Суздаль: сказка о России

Путешествие в Суздаль

Почему-то появилось желание убежать куда-нибудь в красивое, теплое, милое, доброе, вечное... Так что я купила «Лето Господне» Шмелева и билеты в Суздаль.

Цокот копыт и звон бубенцов

Когда приехала в Суздаль, быстро поняла: это было самым разумным, единственно возможным вложением средств. Мне кажется, это вообще было одно из самых правильных моих решений за последнее время. Об этом можно судить хотя бы по тому, как светлело мое лицо по мере пребывания в этом городке.

Хотя ехать пришлось витиевато: из Орла, где я живу, поездом до Москвы, оттуда до Владимира. Приехала глубокой ночью, так что до Суздаля добиралась уже на такси (15 минут, 800 рублей).

В город приехала в ночь с четверга на пятницу, чтобы днем поработать в гостинице на удаленке, а вечером сразу пойти гулять. Утром в пятницу меня разбудил... цокот копыт и звон бубенцов за окном. Чтобы сразу почувствовала, куда попала.

В окна моего номера светили золотым солнцем маковки нескольких старинных, допетровских церквей. А сразу под окнами перекрикивались на непонятном языке смуглые работники небольшой стройки — скоро туристический сезон, местные готовятся. Деревянные строительные бытовки сделаны в виде... древнерусских башен. В окне каждой висит бумажка «вход 100 рублей». Это были билетные кассы, видимо.

На завтраке в гостинице совсем мало людей. Две пожилые степенные супружеские пары, юная романтически настроенная парочка и еще одна молодая женщина — видимо, как и я, любительница архитектуры и побегов. Я уж было подумала «какое тихое место!», но в пятницу вечером к нашей небольшой гостинице, располагающейся в уютном доме XIX века, пришвартовался двухэтажный туристический автобус, размером чуть ли не с саму гостиницу. Утром в субботу все столики были заняты, в основном семьями с детьми.

Я въехала в самую недорогую гостиницу из тех, что находятся в центре. Так что выбора блюд на завтрак не было — лопай, что дают. Впрочем, давали неплохое. Отопление включали только на ночь — ибо нечего. А в остальном — вполне симпатично. В Суздале есть очень разные предложения: от шикарных отелей до комнат в жилых домах с хозяевами.

Дышать и видеть горизонт

Вообще, Суздаль живет и кормится только туризмом. Здесь 10 тысяч местного населения и более 1,5 миллионов туристов в год.

Но в пятницу вечером — какая же здесь тишина! Ты выходишь — и спокойствие охватывают тебя со всех сторон. Из-за этого кажется, что воздух тут как будто гуще и плотнее. А еще он непривычно чистый.

Все музеи здесь работают до 19 часов, так что внутрь пойду уже завтра. Пока просто побродила по улицам. И куда не повернешься, перехватывает дыхание от красоты. По количеству церквей на квадратный километр Суздаль занимает первое место в России. В 1967 году ему присвоен статус города-музея. Здесь запрещено строить здания выше двух этажей. Так что ты погружаешься в атмосферу городка XIX века.

Старые принципы градостроительства — это что-то замечательное, на мой взгляд. В этом устройстве города уютно и тепло быть (хотя погода была не самая теплая в те выходные). Город как будто обнимает тебя, словно хороший друг.

Я люблю архитектуру. От старинных зданий наполняюсь энергией. Люди вкладывали в их создание много любви, внимания и заботы. У каждого здания своя история, которую оно как будто тихонечко рассказывает. Много людей с разными судьбами прикасались к этим стенам, как будто оставляя незримый след. А здесь целый город такой! Бродить, бродить по этим улочкам, теряться в них... Еще мне повезло, что попала в Суздаль в пору цветения вишен и жирных желтых одуванов!

Закат порадовал тоже, смотрела на него с оборонительного вала, которому 1000 лет. Весь Суздаль вот. Силуэт города на закате похож на кардиограмму — столько церквей. Вообще, видеть горизонт для современного городского жителя — это прямо роскошь. Глаз отдыхает.

О том, что это все же живой, реальный город со своим населением и его повседневными нуждами напоминают как будто стыдливо прячущиеся, почти незаметные вывески: «Администрация», «Художественная школа», «ЗАГС», «Отделение партии "Единая Россия"». Местные подростки общаются и посасывают пиво на скамейке в лучах заката. Уже завтра это будет не их город.

Каменная резьба и пластиковые кокошники

Осмотр Суздаля начинается, конечно же, с Кремля. Стен не сохранилось, только валы. В центре стоит монументальный древний собор Рождества Богородицы, рядом — старинная деревянная церковь, чудом сохранившаяся в дальнем селе и привезенная сюда сохраняться и дальше, и замкоподобные архиерейские палаты XVII века.

