Макс Большаков
19 февраля 2017

Дорожные записки о России. Кириллов-Ферапонтово-Белозерск-Вологда

Кириллов-Ферапонтово-Белозерск-Вологда вот куда я отправился в этом году с православными паломниками.

День первый.
В этот раз я не опоздал. Осматриваю людей, с которыми приведу ближайшие 4 дня. Сумки народ собрал приличные. Как будто на курорт едем. У меня походный рюкзак - для хранения запасов. А в нем ещё рюкзак - для мелочей в дороге.

8.00 отправление из Москвы.
Вологда-гда-гда совсем не близко. Нас грузят в новехонький микроавтобус мерседес. Я на опыте прошлого раза, а также поездки в Смоленск - выбил себе местечко у двери - коленкам удобно и не жарко.

В пути много рассказов о монастырях, в которые мы едем, а также подробности жизни местных святых. Ну и конечно молитвы. Я, если честно, постоянно проваливался в магический плен сна - ночью так и не сомкнул глаз - сказывается.

Что понравилось мне в дороге - это деревеньки, в которых деревянные домики не скрыты непроницаемыми заборами. И есть ещё ощущение, что едешь в недалёком прошлом. И чем дальше на север, тем ощущение усиливается. Ну может только спутниковые тарелки мешают этому ощущению полностью раскрыться. Также из вида постепенно пропадают роскошные котеджи-новострои, что тоже радует.

Ещё в дороге запомнилась картина - окраина города Данилов - на огромном пространстве невысоких холмов разбросаны многочисленные маленькие участочки, с малюсенькими домиками - и все заброшено. Грустное и в какой-то степени красивое зрелище.

После нереально бесконечной дороги к 16.00 приезжаем в село Покровское (Вологодская обл.)

Крохотное село известно узкому кругу церковных людей, как родина святого преподобного Игнатия (Брянчанинова). Здесь его родовое поместье. Состоит из небольшого, но изящного дома, церквушки и парка 200 летних лип и дубов. По парку приятно погулять, а дом и церковь мало чем примечательны в масштабах страны.

История прп. Игнатия особенная из-за его дворянского происхождения. Бросил государеву службу и постригся в монахи. Естественно это вызвало нешуточный кепишь в Питерской околоимператорской тусовке.
В итоге на экскурсию потратили 2 часа. Пора ехать в гостиницу в г. Кириллов.

Приехали к 20.45. Сдали паспорта и бегом на ужин. Салатик, борщик, рис с котлетой и чай с печеньем. До утра должно хватить.

Наша вожатая зовёт всех на ночное купание в озере у стен Кирилло-Белозерской обители. Все сразу согласились!

Озеро и монастырь совсем близко, городок-то маленький. Крепость просто поражает размерами. Я думал Стена Смоленска большая, но эта тоже на уровне - обходим кругом.

И вот оно темное и огромное Сиверское озеро. Кто взял плавки - лезут в воду. Я среди них. Водичка просто супер. Такая родная. Такая понятная. Такая тёплая. И никакой соли. И все это под стенами огромного монастыря. Красота.

Возвращаемся к 23.00. Гостиница Русь по наблюдениям вожатой - лучшая в городе. И это трэш. Старая советская гостиница. В номерах умывальник прямо в номере и пахнет канализацией. Две кровати. Все очень старое. Ставлю будильник и ложусь спать.

На соседней койке всю ночь играло радио "дикий мир". Рёв тигра в прямом эфире. Даже с берушами это было сложно выдержать. Но я морально был готов. Несложные математические подсчёты парочек и одиноких мужиков вывел на моего будущего сокамерника. А лишний вес и возраст за 40 всегда красноречивы.

2 день.
Встаю в 5.00. Пасмурный рассвет уже высоко. Иду к монастырю в расчёте на поиск хорошего ракурса и с целью ещё раз искупаться.

Размер монастыря намекает мне, что фоткать его лучше с другого берега (не добраться) или с лодки (слишком рано для проката). Точно нет смысла делать снимки из под стен. В итоге дошёл до небольшого полуострова слева, за бухтой. Отсюда открывается замечательный вид. Долго делаю фотки.

Потом я замечаю блеск росы под ногами. Спустя 5 минут я уже лежу на мокрой от росы траве, фоткаю росинки в лучах раннего солнца. Красота.

Делаю круг вокруг бухты в сторону монастыря, иду на то место, где вчера купались. И вот я снова в воде. Вода немного остыла за ночь, но все-равно осталась замечательной. Полчаса я потратил на купания. Ощущения ещё лучше, чем от ночного опыта. Святые врата, огромное озеро, свинцовые тучи нависают и чайки огромными стаями кружат над головой. Благодать - не передать. А главное тишина и спокойствие. В это время здесь только рыбаки вдоль берега, а этот народ не из шумных.

