных мест, именно с этой целью я и выбрала Пьенцу, как место дислокации. Но об этом чуть позже.



А пока что предлагаю немного видео рассвета в Пьенце, с ее туманами и птичьим пением:)



Продолжение здесь:
Дорога в Тоскану, часть четвертая. Окрестности Пьенцы
Дорога в Тоскану, часть пятая. Монтальчино
Дорога в Тоскану, часть шестая. Флоренция