Фиджи. Пособие по райскому гедонизму

Здесь совсем не хочется бежать, суетиться и думать. Дорога из аэропорта Нади заняла всего 15 минут. Лететь из Новой Зеландии пару часов, из России – вечность. После зеркально-ровных новозеландских дорог фиджийские напоминают забытые направления где-нибудь в африканской глубинке. Облезлые полудостроенные домишки, у которых на траве играют дети и сидят их родители, маленькие магазинчики с дешевым китайским барахлом, и во всей этой атмосфере бедности появляется чувство настороженности - а не сожрут ли меня тут?



Приют контрабандистов

Город Нади - перевалочный пункт на пути к райским островам, поэтому я не тешусь яркими впечатлениями - просто смотрю по сторонам - как никак тут я еще не была. Я заселилась в хостелл Smugglers Cove, сезон на Фиджи уже начался, поэтому гостиница была битком набита туристами - в основном из Австралии и Германии.



Фиджийцы по-своему воспринимают время. Мой суп готовится уже полчаса. Инерция после усиленной работы в большом городе заставляет нервно ерзать на стуле и поглядывать на часы. Стоп! А куда я вообще спешу? У меня есть 10 дней откровенного безделья.
Сорок минут… да какая разница - хорошо сидим. Приехали серферы с рифа, другая половина гостей уже потягивает местное пивко.
Фиджийки интересные - короткие стрижки “афро”. Еще бы, тут так жарко!
Алкоголь? Да вы что, рехнулись? Вода с лимоном и лимон с водой. Красавцы австралийцы с атлетическими телами и лицами как у молодого Бандероса. Девчонки размазались по шезлонгам… Лень думать, Время остановилось здесь. А завтра в 8 утра катер доставит меня в Эдем.. Программа для всех одна. Приезжаешь в страну днем, ночь в каком нибудь отеле, утром следующего дня - на тот самый остров Баунти. Туда, где робинзонил Том Хэнкс в одном фильме. Фиджи – архипелаг из более чем 1000 островов. Раз в день с Большой земли отходит лайнер и развозит народ по островам.
Соотношение цена-количество-качество тут хромает не слабо. Но есть и приятные моменты - сервис и рассветы.
Придираться глупо. Равно как и глупо покупать в Нади дорогущий номер и жить тут больше одного дня. Фиджи – это настолько туристическое место, что цены задраны неслабо. И никуда ты не денешься – это острова на краю света. Если не лезть в дебри, то в Нади все на 100% туристическое. Со всех сторон несется приветственное «Була» что означает "привет, как дела" и т.п. Сувениров навалом в каждом отеле – от дешевых китайских зажигалок до якобы подлинных вилок людоеда и масок идолов. Полотенца из наипротивнейшей синтетики с логотипом местного пива оставляют веселый зеленый след на коже. Вообще-то сувенирные магазины, где от природы хитрые индусы наживаются на очарованных туристах, я обходила за километр. Пляж в Нади безобразный - бурый песок, кокосовые останки, мелкий мусор и, почему-то я уже второй раз спотыкаюсь о использованный памперс.
Где-то в отдаление шумит стройка, но звуки глохнут в теплом воздухе, делать тут нечего. Есть индуистский храм, есть водные развлечения - нет желания шевелиться.
Вечер. Cижу в кафе. Меню так себе - основное - пицца, бургеры и картошка. Этакий фастфуд по ресторанным ценам. Самое дорогое блюдо - ($68 - $38 новозеландских - 1800 русских) - стейк Rib Eye с хвостом лобстера подан на картофеле со спаржевой фасолью и лимонной сальсой. Честно – не очень. Из развлечений - каякинг, всякие выезды на серф и подводное плавание. По вечерам - культурная программа. Сегодня мне повезло - скоро возгорят костры и людоеды продемонстрируют осоловелой публике ритуальные танцы.



Интернет тут есть, дорого и вроде качественно. И коктейли знатные - подаются так, как должны - в красивых стаканах и с замысловатым украшением. А вода с привкусом йода, кстати... почему это? Планы таковы: лечь спать пораньше, проснуться в 6 и свалить из этого унылого места в настоящий Фиджи.
Танцы красивых полинезиек, огненное шоу и после - хороший сон. Это были красивые дикари с телами, еще не изуродованными всемирной макдональдизацией. Которые из четверга в четверг делают одно и то же – развлекают благодарную публику. Завтрак был слишком бюджетным - хлопья, тосты и овсянка, порошковый сок и немного фруктов. Да ладно, зато мне не пришлось тратиться. Такси в Порт Денарау. Катер и три часа до острова Вайя! Естественно, верхняя палуба, естественно, на носу! Что я имею? Погода не очень, денег не много, кожа цвета слоновой кости. Теплый, но сильный океанский ветер, легкая качка, чувство свободы и предвкушение чего-то потрясающе-захватывающего.