Пока обсыхаю, подхожу к одному из них. И как по заказу - именно в эту секунду его поплавок срывается с нереальной силой и начинает уноситься от берега. Он начинает тянуть катушку на себя. Я уже включаюсь - кричу ему - тяни, мужик, тяни. Переживаю за рыбу как за свою. Вытаскивает он из воды большущего леща. Говорит мне, что у него аж мандраж случился - думал сорвется. Про лучшие свои уловы мне рассказал.

Пора на завтрак. Яичница, кусок сыра, ветчины, масла и два хлеба. И чай. В магазине набрал шоколадок - не хватит мне этого завтрака.

У группы с 8.00 до 11.00 служба в храме. У остальных свободное время, то есть у меня. Немного прогулялся по городу, по фоткал старые дома. По сути – ничего тут нет особенного в городе, кроме монастыря - пора войти внутрь (подробно про Кирилло-Белозерский монастырь).

Иду на пляж за лодкой. Пора сфоткать монастырь с воды. В итоге справился за 20 минут, оказалось не так далеко нужно отплыть. С нависающими тучами получилось здорово.

До обеда решил отдохнуть и вздремнуть - в Кириллове я увидел все. Обед вкусный и на убой.

Едем дальше. Ферапонтово. Местечко названо по монастырю (1398 г.), который основал сподвижник Кирилла Белозерского . Он удалился в уединённое место и основал новую обитель на холме перед озером Бородаевским. Вокруг хвойный лес. Очень красиво. (Подробно про Ферапонтов монастырь).

После фото мероприятий сел на лавочку у озера. Жду.

А на улице серьёзная такая жара. Смотрю один из наших не выдерживает и идёт купаться. Столько народу местного в этот момент купалось - трудно устоять. Затем срывается наш водитель. Тут уже я не выдержал. Вода ещё лучше, чем в Сиверском озере. Тёплая и кристально прозрачная. Из-за того, что озеро питается ключами - стоит нырнуть чуть ниже 2-х метров и вода там уже градуса 4. Ощущения - не передать.

Наконец все собрались у машины и едем дальше. Новая точка - Маура - это гора. Ну как гора - холмик. Но для местных...все понятно. По преданию именно с неё прп. Кирилл и Ферапонт увидели место, где им предначертано основать обитель. Сейчас с неё виден кусочек монастыря и города Кириллова - за столько лет деревья сильно подросли. Здесь же имеется камень с отпечатком ступни Кирилла (такое я встречал уже не раз. Привет Пик Адама на Цейлоне, пещера Симона Кананита в Абхазии и т.д.) В общем времени много не заняло и хорошо.

Совсем рядом - Горицкий Воскресенский женский монастырь (1554 г.) - буквально за Маурой. Пока вся группа идет в монастырь, я по обычаю иду на разведку в другую сторону. Слышу сильные удары бах-бах, как на море. Иду кругом монастыря. Отказываюсь я на берегу Шекснинского водохранилища. А сам берег, на котором стоит обитель обустроен булыжником. Походу берег укрепляли. А течение сильное. От того и удары такие.

Красота вокруг - загляденье. Вода бликует отражением солнца. Хвойные деревья на островах и берегах. За оградой монастыря стоит часовенка и церквушка на пригорке и это красиво.

И главный храм обители возвышается над всем своими чёрными как смоль куполами. И это тоже очень красиво. Вот такая красота Русского Севера.

А к воде, словно приглашая, спущены две мощные металлические лестницы. Я ведь за это время и не высох полностью. Решаю в этот момент использовать и эту возможность искупаться. Спускаюсь вниз по ступеням.

Вода снова тёплая, но очень в реке течение сильное. К моменту окончания процедуры на берегу появляются члены группы. Их сюда тоже привело подсознание, но уже поздно купаться даже для тех немногих, кто захватил купальники и плавки. Времени бы на все хватило, если бы они думали не стандартно. В обители имеется святой источник. Часть людей идёт туда. Я же заканчиваю фотографирование вне стен и присоединяюсь к остальным (подробнее про монастырь тут).

Время 18.00. Погода - жара и ясно. Но издалека в нашу сторону идёт туча и еле слышно громыхает. Как потом окажется, к нам на рандеву двигался самый большой аттракцион этой поездки.

Через 50 минут мы уже в гостинице. Вожатая приглашает снова искупаться в озере. Сначала соглашаются почти все, кто и в первую ночь купался. Но удобные кровати победили лень и в итоге спасли от самого сильного шторма в нашей жизни, кроме вожатой и ещё одной женщины. В 19.15, сразу после первой порции грома и молний (большая такая порция) на Русский Север низверглись небеса. Так это в книгах описывается.

Сильнейший ветер, ливень, гром, молнии, град - все с приставкой "сильнейший". Порывы ветра сносят капли дождя - на подобии волн в воздухе - так это можно описать. Ветром открыло окна. Потом дождь вообще стал горизонтальным.

Ужин в этот день мы так и не увидели, так как во всем регионе отрубило электричество.

