Иран. Поклонение огню
Как обычно во время завтрака я включила "Моя Планета" и смотрела развеселый репортаж о рынках Греции как вдруг во время рекламы услышала описание или лучше сказать предисловие к передаче о для многих таинственной и мало понятной стране, в которой чуть больше года назад мы отмечали Новый Год. Стало невероятно приятно от осознания, того что такую страну как Иран с ее историей и традициями мне удалось открыть самостоятельно. Захотелось посмотреть взгляд со стороны и сравнить мнение профессионального журналиста со своим, любительским)
Предыстория нашей поездки состоит в том, что мы выбирали недорогие билеты куда нибудь в совсем не туристическое, куда нибудь в неизведанное, и таки нашли и купили, и стали прилежно учить Фарси, что реально нам там пригодилось. Мы проехали всю страну, от Севера на Юг, на поезде, мотоцикле и даже автостопом, хотя последнее было не самым удачным опытом, ну не понимают они выражения "give a lift for free", а только знай себе твердят "пуль-пуль" (вместо ожидаемых денег водители получили коньяк и матрешки). Во общем впечатлений столько, что рука устанет печатать, и хотелось же рассказать о Зороастрийцах, людях которые до сих пор поклоняются огню и живут среди строгих мусульман. Я в этом вопросе была невеждой, да наверно и сейчас не далеко продвинулась, а вот моя подруга Маша выложила бы вам все что знает, да еще с каким вдохновением, но она сейчас судорожно готовиться к поездке в Кашмир, так вот, у нее непреодолимая тяга к различным вероисповеданиям, как в песне Ляписа Трубецкого " .. я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду..", и я думаю, что и в Иран она поехала только ради этого, а не ради ковриков как сама говорила.
Путеводителя у нас с собой не было, поэтому строили маршрут по каким то распечатанным заметкам. И вот когда мы оказались в Йезде, то первым делом отправились в храм, где храниться тысячелетний огонь высшего ранга, один из работников храма шепнул нам, что огонь потухал несколько раз, но верующие не говорят об этом вслух и тут же предложил нам доехать до мест ритуального погребения и поглубже познакомить нас с этой религией. Мы втиснулись на его мотоцикл, сделав тем самым этот день незабываемым.

У него был превосходный английский и он сам был зороастрийцем, поэтому экскурсия удалась. Зороастризм или Маздеизм - это вера в Ахура Мазду и Заратуштру, как единственного его пророка, вера в существование духовного мира и человеческую сущность, в основе которой лежит совесть и разум, позволяющие каждому человеку отличать добро от зла, в семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности и в помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей. Сейчас она почти вытеснена исламом, да и традиции соблюдаются реже, например за редким исключением хоронят они просто на кладбище.
А вот раньше традиционным способом погребения у общин зороастрийцев Ирана являлось выставление. Труп оставлялся на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении — дахме, «башне молчания»— для утилизации птицами и собаками. Дахма представляет собой круглую башню без крыши. Трупы складывались в башню и привязывались (чтобы птицы не смогли унести крупные части тела).
Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складывались в урны. Однако в Иране традиционный обряд похорон под давлением мусульман был оставлен в начале 1970-х гг. и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом. Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум 2 человека, погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом. Если второго человека нет, его может заменить собака. Наш друг зороастриец привез нас к таким башням, одна предназначалась для мужчин, другая для женщин, когда мы оказались внутри, Маша не раздумывая легла на землю, чтобы впитать энергию этого уникального места духовной силы.
Мне было немного жутковато, поэтому когда он предложил проводить и показать деревню, где живут его родители и он сам, а старики еще те самые, которые на себе тащили своих мертвых родственников в гору много лет назад, я воодушевилась и поскакала вниз. Жители поселения оказались не очень сговорчивыми, но вполне дружелюбными, чтобы улыбнуться и сфотографироваться.