Репортаж из под пальмы
Маленький мягкий шезлонг, шум теплого океана, звуки гитары-укулеле и незнакомого языка. Я уже вошла в состояние глубочайшего гедонизма. Даже местная собака демонстрирует вселенскую лень - нос в песке - ей все равно - тянет морду в направление кухни.



Если так выглядит Рай, то мне надо срочно завязывать грешить, чтобы потом сюда вернуться! Столько всего надо сделать - искупаться, поплавать под водой, намазать нос кремом чтоб не сгорел.



Голод приводит меня в движение - на обед я заказываю жареные овощи и тарелку фруктов. Система островных резортов следующая – вместе с жильем вы приобретаете трехразовое питание (это обязательно) – на острове кроме как собственно резорта, как правило, ничего нет; ну, может, одна-две деревни с аборигенами. И, тем более, никаких закусочных и супермаркетов. Стоит гастрономичная обязаловка примерно 60 USD в сутки, что для меня было вполне отлично. Позже расскажу почему.
Медленно, с тяжелым стуком падают цветы на песок. Так тут тихо. Собака приоткрыла один глаз и отвернулась. Его зовут Лаки. Где-то вдалеке грохнулся кокос - надеюсь не кому-нибудь на голову. Вдали круизный катер, маленькая моторка забирает гостей, а на берегу персонал поет им приветственные песни; потом их встретит Рави - менеджер и проведет экскурсию. Бармен сделает каждому яркий коктейль и начнется блаженное Фиджи-тайм.



Наконец, я познала ломи-ломи. Час абсолютного блаженства! Всякий раз после массажа появляется чувство легкости и любви ко всему миру. Заметен контраст с Таиландом, где микроскопические ручки девушки-массажиста крутят в бараний рог заплывшие тела. Тут же полная женщина, чьи предки ели людей не за "здассьте" нежно давит на мои закоченевшие от повседневных дел плечи и втирает масло в волосы. Название массажа - "руки, дающие любовь". Сперва больно. Сперва кокосовое масло воняет. Неудобно и нервно. Потом наступает расслабляющий полутранс. Какие точки на моем теле были задействованны - не знаю, но я более походила на перебравшую опиума тряпичную куклу. Капля масла франжипани - и я знаю, чем пахнет кайф.



Голос Йогини Клэр умиротворяет. Нас семеро. Мансарда утопает в саду магнолий а внизу Океан. Солнце медленно погружается в воду.А в ресторане кипит работа. Девчонки-официантки накрывают на стол к ужину. Скатерти-салфетки и безупречная сервировка.
Мы с соседками деловито “поправляем монокли” и заказываем - "Креветки Темпура в сладком чили, Махи-Махи на грилле (местная рыба) с овощами и печеной касавой (местная картошечка) и банановый фондан с шариком орехового мороженого на десерт” и, как заключительный аккорд, - кино под звездами.



Продолжение ритуала

В резорте работают жители деревни, что сразу за холмом. Они не только создают колорит, но и приносят свои традиции на всеобщее обозрение.



На что похожа кава - традиционный напиток местных аборигенов? Что-то вроде смеси тибетских лекарств в жидком виде. Это сушеный толченый корень особого растения. И почему ее никто не любит? По-моему, вкусно. Я вижу как мне передают деревянную чашу с серой жидкостью. Моисей работает барменом, а по вечерам сидит на террасе и попивает каву со всеми остальными. Это время, когда и гости, и местные жители собираются вместе. Одна здоровенная чаша и деревянный черпак, из которого пьют по кругу. Дико? Кстати, корень этого растения - мощный антисептик и легкий наркотик одновременно. Я хлопаю в ладоши и говорю то самое слово. Мои товарищи хлопают трижды и отвечают мне: "Ничего с тобой не будет - нужно пить несметное количество на протяжение месяца, чтобы появился наркотический эффект" - поясняет Моисей и зачерпывает следующую порцию другому гостю. Вяжет рот. Я, однако, жду эффекта, но пока только продолжается легкая эйфория и желание бесконечно валяться в гамаке или гулять под звездами, блаженно улыбаясь людям, океану,собаке, и всему что здесь живет, растет, ползает и плавает. И снова терраса погружается в самый харизматичный на свете чилл-аут- звуки укулеле. Одна мелодия. одни аккорды или вообще без них, я не разбираюсь. И голоса, которые рассеивают любую суету и напряжение. Я просто лежу на циновке и спрашиваю ребят всякие любознательные глупости, типа: "Что это за корень такой и о чем они поют?"



