Горный Алтай. Три дня в долине реки Чулышман




Каких только эпитетов не удостаивался Алтай. «Колыбель цивилизации», «Мекка для фотографов», «Жемчужина Сибири». Все эти фразы, одна за другой, маленькими семечками попадали в моё сознание, пока, наконец, не проросли в непреодолимое желание увидеть эти места вживую. Карта на столе, карандаш в руках, поисковик открыт и ждёт запросов. Не один вечер провёл я в такой компании, прежде чем определился с местами, которые хочу посетить. Выбор пал на долину реки Чулышман, уж очень манили названия, в которые я вчитывался на разложенной передо мной карте. Учар, Куркаре, Кату-Ярык, Учкёль, Чульча... они рисовали в голове фантастические образы природы, приходя во сне яркими и красочными явлениями.
Ну, раз решено, значит надо делать!


Знакомство моё с долиной Чулышмана, как и у большинства желающих сюда попасть, началось с перевала Кату-Ярык и его окрестностей.



Я оказался здесь ранним утром, когда грозовые тучи, всю ночь метавшие по небу яростные молнии, испугавшись рассвета, уступили место мягким, пушистым и низко висящим облакам, которые в прямом смысле лежали на верхушках окружающих гор. Не зная, что меня ждёт в ближайшие три дня, которые я собирался провести в долине, я сидел на камне и, свесив ноги вниз, слушал тишину, редкие крики птиц и гулкий шум водопада, неподалёку срывавшегося в ущелье. "Даже если все следующие дни будут дожди, туманы, снег...да всё что угодно! Я уже счастлив, что оказался здесь, и мне удалось провести эти 15 минут в обнимку с ветром на холодном камне, который почему-то вовсе не казался таковым" - так думал я в тот утренний час, безмятежно болтая ногами и всматриваясь в разноцветную даль долины.



А дальше был спуск по перевалу. Извилистая, как змея, дорога, уложившая все свои 3,5 километра в восьмисотметровый перепад высот, выглядела вполне дружелюбно и, если не крутить головой направо и налево, была похожа на вполне обычную грунтовую дорогу, ну, разве что, идущую всё время под уклон. Но стоило мне остановиться на одном из поворотов, желая сделать "кадр на память", как Кату-Ярык тут же напомнил про свой опасный нрав. Несколько камешков, сорвавшись с отсыревшего от ночных дождей склона, с характерным цоканьем промчались в нескольких метрах от меня. И пусть они были не велики, но я поёжился от мысли, что их встреча с машиной и тем более со мной не сулила бы нам ничего хорошего. Как оказалось, это были не последние камни, замеченные мною не в самом естественном их положении...в полёте. А с некоторыми из них пришлось познакомиться гораздо ближе, но об этом расскажу дальше.





Вид на спуск в долину снизу, от реки Чулышман



Каждый день, да что там, каждый час пребывания в обёрнутой в осень Чулышманской долине можно описывать подробно и красочно. И не будет повторов, и не будет одинаковых видов, и все краски будут насыщены и сочны. Но это я оставлю вам, ведь я уверен, что однажды и вы побываете в этих места, чтобы сполна насладиться чудесами этих краёв. А расскажу лишь про несколько незабываемых эпизодов этих дней.


Первым делом я решил исследовать водопад Куркуре, находящийся на правом берегу реки Чулышман, в нескольких километрах от того места, где я спустился в долину. Обещавшая быть вполне себе спокойной прогулка вдруг превратилась в небольшое самостоятельное приключение. Перебравшись на другую сторону реки по подвесному мосту (единственное место в долине, где это можно сделать самостоятельно и на своих ногах, во всех остальных случаях - только на лодке), пройдя около километра в сторону водопада и почти поднявшись на крутой скальник, после спуска с которого должна была начаться равнинная тропа, я вдруг обнаружил, что чего-то в моих руках не хватает. Штатив! Я оставил штатив в машине! А поскольку я шёл снимать водопад, то за штативом пришлось возвращаться.




Справа внизу тот самый скальник на котором я обнаружил нехватку штатива. А в левой части кадра за излучиной реки виднеется нитка подвесного моста.


Вот так моя забывчивая голова подкинула ногам пару километров хорошей, практически горной нагрузки. Дальше шла вполне комфортная тропа, живописно петлявшая в обрамлении отвесных скал, то приближаясь к зеленоватой реке, то отдаляясь от неё, ноги и сердце уже давно привыкли к внезапно предложенной тренировке и вошли в свои комфортные ритмы, а тропинка катилась неспешно под настойчивые попытки сентябрьского солнца пробиться сквозь облака.



