Дагестан. Хунзахское плато
Когда хочется путешествий, а их не предвидится, то еду в соседний регион за эмоциональной подпиткой и красотой. Если вы подумали, что ехать мне час\полтора, то это не так. Рейсовый автобус идёт около девяти часов. Но эту ночь в дороге я просто сплю.
---
С Северного вокзала Махачкалы микроавтобусы отправляются по многим интересным направлениям. Мой рейс пришёл сюда в шесть утра. Не теряя времени зря, поехала в Хунзах, куда вот-вот отправлялся транспорт. Там у них плато и водопады, как сказал шофёр, хотя не могла понять, как и когда буду возвращаться, и есть ли там место для ночёвки. Водитель микроавтобуса заявил, что там хоть где заночуешь. Ну, думаю, гостиница имеется, это же райцентр как-никак.
В салоне оказались почти одни женщины и с любопытной настороженностью ко мне присматривались. Я выдержала паузу, не напрягая их разговорами и зная, что в дороге они заговорят. Моя уверенность была непоколебима. В Дагестане замечательные люди, и это неоспоримый факт. Предстояло ехать пять часов.
Путешествие в своём начале. Мы ехали среди великолепных вершин, над глубокими расщелинами, вдоль горных рек в ущельях, проскакивали мимо теснин, и вдруг впереди засверкало бирюзой Ирганайское водохранилище.
Одно из немногих красивейших водохранилищ, в Дагестане. Появился водоём после постройки Ирганайской ГЭС на реке Аварское Койсу. Мои попутчики уверенно заявили, что здесь много рыбы, а по берегам раскинулись сёла.
Была тихая погода, и отражения гор не трогала рябь. Кристальная с зеркальным отливом гладь в полной мере отражала изысканную привлекательность окрестных хребтов. Водохранилище тянулось вдоль нашего серпантинного асфальта примерно час, а я всё это время только стонала и ахала, что не могу выскочить и запечатлеть зеркальные отражения в глубокой водной бирюзе. Зря стонала. В одном месте мы встали на заправку, а она аккурат на краю водохранилища. Вот здесь мы все вышли из салона и заговорили. Разговоры я совмещала с фотопрогулкой и любованием окрестных гор с бескрайним водоёмом у их подножия.
Женщины расспрашивали о многом, кто да как, зачем еду и где остановлюсь. Последний вопрос был для меня наиглавнейшим. Тут все удивились, что у меня нет пристанища и стали наперебой звать к себе на бесплатную ночёвку, называя разные сёла, а про отели они не знают. Я понять не могла, зачем мне разные сёла? Мне в Хунзах надо. Оказалось, что на горном плато несколько маленьких и очень живописных поселений, которые расположены на расстоянии двух или трёх километров от самого Хунзаха и люди часто ходят пешком из одного села в другое.
Легко договорилась с одной из женщин с красивым именем Нуцалай, что остановлюсь в её пустом доме в двух километрах от центрального посёлка. Сама она ехала туда на один день, а вечером собиралась вернуться в Махачкалу к семье. Дом в Хунзахе – родительский, Нуцалай приезжает туда поработать в огороде, в саду или отдохнуть с семьёй. Мы обговорили момент встречи, я успокоилась, взяв у моей новой знакомой номер телефона. Рассчитывала сразу с автобуса пойти по окрестностям, оставив вещи где-нибудь в магазине.
И вот я в Хунзахском районе, это 2300 метров высота над уровнем океана. Наконец-то я у цели. Спешно сошла на маленькой главной площади посёлка Арани и так же быстро пристроила свою сумку с вещами на местном рынке у женщин, а сама получила полную свободу.
Люди! Ах, какие это чудесные люди! Они простые сельские жители без злобы в сердце, улыбчивые и отзывчивые. Они охотно откликаются даже на приветственный кивок головы и с удовольствием отвечают на вопросы. Местные жители указали путь к водопадам, что падают с каменистой плиты.
Сразу за Хунзахской крепостью раскинулась даль с ширью. Тут ни дерева, ни кустика, только трава по высокогорному плато. А то, что это действительно плато, я убедилась лично, стоя на самом его слоистом краешке и заглядывая вниз.
Несколько водопадов падали с него в пропасть между двумя плитами.
С высоты более ста метров летят сверкающие каскады, почти не создавая шума. Его поглощает камень. Один из них красавец Тобот. Местные жители с гордостью называют его «Наш Анхель». Действительно похож. Высота местного Анхеля 120 метров, а у настоящего из Венесуэлы высота в 1045 метров с подножием, что падает вниз с Ауян тепуи.
Очень волнующее зрелище стоять на выступающем каменном пласте и смотреть на крутое падение вод в зеленую чашу под ними. Река Тобот устремляется в Цолотлинский каньон, а там продолжает свой путь по живописным скальным порогам.
В воздухе витают брызги и приятно охлаждают. Летом здесь жарко. Голубое звенящее небо над головой. У скалистых отвесов реют горные птицы. Фантастически красивые пейзажи вкупе с красочными деревнями. Плато очаруют любого гостя, оказавшегося здесь впервые. Дух захватывает у края обрыва.
В тот день благополучно устроилась на ночлег, а завтра съезжу на плато Матлас с одной местной жительницей. Мы успели договориться в пути. Говорят, что там еще красивее. Оказалось, аварки не прочь поездить, посмотреть на свою природу. И совсем их не держат мужья взаперти, как принято считать об аварских крутых нравах.
Поместили меня в пустом и большом доме как обещали. Предложили от души, я не отказалась. Денег не запросили. До того момента пообщалась на рынке с женщинами, так они мне яблок и винограда пакет вручили. Но я взяла два яблока-гиганта, а виноград попробовала из приличия. Тяжело мне два километра нести и вещи, и фрукты. Завтра опять приглашали.