Андрей Грушин
9 февраля 2016

Грузия. Активно и не очень. Часть 5. Неактивная

Четвертая часть

Дмитрий на своем Форде вез нашу веселую компанию, пока мы не уперлись в непреодолимый для этого автомобиля брод. Быстрая разгрузка рюкзаков с крыши микроавтобуса. Краткие прощания. По глотку вина на прощание, и вот, встав под рюкзаки и вооружившись трекинговыми палочками, группа уходит в долину. Не люблю быть провожающим, это всегда странное и немного грустное чувство. Вот твои друзья уходят нестройной вереницей, через мостик, куда-то туда. А ты остаешься и, постояв минуту, уезжаешь туда, откуда приехал.

Загрузившись в микроавтобус мы двинулись в обратный путь. Сначала нас трое – я, моя жена Юля и Татьяна. Но дорога через Хевсурети не самая популярная и любой проезжающий транспорт тут ценен, как нигде и не когда. Практически сразу после брода, в одном приграничном поселке, Дмитрий подобрал женщину с ребенком. Потом пара из Словакии, двое ребят из Израиля и, на подъезде к Шатили, пес, которые бежал за нами от самого поселка по пути «туда». Разнородную пассажирскую братию дополнил пограничник с автоматом, который к нам подсел уже у самого Шатили. В автобусе стоял гам и шум на самых разных языках. Удивительно, но ни с кого из пассажиров Дмитрий не взял ни копейки. Это просто были попутчики. Всем было по пути и не подобрать на такой дороге попутчика просто нельзя. Постепенно, на подъезде к Тбилиси пассажиры также неожиданно разошлись, выходя в тех или иных поселках. С нами до нашего хостела, откуда мы выезжали, доехали только Словаки. В этом же хостеле, по нашему совету, они и остановились.

Народу в хостеле было довольно много и воспользоваться одной из двух ванных комнат, чтобы смыть пыль с похода удалось только поздно ночью. Благо, у нас было с собой вино и сыр, купленные на обратной дороге. И это помогло скоротать не только переезд до Тбилиси, но ожидание «банного часа».

День седьмой

С утра позавтракали в ресторанчике Мачахела на Майдане. Тут мы уже два раза сидели вечерами большой компанией и вот вернулись сюда снова. Очень вкусно и очень бюджетно. Было время неспешно прогуляться по Тбилиси. Татьяна сегодня улетает домой, а мы с Юлей, бросив рюкзаки в хостеле поехали в Сигнахи.

До Сигнахи мы добирались на рейсовом автобусе. Автобус отправляется с автостанции, до которой от центра можно добраться на метро. Проезд стоит 8 лари, а вот с билетами и отправлением есть тонкости. Рейсовый автобус – это не Экарус и даже не ПАЗик. Это небольшой микроавтобус на 12-15 посадочных мест. Приходить на автостанцию лучше заранее. Сразу надо искать автобус и в него садиться. Билетов нет, оплата проезда на выходе. Мы пришли к 14:30, при том, что автобус по расписанию отходит в 15:00. Когда мы подошли к автобусу, салон был почти заполнен пассажирами. За нами зашло еще пару человек, и как только все сидячие места были заняты, автобус поехал на маршрут. Это было примерно в 14:40.

А вот чтобы вернуться обратно в Тбилиси, надо заранее купить билетик на автостанции. Лучше это сделать заранее, т.к. по количеству проданных билетов считается заполняемость автобуса. Когда мы уезжали обратно на последнем автобусе, наблюдали девушку-китаянку, которая пришла к автобусу, но не смогла на нем уехать. Доброжелательные грузины посадили ее на такси до Телави и оттуда она уже добралась до Тбилиси.

Автобусные билетики – отдельная тема. Традиционно для Грузии – никаких чеков. Отдал деньги и вышел на свежий воздух. Обратный же билет, это обрывок газеты, на котором стоит время отправления и количество пассажиров. Когда мы садились в автобус в этот «обрывок» даже никто не посмотрел.
– Есть билет?
– Да?
– Садитесь!

Сигнахи

Несколько лет назад город был «искусственно состарен» и сейчас напоминает старый городок где-то на побережье Адриатики: на всех домах крыши перекрыты черепицей, ворота во дворах – обязательно деревянные, а мостовые – булыжные. И, в общем то, небольшой городок стал туристическим притяжением в центре Кахетии, затмив даже столицу региона - Телави. Для усиления туристического эффекта Сигнахи был объявлен городом любви, где можно быстро заключить брак. Своего рода «местный Лас-Вегас».

