Валерия Гавриляк
1 октября 2014
2300

«Дворцов и замков свет…». Часть 2

В Царское Село мы приезжаем ближе к полудню, вдоль Лицейского сада идём в Екатерининский дворец. Издали машет красной веткой клён, за оградой – памятник Пушкину. «Пушкин в этом саду никогда не гулял», - успевает бросить на бегу наш гид.


Масштаб происходящего мы осознаём ещё у ворот – сквозь ажурную решётку виднеется просторный плац перед дворцом и сам дворец, уходящий куда-то в перспективу. «Как же мы всё это посмотрим за час?» - охает кто-то рядом. Как обычно – в хорошем таком темпе)


По размаху и пышности Екатерининский дворец соперничает с Зимним, и трудно сказать, какой из шедевров Растрелли выигрывает.



Здесь всё чересчур, всё слишком: слишком много скульптур, золота и лепнины, слишком большие залы, слишком роскошные интерьеры - русское барокко в его расцвете.


Зато цветовая гамма выдержана строго – белый, голубой и золотой, а многочисленные окна и зеркала придают перегруженным деталями залам относительную лёгкость.


Позолота будто стекает по стенам, заливает блеском пол.



Золотые часы, вазы и люстры, картины в позолоченных рамах, скульптуры в золотых одеждах – в какой-то момент кажется, что находишься не в русском дворце, а в персидской сказке.


В нужном стиле выдержана каждая деталь. Например, вазы в виде цветов бульденежа – каждый лепесток из мейсенского фарфора обжигали отдельно и только потом собирали в соцветия.



Даже такая прозаичная вещь, как барометр, вся в лепных листьях и амурах.



Эти мотивы повторяются от зала к залу, а два мраморных амура спят на лестнице.


Дворец был заложен при Екатерине I, в её честь и назван, но своим блеском и великолепием он обязан другой русской императрице – Елизавете Петровне: именно она пригласила итальянского архитектора перестраивать маленькое скромное здание.



Так же, как и Павловский дворец, произведение Растрелли было разрушено во время Великой Отечественной. Реставрация началась почти сразу после войны, а в середине семидесятых мои родители не смогли попасть во дворец – работы всё ещё не были окончены. Продолжаются они и по сей день, но многие залы уже открыты для туристов. В том числе и знаменитая Янтарная комната, которую нельзя фотографировать.



Дворец был загородной резиденцией нескольких поколений русских императоров, и чем дальше во времени и ближе к выходу, тем аскетичнее становятся царские покои. Вот эти, например, принадлежали Александру I.


А вот и совсем скромные игрушки царских детей.



И наконец, через час энергичной прогулки по золотой анфиладе – ура-ура, свобода, парк! Но не тут-то было – от барокко так просто не убежишь. К дворцу примыкает регулярный французский парк в том же стиле – невыносимо геометричный: зелёные лабиринты словно прочерчены по линейке, с таким же перфекционизмом выстрижены газоны.


Там и тут разбросаны павильоны – разумеется, тоже барочные.



И только за последней линией лип и каменным мостиком начинается настоящая свобода – пейзажная часть Екатерининского парка.



В центре парка – большое озеро с гондолами, по берегам греется живность, вдаль уходят лиственничные и дубовые аллеи.


Где жёлуди – там и белки.


Но прежде чем углубиться в парк, я долго перевожу дух на скамейке у озера: русское барокко, конечно, прекрасно - даже слишком)

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Как же я люблю чувствовать себя безликим в городе, где я раньше никогда не былБилл Брайсон