2 июня 2014

Холодное лето Гороховца

Вот и подходит к концу лето. Причем если по календарю ему еще отведена неделя, то по погоде уже глубокая осень, разве что листва по-прежнему зеленая. Раз уж мы открывали лето в поездке, то и закрывать его будем тоже в поездке – мы едем в Гороховец.

Дорога у нас получилась долгой и мучительной, и вместо положенных шести часов заняла почти девять. Так как городок не очень большой и важный, и дорожными указателями на трассе не особо отмечен, мы сильно измученные уже начали сомневаться, а существует ли он вообще. Оказалось, что Гороховец вполне реален и очень даже мил. Вот только потратив большую часть времени на пробки, на достопримечательности города у нас осталось всего часа три. Мало конечно, но мы постарались успеть посмотреть по максимуму, а если что-то упустили, то очень надеемся посмотреть в другой раз.

Свое знакомство с городом мы начали от сквера на центральной площади и Благовещенского собора.

Мощный пятиглавый храм был построен в конце XVII века не месте одноименной деревянной церкви, на средства купца Семена Ершова. Впереди собора стоит небольшая часовенка, используемая как сувенирная лавка. Так же ансамбль Благовещенского собора составляют, выстроенная в стиле ярославского храмозодчества, одтельностоящая колокольня и небольшая церковь Иоанна Предтечи, в которой сейчас располагается часть экспозиции местного историко-архитектурного музея. Другая же часть расположена в сохранившемся до наших дней доме купца Сапожникова. Увы, до музея добраться мы не успели, да и закрыт он уже был к тому времени.

От собора мы направились в Николо-Троицкий мужской монастырь, расположенный на Пужаловой горе. Но так как легких путей мы не ищем, то к монастырю мы пробирались по «гороховецкому серпантину» среди жилых домов, а не как все по нормальной асфальтированной дороге. И как всегда ни о чем не жалеем.

С каждым новым витком, на город, остававшийся внизу, открывался замечательный вид. Одной такой дорогой наше восхождение не ограничилось. Дойдя до развилки с указателем «Монастырь» - «Святой источник», нас ждала вселяющая страх, с широким шагом ступеней лестница. С мыслями «где наша не пропадала», мы преодолели и ее (но если вы все-таки не уверены в своих силах, то воспользуйтесь лучше нормальной дорогой к монастырю). От вида, который предстает перед глазами от стен монастыря, поистине захватывает дух, перекрывающий по эмоциям впечатления от увиденного ранее. И это при всем притом, что с погодой нам повезло не очень.

Но от панорам города вернемся все-таки к монастырю. Никольский монастырь основан в середине XVII века на месте, где существовал детинец, который в разные годы уничтожался то татарами, то поляками. Главной его доминантой является Троицкий собор (1681 год) и колокольня. На территории монастыря есть также церковь Иоанна Лествичника, деревянная часовня и часовня-киворий над усыпальницей П.П. Кожина.

Прогулявшись по монастырю, выйдя через так называемые хозяйственные ворота, пройдясь вдоль его стены, мы спустились по лесенке и направились к источнику. Территория источника очень маленькая, но обустроенная: две купили и собственно часовня над источником. Набрав воды, мы стали спускаться вниз тем же путем, что и поднимались наверх.

Примерно где то на середине пути, мы свернули к большому пятиглавому храму с красивым крыльцом – Воскресенскому. Массивность храма объясняется тем, что он как конструктор собран из многочисленных объемов разной величины. Выстроенный в конце XVII века в период процветания города, храм имел следующие престолы: во имя Воскресения Христова и Св. великомученика Георгия (второй этаж) и в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (первый этаж). Сейчас церковь не действует и отдана под помещение спортивной школы.

От Воскресенского собора по улице Советской, мы спустились вниз к Сретенскому женскому монастырю. Основанный в середине XVII века по указу патриарха Никона, монастырь первоначально имел деревянное обличье. В камень он стал облачаться несколькими десятилетиями спустя, благодаря денежным вложениям все того же гостинной сотни торгового человека Семена Ершова. На территорию монастыря мы попали через невысокую арку колокольни и сразу же оказались перед красивым храмом Сретения Господня. А за Сретенской церковь притаилась приземистая с одной главкой церковь Сергия Радонежского. В целом территория монастыря очень уютная: посажены цветы, имеется плодовые деревья и небольшое садовое хозяйство.