Вообще вся эта история на меня подействовала очень сильно; увидеть и узнать то, чего совсем не ждешь, поверить и проникнуться, снова задуматься над тем, во что следует верить. И как обычно спасибо Маше за ее искренний порыв и способность удивляться. К сожалению, в тот раз нам не посчастливилось увидеть ритуалы в действии, но теперь этот пробел я смогу заполнить благодаря "Моей Планете".

Предыстория нашей поездки состоит в том, что мы выбирали недорогие билеты куда нибудь в совсем не туристическое, куда нибудь в неизведанное, и таки нашли и купили, и стали прилежно учить Фарси, что реально нам там пригодилось. Мы проехали всю страну, от Севера на Юг, на поезде, мотоцикле и даже автостопом, хотя последнее было не самым удачным опытом, ну не понимают они выражения "give a lift for free", а только знай себе твердят "пуль-пуль" (вместо ожидаемых денег водители получили коньяк и матрешки). Во общем впечатлений столько, что рука устанет печатать, и хотелось же рассказать о Зороастрийцах, людях которые до сих пор поклоняются огню и живут среди строгих мусульман. Я в этом вопросе была невеждой, да наверно и сейчас не далеко продвинулась, а вот моя подруга Маша выложила бы вам все что знает, да еще с каким вдохновением, но она сейчас судорожно готовиться к поездке в Кашмир, так вот, у нее непреодолимая тяга к различным вероисповеданиям, как в песне Ляписа Трубецкого " .. я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду..", и я думаю, что и в Иран она поехала только ради этого, а не ради ковриков как сама говорила.
Путеводителя у нас с собой не было, поэтому строили маршрут по каким то распечатанным заметкам. И вот когда мы оказались в Йезде, то первым делом отправились в храм, где храниться тысячелетний огонь высшего ранга, один из работников храма шепнул нам, что огонь потухал несколько раз, но верующие не говорят об этом вслух и тут же предложил нам доехать до мест ритуального погребения и поглубже познакомить нас с этой религией. Мы втиснулись на его мотоцикл, сделав тем самым этот день незабываемым.

У него был превосходный английский и он сам был зороастрийцем, поэтому экскурсия удалась. Зороастризм или Маздеизм - это вера в Ахура Мазду и Заратуштру, как единственного его пророка, вера в существование духовного мира и человеческую сущность, в основе которой лежит совесть и разум, позволяющие каждому человеку отличать добро от зла, в семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности и в помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей. Сейчас она почти вытеснена исламом, да и традиции соблюдаются реже, например за редким исключением хоронят они просто на кладбище.

А вот раньше традиционным способом погребения у общин зороастрийцев Ирана являлось выставление. Труп оставлялся на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении — дахме, «башне молчания»— для утилизации птицами и собаками. Дахма представляет собой круглую башню без крыши. Трупы складывались в башню и привязывались (чтобы птицы не смогли унести крупные части тела).
Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складывались в урны. Однако в Иране традиционный обряд похорон под давлением мусульман был оставлен в начале 1970-х гг. и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом. Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум 2 человека, погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом. Если второго человека нет, его может заменить собака. Наш друг зороастриец привез нас к таким башням, одна предназначалась для мужчин, другая для женщин, когда мы оказались внутри, Маша не раздумывая легла на землю, чтобы впитать энергию этого уникального места духовной силы.
Мне было немного жутковато, поэтому когда он предложил проводить и показать деревню, где живут его родители и он сам, а старики еще те самые, которые на себе тащили своих мертвых родственников в гору много лет назад, я воодушевилась и поскакала вниз. Жители поселения оказались не очень сговорчивыми, но вполне дружелюбными, чтобы улыбнуться и сфотографироваться.

Вообще вся эта история на меня подействовала очень сильно; увидеть и узнать то, чего совсем не ждешь, поверить и проникнуться, снова задуматься над тем, во что следует верить. И как обычно спасибо Маше за ее искренний порыв и способность удивляться. К сожалению, в тот раз нам не посчастливилось увидеть ритуалы в действии, но теперь этот пробел я смогу заполнить благодаря "Моей Планете".

Читайте также