Долина прекрасно просматривалась в обе стороны, петляя и уходя куда-то вдаль. И вот примерно на половине моего неспешного пути с частыми остановками на съёмки я обернулся назад и застыл от изумления. Долина, которая ещё несколько минут назад хвасталась своими изгибами, просматриваясь на несколько километров...пропала. Бело-серое месиво катилось по ней в мою сторону, накрывая всё мглой и холодным дождём.




Ещё 7-10 минут назад, там, в долине, было сухо, красиво и приятно...


"Сходил поснимать водопад!!!", "А, может, штатив это был знак?", "И почему я не кинул в рюкзак дождевик!" - примерно такие мысли блуждали в моей голове, пока я дожёвывал шоколадку, спрятавшись под небольшое дерево на берегу реки. Дождь резко барабанил по капюшону куртки, словно крича мне во весь голос: "Это горы, парень! Не расслабляйся!" И в момент, когда я принял решение возвращаться и ступил на мокрую тропу в обратном направлении, в конце долины снова засиял свет, и, сперва не смело, но с каждой минутой всё отчетливее стали проявляться очертания неприступных горных склонов. И, конечно же, я продолжил свой путь вперёд, к водопаду.


А Куркаре действительно потрясает! Тридцатиметровый обрыв и тонны воды, летящие вниз с головокружительной скоростью, превращают пространство вокруг водопада в сплошное облако из водяной пыли, которая моментально покрывает вас и всё, что у вас в руках, миллионами мелких капель.



Первую ночь я провёл на турбазе "Каменные грибы". Всё вполне стандартно. Деревянные домики, обнюхивающие всех собаки, суета персонала и редких гостей. Но всю эту стандартность абсолютно затмил чай по горно-алтайски, который заботливо приготовила для меня добрая хозяюшка и хранительница всего съестного на этой базе. Это чай, заваренный на молоке, с добавлением толкана (молотое пшено) и соли. Именно эта заботливо приготовленная для меня пиала горно-алтайского чая стала настоящим символом местного гостеприимства и открытости, да к тому же оказала самое настоящее окрыляющее воздействие. После неё сил стало столько, что готов был идти до Учара прямо сейчас, прямо в ночь. В общем, будете там, обязательно попробуйте!
Но водопад Учар ждал меня завтра!


День начался, как обычно, до рассвета. Уже к 7 утра я перебрался на лодке через Чулышман и не далеко от реки поставил палатку. Место под палатку пришлось поискать, ровных участков практически не было, везде разбросаны камни. Но мне удалось найти пятачок ровной земли, аккурат рядом с каким-то не то руслом старого ручья, не то следами, которые оставляют талые воды по весне. Закрыв остатки ненужных мне вещей в палатке, взгромоздил на плечи рюкзак и двинулся в путь.




Путь к водопаду (а точнее водоскату, образовавшемуся около 200 лет назад в ходе землетрясения) это 10-ти километровая тропа по ущелью вдоль реки Чульча. Но это не просто 10 километров, это 10 километров постоянных подъёмов и спусков, каменных осыпей и бродов, скальников, где приходится идти по карнизу шириной в 10 сантиметров и лесистых участков.



План был следующий: туда в очень быстром темпе, пару часов на съёмку водопада и неспешное возвращение обратно, с остановками, съёмкой, созерцаниями и медитацией. Но это был только мой план...у природы были другие взгляды на этот день. Как только я пришёл к Учару и, скинув рюкзак, застыл с блаженным выражением лица...пошёл дождь. Кончился, к слову, он только спустя сутки. Но тогда я ещё не знал, что это произойдёт так не скоро, и был полон ожиданий, что дождь скоро прекратится, ну или прервётся хотя бы на 20 минут, что даст мне возможность немного поснимать. Этого не случилось и спустя два часа, когда развесистые кроны сосен перестали быть хоть какой-то защитой от дождя, а нахождение под ними стало бесполезно и напоминало нахождение в душе, я облачился в дождевик, сказал Учару: "до встречи" и, не скрою, слегка расстроенный до невозможности "дырявым" небом, отправился в обратный путь.
Но на другой чаше весов моих эмоций было восхищение. Восхищение от истинного чуда природы. Гигантские куски породы, разбросанные на протяжении 160ти метрового перепада высот, словно гигантские остывшие угли лежат в беспорядке, а между ними с приятным шумом, словно мантра, струится вода. И непременно добавьте сюда яркие краски, которыми с середины сентября по середину октября рисует в долине осень. И вот перед вами фантастическая картина, которую обязательно стоит увидеть каждому, хоть немного влюблённому в природу и её силу.