А дальше, через сквер с памятником С.М. Патоличеву, мы снова направились к Благовещенскому собору. За собором на набережной Клязьмы находятся памятники каменной гражданской архитектуры – бывший дом Канонникова и Опарина. Белые двухэтажные домики с мощными стенами, больше похожи на остатки какой-нибудь крепостной стены или видоизмененной башни, уж выглядят они довольно неприступными. Домов подобного вида в городе сохранилось в достатке. А если быть точными, то целых семь домов датируемых XVII веком.

А вообще Гороховец замечательный город, отличающийся уникальной сохранившейся застройкой разных стилей и эпох. Практически каждый домик представляет культурный и исторический интерес. И с некоторыми образцами я вас еще познакомлю.

Ну а мы двигаемся дальше по набережной к понтонной переправе, что бы перебраться на другой берег. Там нас ждет посещение Знаменского монастыря. Только вступив на другой берег, замечаем снующие туда-сюда с диким ревом внедорожники и звуки электрогитары. Оказывается Гороховец в очередной раз принимал у себя участников джип-фестиваля «Мобилизация трофи – 2013». Пытаясь оставить на потом фест, идем к монастырю. Но участники всю дорогу напоминают нам о себе: кто-то едет мимо нас к реке мыть свои «бездорожники», кто-то возвращается с трассы со щитом, ну а кто-то и на... крыше.

Дорогу на монастырь от трассы джиперов отделяет стоящий во чистом поле шлагбаум и один единственный охранник. А дальше грунтовка до стен монастыря. Кстати стен как таковых нет - они были разобраны в середине XX века. Но что то я с конца начала… Знаменский монастырь, основанный в конце XVI века, является древнейшим на территории Гороховца. Из древних построек до нас дошли Церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова и колокольней (1679 год) и единственная башня ограды.

Побродив совсем немного по территории, мы двинулись в обратный путь. Но все-таки не смогли не заглянуть на фестиваль. В поле на берегу реки был устроен настоящий палаточный городок для участников. Так как фестиваль проходил пару дней, многие приехали целыми семьями, взяв с собой маленьких детей, почти что грудничков. Первый фестивальный день подходил к концу, участники потихонечку стягивались к сцене, откуда доносились приятные уху звуки рок музыки. Машин было море, начиная с квадроциклов и заканчивая огромными внедорожниками. Короче все, что не боится бездорожья и грязи.

До отъезда оставалось чуть более часа, и мы решили добежать до церкви, которую видели при въезде в город. А бежать вполне так прилично. Пока мы неслись галопом по Гороховцу, мы не забывали любоваться его архитектурой, разнообразие коей тут в большом количестве. В начале XX века большое распространение получил деревянный провинциальный модерн. В основном резные деревянные домики сосредоточены на ул. Ленина и Московской. А так как мы как раз шли от первой до второй, то большую часть из них успели посмотреть.

А на углу этих двух улиц и находится Казанская церковь. Выстроенная в начале XVIII века в селе Красное (теперь входит в городскую черту), она притягивает к себе внимание своими куполами.

На другой стороне Московской улицы, как бы особнячком стоит еще один шедевр деревянного зодчества - дом купца Шорина. Сейчас в здании располагается местный дом искусства и ремесел.

Ну а мы запечатлев такую красоту, бежим обратно к автобусу. На изрядно освободившейся пощади от машин и туристических автобусов делаем последний кадр, загружаемся в автобус. Но на этом наше путешествие не заканчивается.

На днях перед поездкой в Гороховец у клуба случился юбилей - ему стукнуло пять лет, и нас еще ждал праздничный пикничок. Заехав в деревеньку Пировы Городищи, чем уже в принципе удивили местных жителей, чистого поля нам стало мало и мы накрыли поляну. Ну а какой же праздник без салюта. Фейерверк был просто потрясающий. Жители наверно тоже его оценили :).

Убрав все за собой, мы снова двинулись в дорогу. Находясь фактически в пяти минутах от Владимира, не заехать в ночной город, было бы просто преступлением. Собственно мы его и не совершили. Несмотря на два часа ночи, город так же как и мы не спал, а жил вполне бурной клубной жизнью. Остановились мы у Святых ворот, а дальше разбрелись каждый в своем направлении. Я вот, например, не смогла удержаться и не сфотографировать любимую водонапорную башню.

Интересный кадр получился с Георгиевской церковью, которую мы незаслуженно обошли стороной в мае.

Ну а про главные достопримечательности Владимира и говорить нечего - их надо видеть.

Успенский собор был просто бесподобен. На облачном небе отбрасывал тень шпиль колокольни. Колорит пейзажу добавляла луна, пытавшаяся пробиться сквозь тучи.

В общем ночной Владимир стал великолепным завершением нашей поездки.