GUIDO – закрытая шахта в Забже

Забже – небольшой городок на юге Польши, в агломерации Катовице. Это промышленный регион, куда редко заезжают туристы. Достопримечательностей здесь почти нет, разве что парочка старых особняков, руины нескольких замков да один из крупнейших в Польше концерт-холлов. Ну, еще и Освенцим рядом, но это на любителя. Шахта Гуидо – промышленная жемчужина региона.




Об этой шахте очень мало упоминаний в рунете, в основном попадается только общая информация. Объект заслуживает внимания. Мне Гуидо понравилась гораздо больше, чем, например, куда более раскрученная копальня соли в Величке. Потому что здесь всё настоящее. Оказалось, что наш знакомый в свободное от работы время подрабатывает здесь гидом. Так что нам повезло с эксклюзивной экскурсией.




Шахта названа в честь бывшего владельца, Гуидо Хенкель фон Доннерсмарка. Во второй половине 19 века этому деятелю принадлежали едва ли не все промышленные предприятия в этом районе.

При входе всем выдают каску и фонарь. И это не просто антураж, они действительно пригодятся. В шахте темно, с потолка иногда что-то сыпется, можно удариться головой о железные конструкции.




Подъемная система. Рядом сидит оператор, который управляет спуском и поднятием лифта. Второй человек находится возле кабины. Они не видят друг друга, поэтому общаются с помощью перезвона колокола. Белая стрелка показывает где находится лифт, который работает на нижнем уровне, правый – тот, что на верхнем.




А вот и сам лифт. Рабочих в шахту он спускал со скоростью 10 метров в секунду. Туристов спускают медленнее – всего 4 м/с. С такой же скоростью лифты ездят в многоэтажках.




Музей открылся относительно недавно, здесь постоянно что-то меняется и улучшается. Внизу есть бар и концертная площадка. При желании под землей можно даже обвенчаться. При входе на первый уровень – конюшни и классические стенды с инвентарем и спасательным оборудованием.




До того, как процесс добычи угля механизировали, в шахте работало 80 лошадей – по 40 на каждом из уровней. Вниз их спускали на веревках, процесс занимал около 48 часов. Попадая в шахту, лошади оставались здесь навсегда. Если в обычной жизни кони живут 25-30 лет, то под землей – не больше десяти.




Уголь в Гуидо перестали добывать еще в 1928. Но через эту шахту горняки спускались в соседние. Также здесь работала система дренажа, насосы откачивали воду со всех окрестных шахт.




Когда уголь заканчивался, туннель засыпали, а стену закрашивали белой краской. В таких местах обычно накапливался метан. Чтобы определить концентрацию газа, использовали канареек. Если птички дохли – значит, предельная норма превышена. Через двести лет придумали специальный прибор.




В 50-х годах на шахте работали жертвы политических репрессий. Всего – около 200 тысяч человек.




По этому туннелю груженые вагонетки поднимали наверх. На некоторых фото ИСО зашкаливает, уж простите)




Изначально туннели были деревянные. Конструкции получались очень нестабильные. Когда уголь на определенном участке заканчивался, сооружения переносили вглубь шахты. Вручную, конечно. Часто все эти сваи и перегородки падали на головы шахтерам. Со временем деревянные балки заменили железобетонными. Конструкции стали крепче, но время от времени всё равно рушились.




В наше время им на смену пришли специальные подпорки. Штанга опускается, платформа делает шаг вперед. Отработанные участки шахты, точно также как и раньше, заваливаются. Просто теперь при этом никто не гибнет.




Это – уже нижний уровень. Здесь гораздо интереснее. Официальная глубина – 320 метров. В реальности – больше 340. Этот уровень выкопали в конце 19 века. В подземных коридорах находится очень много машин и агрегатов. Все – в рабочем состоянии.




Ленточный конвейер. После автоматизации процесса, уголь наверх поднимали по этой ленте. Все работает и сейчас.




Подземный трамвайчик. Их здесь несколько видов. На этом мы даже прокатились. Раньше он возил шахтеров, теперь – туристов. Говорят, это – единственная в Европе подвесная шахтерская дорога.




Развилка в туннеле.




В этом разрезе еще осталось немного угля. Рабочий включает машину для прокладки туннелей и наглядно показывает, как она работает. Комбайн зовут Альпина. Мило) Раньше он работал на выработках в Альпах.



Другой тип комбайна. Его тоже включают, чтобы не объяснять принцип работы на пальцах. Эффектно. И никому ведь не пришло в голову всё это похерить и разобрать на металлолом, как обычно делают у нас.




В некоторых местах, чтобы пройти приходится сгибаться в три погибели.




Небольшая пила для разрезов. Дырки в стене – от тестирования разных типов свёрел. После того, как уголь закончился, шахта стала исследовательской.




Шахтеры вышли из забоя и переквалифицировались в гиды. Двойной профит – горняки не остались без работы, да и никто лучше них о шахте не расскажет. У нас при желании можно было бы сделать как минимум не хуже. И нет, для этого не нужно ждать, пока это сделают дяди сверху. Например, в Забже власти хотели просто закрыть шахту, но местные энтузиасты добились превращения ее в музей.