Я не брала экскурсии — обходилась собственными знаниями и интернетом. Люблю разглядывать памятники архитектуры медленно, в деталях, смаковать.

Какая невероятная мощь в древнем соборе Рождества Богородицы! Он был построен в XIII веке, а потом в XVI обновлены купола. Меня всегда завораживала домонгольская каменная резьба. В ней были какие-то особенные свет и магия, которые исчезли после разорения Руси Батыем... Они (мы?) как будто что-то знали, а потом забыли.

Внутри собора росписи XVII века. Барочные, очень нарядные, похожие на московские того же времени — воспоминание о былом купеческом богатстве Суздаля.

На черно-коричневой от времени деревянной церкви как будто по заказу, чтобы создать атмосферу, сидели огромные черные птицы — настоящие вОроны! Они отрывисто, без суеты обменивались низкими глубокими звуками. «Грают», как в песне, точнее слова не подберешь.

В архиерейских палатах симпатичный музей. Среди прочего — отличная коллекция иконописи и подлинные красивишные изразцовые печи начала XVIII века.

Я пришла в музей пораньше, почти к самому открытию. И правильно сделала. Часам к 11 в субботу центр Суздаля стал наполняться людьми. Туристические автобусы все прибывали и прибывали. Бойко пошла торговля пластиковыми кокошниками, футболками с русско-народной символикой (я себе купила), пирогами (отличные), изделиями народных промыслов (попадаются очень красивые, но надо искать).

Златые горы

На пути от Кремля к музею деревянного зодчества сидит маленький дедуля в фуражке, играет на гармошке «Когда б имел златые горы». Возле него — велосипед, чехол от инструмента для сбора денег и ламинированная бумажка с QR-кодом для переводов.

Музей деревянного зодчества — еще одна знаковая для Суздаля достопримечательность. Просторная резервация для сохранившейся деревянной архитектуры со всего региона. Избы, храмы (старые, будто степенные деды), мельница, колодец со ступальным колесом. В некоторые избы можно зайти, посмотреть, как жили предки.

Возле гусиного сарая надпись на табличке, наверное, для туристов из Москвы: «Гуси домашние. За забор не заходить — опасно». На травке пасутся козы, вызывая у посетителей не меньше восторга, чем архитектура. Для детей и взрослых — старо-русские развлечения: игры и хороводы.

Время к обеду. Дедок в фуражке играет все сбивчее, песню «Когда б имел златые горы» узнать все сложнее. Рои туристов разлетаются по заведениям.

Кафе и ресторанов тут очень много и на любой вкус. Есть не только в стиле «а ля рюс», но и вполне модненькие. Кормят в Суздале хорошо. Обед из двух блюд и медовухи на одного человека обойдется в 700-1000 рублей.

Царские жены

После обеда снова в путь. Третья важнейшая достопримечательность — Спасо-Ефимьев монастырь. Он находится на другом конце Суздаля — 15 минут пешком. Монастырь не действующий — это музей.

Очень красивая территория: храмы и светские постройки XVI-XVII веков, здесь же находится могила князя Дмитрия Пожарского. Каждые полчаса звонят в колокола. Каждые же полчаса в главном храме монастыря поет небольшой мужской церковный хор. Все певчие — сотрудники музея.

За Спасо-Ефимьевым монастырем — эпический вид на Покровский женский монастырь. Он сейчас действующий, но туда пускают туристов. На мой взгляд, главный храм монастыря — одна из красивейших построек Золотого кольца. Он похож на сложившую крылья голубку.

Монастырь известен тем, что сюда ссылали женщин княжеского и царского звания. Здесь жила Соломония Сабурова — первая жена отца Ивана Грозного Василия III, постриженная в монахини за бездетность. Позже за праведную жизнь ее причислили к лику святых. Здесь же закончила свои дни Евдокия Лопухина — первая жена Петра Великого. Также среди насельниц: одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова, жены и дочери казненных Грозным бояр, жена Василия Шуйского Мария, царевна Ксения Годунова и многие другие. За отдельную плату можно взять экскурсию и посмотреть на могилы знаменитых женщин.

И здесь реальность

Последняя точка на маршруте — колокольня Ризоположенского монастыря. Он вроде как возрождается, но пока это не особенно заметно. За стенами прелестный храм XVI века, кирпичное здание XIX века, возле которого сидят грустные пожилые люди с палочками. Богадельня, что ли?