К 22.30 я не выдержал и пошел в ресторан гостиницы, где осталась только дежурная. На мои мольбы о бутерброде она в холодильнике нашла кусок эскалопа и рис. Дабы скрасить этот холодный компромисс со своим желудком, взял себе банку пива. Зато ужинал при свечах. К 23 часам дождь с молниями до сих пор не закончился и даже к 3 ночи. Природа напомнила - кто в этом мире хозяин, а кто букашки.

Пик шторма закончился к 22.00 примерно. Именно тогда до гостиницы добрались две наши купальщицы. Все эти 3 часа они провели забившись в дыру в монастырской стене. Говорят ещё не разу в жизни они так искренне не молились. Они видели, как два дерева ветром вывернуло из земли и обрушило на стену монастыря.

3 день.
Подъём в 6.30. В эту ночь рёв тигра сопровождался звуками грозы и не был таким невыносимым. В 7.30 надо быть на завтраке со всеми вещами. Больше в гостиницу мы не вернёмся.

Наша цель город Белозерск на берегу Белого озера. Это самая дальняя точка нашей поездки. Чтобы не гнать 160 км через Череповец, в программе предусмотрена переправа на пароме через реку Шексна. 40 минут по жуткой грунтовке ради

15 минут кайфовой переправы по широкой реке с быстрым течением и красивыми хвойными берегами.

Впечатления от такого простого сооружения, признаюсь, классные остались.

Приезжаем в город Белозерск. Основан в 862 году (Упоминается в Повести временных лет). Это наравне с Ладогой первые русские города, которые призывали варягов. От местного кремля (1487 г.) остался высоченный земляной вал, собор и несколько построек. Нас уже встречает гид.

Вокруг высоченного вала глубоченный ров. Через ров ведёт каменный 3-х арочный мост (памятник ФЗ). Я первым захожу на вал. Вдали вижу бескрайнее Белое озеро. Я и так не особо был на экскурсию настроен, но теперь у меня появилась цель - продолжить водное паломничество. Озеро достаточно далеко, но и времени у меня должно хватить. Все-таки скучные экскурсии дело не быстрое.

Спускаюсь с насыпи и двигаю на зов русалок. Дохожу до самого края города. Городской пляж оборудован всем для отдыха - волейбол, лежаки, кафешки, переодевалки. Народу ранним утром не много. Не теряя времени, раздеваюсь и захожу в воду. Более холодное, чем предыдущие водоемы, Белое озеро у берега очень мелкое. Отошёл метров на 20 и посидел на пятой точке на песчаном дне. Поплавал, скребя пальцами по дну. Судя по бегающей детворе, даже в 50 метрах от берега не очень глубоко.

Делаю несколько снимков на память и нужно возвращаться в город. Я ведь даже не знаю точного плана своей группы. Сам город Белозерск в основном состоит из частного сектора. 3-х этажный новострой только к окраине города был замечен. Это скорее деревня с богатой и древней историей, но очень красивая и ухоженная деревня. Нахожу магазин для пополнения запасов и возвращаюсь к нашему автобусу. Решил отдохнуть на лавочке. Где-то через полчаса группа вернулась из городского музея. Все купили сувениров, и пора ехать дальше.

Теперь держим путь до Вологды, в пригороде которой расположился ещё один монастырь. Дорога почти 3 часа заняла. Обед в кафе около монастыря и ждём 17 часов (экскурсия по монастырю) и 18.00 (служба в храме). У меня времени очень много. Обедаю раньше всех и бегу осматривать монастырь и окрестности.

Монастырь стоит почти на самом берегу реки Вологды. Стены и бастионы достаточно высоки (спасибо суровому смутному времени), но не тронуты (спасибо что суровое время закончилось). Сначала появилась идея искупаться ещё и здесь, но оказалось, что это место пьянки буквально всей окрестности. От мала до велика. Семьями и ради построения семей тусит здесь народ. Водные паломники в такой попсе карму себе не портят. Иду мимо этого злачного места - вдали виден высокий ж/д мост - с него наверное открывается хороший вид на монастырь. Так оно и есть - река, монастырь и небо - все поместилось.

Бастионы кстати выкрашены в цвета города - красный, оранжевый и жёлтый - необычно.

Теперь пора осмотреть обитель изнутри (подробности и фотки тут). Небольшой перекус, смена батареек и можно идти на службу. Она проходит в нижнем храме (почти подземелье) главного храма. Очень мне это запомнится - моя самая долгая служба.

К 19.30 приезжаем в центр Вологды. Кремль, историческая застройка, набережная, церкви, прогулка с рассказами и прощальный закат (подробности и фотки тут).

Сам город (вне пешей прогулки) запомнился размерами, чистотой и огромным количеством старой деревянной застройки с узорчатыми оконными наличниками. Далее ужин и ночной переезд до Москвы.

В 5.00 упал на кровать уставший и счастливый.