Не буду описывать все "прелести" возвращения по долине реки Чульча под дождём, который порой переходил в ливень, скажу лишь, постарайтесь этого избежать, когда будете там. А вот про камни, встретившиеся мне в полёте, упомяну, ведь я это сделать обещал.
Переходя каменистую осыпь, состоящую преимущественно из небольших камней, в какой-то момент, заглядевшись на перекаты реки, мелькавшие где-то под склоном, я чуть не выронил штатив. Но не потому что я устал его держать, а от вполне ощутимого удара камнем, который прилетел сверху и ударил аккурат рядом с рукой, в которой он был. Следы грязи и царапины на карбоне, оставленные небольшим камешком, размером, наверное, с ноготь большого пальца руки, меня совсем не вдохновляли, и дальше я пошёл по этой осыпи глядя вверх, а не вниз. В какой-то момент мне показалось, что небольшая птичка порхнула между двух валунов, мирно лежащих выше по склону. И как же хорошо, что я решил узнать, что же это за птичка, и задержал свой взгляд на этом месте, потому что через доли секунды из-за камня вылетел вполне себе хороший булыжник, а не птичка, размером со среднюю чашку для чая, вот только наполнен он был не сладким чаем, а яростным желанием промчаться как можно скорее по склону вниз и, похоже, ему было всё равно, что на его пути стою я. Добавляло красок и без того пикантной ситуации и то, что камень, по каким-то неведомым для меня природно-физическим законам, летел вниз не по прямой, а менял направление движения, отскакивая то влево, то в право, и где он пересечёт тропу, на которой я застыл, предугадать было невозможно. В этой "игре" мне повезло, так как за 3-4 метра до меня камень увяз в мелкой гальке, оставшись там лежать, вот только вопрос надолго ли. Убравшись с этой, ставшей от дождя "весёлой", осыпи, я тут же решил сделать остановку и, несмотря на дождь, снять напоследок ещё видневшийся вдалеке Учар. Минуты полторы я устанавливал штатив, камеру и искал настройки. И, когда я замер над фотоаппаратом, слушая писк таймера автоспуска и закрывая его ладонями от дождя, земля задрожала. Метрах в 5-7 от меня, обгоняя друг друга и издавая ужасные звуки, по этой же самой осыпи, которую я пересекал несколько минут назад, пронеслись три камня размером на порядок больше, чем баскетбольный мяч. Никогда бы не подумал, что камни могут летать, да ещё и с такой скоростью. Мысль была только одна, пора убираться отсюда! Так что помните, друзья, дождь и горные склоны - не самая лучшая пара. Будьте осторожны!



Палатка моя меня дождалась, стойко, вот уже целый день, выдерживая воздушные атаки воды, и с радостью впустила в тёплое и, самое главное, сухое пространство. Мне оставалось переодеться, приготовить горячий ужин, да лечь спать... Всё, казалось бы, мирно и спокойно, ан нет! Как выяснилось, я лёг спать ровно для того, чтобы в 4 ночи проснуться от странных звуков. Вокруг меня лилась вода. Да, дождь продолжался, но это были не звуки дождя. Было ощущение, что кто-то открыл огромный кран с водой у меня над ухом. В темноте я обшарил дно палатки и своды - всё сухо! Не обнаружив себя в опасности, я лёг спать дальше. Каково же было моё изумление, когда открыв утром палатку, я обнаружил в тамбуре....реку! Помните то непонятное сухое русло, которое я приметил, ставя палатку на единственное ровное место, так вот, проходило оно аккурат под внешним пологом палатки, слегка заглядывая в тамбур, а ночью вода, пошедшая с гор, превратила его в шумящий водяной поток. Зато я впервые брал воду для завтрака, не выходя из палатки :)



Вода подступала отовсюду, но палатка выдержала...


А потом ещё были Каменные грибы, удивительные останцы горной породы, формирующиеся под лежавшими когда-то на поверхности земли большими валунами. Эти камни, словно шляпки-зонтики, защищают от дождей грунт под ними, позволяя дождям вымывать породу вокруг них. Вот так дождь за дождём, год за годом и столетие за столетием рос этот фантастический город на склоне горы. А сейчас эти причудливые фигуры с головами выглядят, словно стражники долины реки Чулышман, охраняющие спокойствие всего и всех вокруг.



Была фотоохота за отрогами гор, спускающимися в долину и причудливо играющими тенями на своих склонах.



Были рассветные прогулки среди лесов у озера Учкёль, которое поразило меня насыщенно зелёным цветом воды.



Да много чего ещё было, чем хочется поделиться и о чём рассказать, но, во-первых, это не вложить в один короткий репортаж, а, во-вторых, я предлагаю вам самим увидеть все эти чудеса вживую, чтобы создать свои незабываемые образы и найти свои самые яркие впечатления! Ну, а мне остаётся только добавить, что Алтай - это действительно Мекка для фотографов и Жемчужина Сибири. И долина реки Чулушман меня в этом убедила сполна.