Если покупать экскурсию в Тбилиси, то всего скорее это будет однодневная поездка. Т.е. Вас привезут в Сигнахи, а к вечеру вернут обратно. И большинство туристов так и посещают этот городок. Поэтому большинство гостиниц и гостевых домов в Сигнахи пустеют и имеют более чем привлекательный ценник.

Мы забронировали на двоих комнату со всеми удобствами в гостевом доме на центральной улице Сигнахи и нам это обошлось в 70 лари на два дня. Но получили мы не только место, где можно принять душ и переночевать, а гораздо большее. Хозяин хостела, Вано – образец грузинского гостеприимства, а по совместительству чемпион Грузии по шахматам и руководитель местной детской шахматной школы. Когда в первый день мы вернулись с прогулки нас ждал накрытый стол и долгие душевные разговоры на веранде с видом на крепость. Как закончился вечер я, если честно, не помню, но утром нас отпивали чачей и крепким грузинским чаем. Вано нам поведал куда стоит сходить, что и где есть. Мы сходили на экскурсию в шахматную школу, а на последок затарились вином и чачей у друзей Вано.

День восьмой и девятый

Рядом с Сигнахи есть небольшой поселок-монастырь Бодбе или монастырь святой Нино. Именно здесь находится могила Святой Нино. До монастыря можно доехать на такси, а можно и пройтись пешком – около 2 км. Мы выбрали второй вариант. По дороге открывается очень красивый вид на Сигнахи. На кустах, свисающих над дорогой, растет ежевика, которую мы и поедали по дороге. Только потом нам рассказали, что в этих же кустах можно повстречать змей, и они не особо заметны в ветках. Чуть-чуть не доходя монастыря мы заплутали и свернули на дорогу вниз, которая, как выяснилась, вела к святому источнику и купели, что располагаются под монастырем. Дорога постепенно из асфальта стала грунтовой, сильно запетляла на крутом спуске. Уже почти внизу нас догнал такси и за 5 лари довез до купели. Как оказалось, мы недошли каких-то 100 метров. После этого господин из таксо-мотора предложил отвезти нас в монастырь и потом в Сигнахи "всего" за 20 лари. Наверное, это был единственный случай за всю поездку по Грузии, когда местные пытались в корыстных целях воспользоваться нашим незнанием.

В купель очередь, в основном грузины. Все очень вежливо и культурно. Можно купить отдельную рубаху за 5 лари, для окунания в источник (и потом ее увезти с собой), а можно взять «на прокат» бесплатно. Сама купель – небольшое сооружение с чашей-источником. Запускают п 4-5 человек, по очереди мужчин и женщин.

На посещение источника вместе с очередями у нас ушло чуть более часа. От источника на верх, к монастырю, ведет тропа-ступеньки. Тропа идет в тени лесочка и существенно короче и приятнее той дороги, по которой мы спускались.

Сам монастырь в лесах - храм восстанавливается, много чего строится. На территории несколько сувенирных лавок, а перед монастырем большая площадка для автобусов с кафе. В общем место для массового туриста и не производит такого душевного впечатления, как Святой Источник ниже монастыря.

В Сигнахи уже вернулись вечером. Опять кафе, опять вкусная еда и домашнее вино, опять разговоры с Вано на веранде. На следующий день мы гуляли по городу и посетили музей Пиросмани. Последним автобусом вернулись в Тбилиси.

День десятый

В последний день нашего путешествия по Грузии мы решили не выделятся из общей толпы и поехали на экскурсию по маршруту Тбилиси – Вардзия – Ахалцихе – Боржоми. Путевку можно прибрести в экскурсионном бюро на Майдане и стоит она около 100 лари на человека. Микроавтобус отправляется рано утром и возвращается уже затемно. Наверное, самая незапоминающаяся часть нашей поездки. Я не буду расписывать что мы увидели и посмотрели, тем более что это стандартная экскурсия и все описания можно найти в интернетах.

Ночью вернулись в хостел. На последние лари купили ужин и заказали такси до аэропорта. Грузия нас провожала также горячо, как и встречала: не смотря на ночное время, было очень жарко.