На колокольню за 100 рублей пускают. На входе храпит огромный монах с седой бородой. Кладу тихонечко, как и остальные туристы, денежку ему на столик.

Долго карабкаешься по лестнице вверх, а тааам — вид невероятный. Весь Суздаль, а дальше — знаменитое Суздальское ополье. Когда-то ледник притащил в эту зону рискованного земледелия огромный кусок чернозема. Здесь стали селиться люди, в Средневековье эта территория процветала. В домонгольское время плотность населения вокруг Суздаля была больше, чем сейчас!

Ночь музеев

Мне повезло попасть на Ночь музеев в Суздале. Очень красиво в суздальском Кремле после заката!

Правда, за вход почему-то содрали с посетителей по 200 рублей. Одна несколько напраздновавшаяся женщина даже скандалила: «А у нас во Владивостоке Ночь музеев бесплатная!». Остальные туристы, включая меня, опять безропотно платили.

Был действительно классный концерт народных коллективов, особо без «клюквы». Потом — экскурсия по Кремлю. От экскурсовода тоже веяло праздником. А если подойти поближе, то прямо-таки разило... Он сообщил нам потрясающую информацию о том, что «из Каспийского моря купцы плыли сразу в океан», сказать «финно-угорские племена» у него получилось не с первого раза, а назвать икону почитаемого на Руси святого Иоанна Лествичника и вовсе не вышло. Так что с экскурсии я сбежала в собор на выступление православного хора.

Народу набилось! И бабушки в платочках, и туристы в дорогих спортивных костюмах. Внимание многих привлекла романтически настроенная красивая молодая девица, которая навзничь легла на лавку, положив голову на колени своему не очень молодому человеку. Пожилые женщины осуждали.

Когда хор запел, весь этот гомонящий и разномастный народ затих. Акустика в намоленном 800-летнем храме — это нечто невероятное! Девица с немолодым человеком встали и подошли поближе. Она слушала старинные молитвенные распевы, замерев, не шелохнувшись, раскрыв глаза. Немолодой человек снимал на телефон.

В конце никто не аплодировал, разошлись все такие же притихшие.

Вечер в субботу в Суздале — это не то, что вечер в пятницу. Население города увеличилось, наверное, вчетверо. Громыхают рестораны — купцы уже нашего времени изволят кутить. На улице полно гуляющих, кое-где торгуют сувенирами. Припаркованные у ресторанов «Геленвагены» притягивают внимание публики не меньше, чем красиво подсвеченные старинные храмы.

То и не то

На воскресенье у меня было запланировано катание на кораблике. Маленький теплоходик катает туристов по речке Каменке под экскурсию от аудиогида. Отправление каждый час. Обожаю теплоходики! Но на этот раз холодный май подставил подножку — чуть не сдуло меня с палубы. Можно было, конечно, уйти в закрытое помещение и смотреть из окон, но это ведь не то. Такую красоту — из окон! Упрямо сидела и любовалась, пока зубы не застучали. Оно того стоило! И хорошо еще, что я перед теплоходиком купила медовухи...

Знаете ли вы суздальскую медовуху? Нееет, если вы не были в Суздале, вы не знаете суздальской медовухи! По России продается газированная медовуха в пластиковых бутылках, но это тоже не то. Надо искать домашнюю.

Возле торговых рядов (тоже памятник архитектуры) есть длинный базарный ряд, где суздальцы торгуют съедобными плодами трудов своих. Туда я и вышла на охоту за медовухой.

Это напиток древний как сама Русь, и более вкусной медовухи, чем из Суздаля, я не пробовала. Но обязательно «надо кушать», как у нас говорят, — торговцы дают пробовать. Организм у меня хилый, к алкоголю не привычный, в медовухе 5-10 градусов, торговый ряд длинный... А что делать? Не брать же кота в мешке?! В итоге выбрала самую вкусную. Увезла, сколько смогла. Друзья потом, которые в первый раз в жизни попробовали настоящую медовуху, сказали, что надо теперь за ней обязательно кого-то отправлять хотя бы раз в месяц.

После обеда в воскресенье Суздаль начинает пустеть, туристические автобусы стадами тянутся прочь. Городок снова плавно погружается в полудрему.

Потянулась и я в сторону автостанции. Из Суздаля в Москву ходит прямой автобус, не надо пересаживаться во Владимире. Он шел 5 часов (с учетом воскресных пробок в сторону столицы) и высадил нас с медовухой на автовокзале на Щелковском шоссе. Вот и сказочке конец. 

P.S.: А знаете, чего я там НЕ видела за три дня? Это действительно сказочное чудо! Ни одной «Пятерочки»!