"Все песни про любовь" - отвечает Вири, Он очень хорошо говорит по-английски и ему можно задать миллиард вопросов и он с радостью на них ответит. Вижу как смешно они курят сигареты. Сосредоточенно и внимательно он делает затяжку и передает по кругу Пока кто нибудь не подкурит следующую. Как марихуану. Только им запрещено употреблять наркотики и пьянствовать.Так решил совет деревни и так решили жители. Так будет лучше для всех.



Шикарные салаты и изумительно вкусная рыба на гриле - прямо из рук жизнерадостного шеф-повара. Всего около двух десятков блюд – и это на краю света! Кофе здесь неплохой, но только американо, и всего за $3.50 (примерно 130 рублей)! Я бы никогда не смывала с себя кокосовое масло и вечность сидела бы у моря, слушая фиджийские пения под гитару. Ночью светло и тепло. Песок настолько белый, он отражает луну и все видно вокруг - как будто днем. Длинные тонкие облака чертят ровные линии через звезды- их миллиард! Тишина прерывается звуками гитар и легким цокотом крабьих лапок по песку. И никого вокруг!



Что еще? Дивный коктейль Momo Male…Кажется, я не пью? Коктейль на берегу в кокосовом баре под беседы с гостями и владельцами резорта - немного можно!



Утреннее небо затянуто тучами. Спустя полчаса на остров обрушивается чудовищный ливень! Как раз в тот момент, когда я скрутилась в крендель на утренней йоге! А что, хорошее упражнение для абстрагирования от внешнего мира. Три чашки чая за завтраком и Да! Свеженький круассан и тарелка фруктов!



Самые красивые рыбки на местном рифе! У меня безлимитный доступ к подводному оборудованию до конца пребывания. Желающие внести активность в пляжный отдых могут взять на прокат каяк или маску для подводного плавания. Помимо этого в резорте есть куча разных мероприятий, типа экскурсии в деревню на воскресную службу в церковь. Владельцы организуют вам рыбалку или дайвинг. Хотите посмотреть на гигантских скатов? Пожалуйста!



Как-то раз мы сплавали туда, куда отдыхающим вход запрещен - в деревню! Владельцы резорта поддерживают жителей, давая им работу, лекарства и прочую гуманитарную помощь! Дети с торжественными криками бегут нам навстречу. Мне немного боязно - им не хватает лишь копий и факелов, как настоящим людоедам. Они следуют за нами - голозадая ребятня облепила рыбацкую лодку, другие соорудили нечто вроде кораблика и запускали его в воду. Они казались счастливыми и беззаботными. Именно таким и должно быть детство - толпа друзей и огромный мир, собранный из подручных материалов. За плетеным забором сидел Апи и крутил в руках прутья, вокруг него с задорным хрюканьем носились разнокалиберные поросята. Это был самый ленивый человек на острове и, пожалуй, в мире. Он иногда работал в резорте и периодически забывал, что где то работает. И как только ему доверили свиней? Весьма колоритная картина. У хозяев были дела в деревне и мы около получаса пробыли в Налауваки. Маленькие коричневые чертенята бегали вокруг, бесились и любопытно разглядывали меня.
Как-то раз мы ловили сардин с местными рыбаками.
Кенни на вид лет семьдесят. Хотя может и меньше - тут на Фиджи возраст имеет другой вид. Работа в резорте дала возможность местному населению иметь животных, крепкие каменные дома и качественные сети. Рыбаки используют сардинок для наживы а иногда, если совсем худо - то на ужин. Они не едят людей!
Дети хвостом следуют за нами, они забегают вперед и выскакивают из-за кустов с воплями маленьких людоедов и мы делаем вид, что нам безумно страшно. Идти по рифу больно и неудобно. Но дети носятся друг за другом босиком по острым кораллам, играют в догонялки и показывают вдаль, наперебой крича что-то на своем языке. Там, где кончается риф и начинается глубокая вода, стайки сардин выпрыгивают из воды, переливаясь на солнце. Кенни прицеливается и бросает сеть прям в гущу событий. Секунда, и дети с воплем "Була" сигают с рифа и исчезают под водой. Кенни ныряет за ними, и в следующее мгновение они карабкаются по колючим кораллам с сетью. Улов исчезает в маленьких ручонках одного из пацанят.
На обратном пути они по очереди прыгали в заводь, Я прыгала с ними, и это вызывало море эмоций. Потом старый рыбак прыгнул с песчаной насыпи. "Телефон" - только сказала я. "Водонепроницаемый" - ответил Кенни, и в доказательство самый старший мальчишка окунул мобильник в воду, ехидно улыбаясь. Ну какие там айфоны! О чем вы! Водонепроницаемый кирпич- вот что нужно деревенскому рыбаку. Следующий раз мы ходили на риф, и я просто ныряла с кораллов в бирюзовую бездну, гоняла мурен и ловила ярких крабов. Но когда вылезала обратно, разодрала колено о коралл. Не могу я отдыхать без членовредительства! Мои раны были любезно залечены вонючим снадобьем Тины, и на следующий день остались лишь сухие царапины.

"Как сказать "Рыба"? - Спрашиваю я

"Ика!" - отвечает мальчишка и Кенни утвердительно кивает головой - "Ика Серра"

Тогда мы проплыли около восьми километров, туда и обратно, по спокойному океану минуя смертельные рифы, а в другой раз мы шли через гору, когда деревня погрузилась в воскресную тишину. Никто не работал, не рыбачил - все были по домам, с семьями. Так принято у всех островитян-католиков.

Мы шли через кладбище, которое представляло собой десяток прямоугольных цементных плит с нацарапанными именами и датами.

"А можно по кладбищу-то?"
"Можно". - говорит одна из моих спутников - "Тут дети в регби играют". И правда - рядом вытоптанная полянка и кривенькие воротца из прутьев.
Самые красивые рыбки на местном рифе! У меня безлимитный доступ к подводному оборудованию до конца пребывания. И я могу плавать с этими красавцами сколько пожелаю. Самое захватывающее зрелище дня - легион белых рыбок окружил риф, когда армия голубых медленно подошла из ниоткуда. Белые выглядели грозно! Они выстроились в оборонительную позицию. Тщетно голубые пытались проникнуть на чужую территорию - белые им хорошо всыпали - пришлось удалиться. Я преследовала самую красивую рыбку и она привела меня в расщелину с причудливыми кораллами ярко-голубого цвета. Другие были похожи на человеческий мозг, а третьи вообще имели некий фрактально -психоделический вид.
Интернет тут хороший если с андроида сидеть. Песни, конечно, век качаются, но фото и сообщения летают быстро. Тайволи - консьерж научил меня паре популярных речевых оборотов кроме всем известных “Була” и “Винака”. Официанты подходили к моему столику и приветливо беседовали о том, о сем. Они рассказывали всякие интересные детали своей культуры, Например, в Налауваки живет 2 клана и каждому соответствует рыба - сардина и trevally (рыба - эндемик) - Сера и Доли. И так везде.
Надо бы батарейки подзарядить! Интернет тут хороший если с андроида сидеть. Песни, конечно, век качаются, но фото и сообщения летают быстро.
Лениво! Мой вечный завтрак плавно перетек в очередной раунд пляжных безделий.



Отправляюсь навестить старых знакомых. Теперь уже голубые стоят намертво за риф. Рыба - ангел не по-ангельски гоняется за мелкой серой рыбешкой, кусая за плавники. Та в разы проворнее. Она прячется в анемонах и, дразнясь, то показывается, то исчезает. Полосатые весьма любопытны - они слишком близко и чуть ли не тычатся мне а в маску губастыми мордами. Стоит лишь вытянуть руку чтоб потрогать ярко - синих светящихся, и они тут же испаряются. Я ныряю глубже, еще и еще - тяжело бороться с давлением но каждый раз я на долю секунды задерживаюсь дольше.
В тот день мы ловили сардин и по возвращению у меня был час, чтобы принять душ, натереться маслами и заказать коктейль и как раз, к тому моменту когда мне его подадут, а я устроюсь поудобнее на диване и устремлю взгляд в море - солнце медленно опустится в мягкие облака на горизонте и все вокруг станет золотым.



Теплые ночи на берегу океана, Ровный коричневый цвет кожи и цветы на подушке от заботливых хозяек каждый день, предрассветные медитации под еще яркой луной, дружба с аборигенами и пара сувениров.
Глупые туристы - они топтали кораллы ластами, хотя для них специальными знаками обозначили направление. Сейчас они идут исцарапанные в крови. Чтож, весьма опасно - заражение при плохом иммунитете, инфекция, размножение микробов в ране и так далее. Я поплатилась за свою безалаберность но мои раны залечены.
Отлив - а тут ничего не меняется, кроме гостей. Опять рыбаки забыли лодку на берегу, опять "рыбки Доли" хихикают в уголке и опять собака-разгильдяйка закопалась мордой в песок. Барабанный стук и моя лодка отчаливает. До свидания, Сардина и Барракуда!



И повторится все как в старь - я на мансарде у контрабандистов ем суп и смотрю вдаль на Денарау. Пластиковая мебель - все такое обыденное - как китайский Старбакс в Окленде. Индийский суп хорош! Ламингтон - пирожное размером с мяч для регби! Путешествовать без багажа здорово! Рюкзак и сумка с камерой. Вот и такси - раздолбанный старый мерседес и местный бомбила в цветастой рубахе приглашает на борт. Бон Вояж, дамы и господа!