Эхо войны. Раскопки упавшего истребителя МиГ-15
Пятидесятые года прошлого столетия – суровое и опасное время противостояния СССР и блока НАТО во главе с США. В эти годы первыми бойцами в военном небе СССР стали истребители МиГ-15. «Маленькие свирепые звери», как их называли в те годы, давали сокрушительный отпор неприятелю.
Поэтому новость о том, что нашелся один из железных «героев» Холодной войны, имела и имеет до сих пор ошеломительный успех. Спасибо рыбакам (по совместительству военным летчикам), случайно нашедшим истребитель!
«Пацаны, я знаю короткую дорогу!» - с этой фразы началась экспедиция к месту падения. Интересно, говорил ли Сусанин что-то похожее полякам, пускаясь в смертельную авантюру под Москвой? Что-то похожее обязательно должно было прозвучать.
А на нашей стороне были еще и современные технологии, так чего страшиться? Посмотрев на снимки из космоса в гугле, мы всей командой порешали не лесть в болота: вот тут перейдем, тут протащимся, сюда свернем и вуаля, наш уже родимый самолет. Решено? Решено!

Реальность оказалась куда суровее, чем мы могли себе представить. Это я отчетливо понял, когда стоял на четвереньках и хлебал воду из лужи. Именно хлебал, а не пил. Так стояли мы все. Боже, какой неземной вкус у болотной воды! Это божественный нектар, амброзия в полном понимании слова. Хорошо, что этого не видела мама нашего Лени, самого младшего члена экспедиционной группы. Нам определенно прилетело бы сковородой от нее, узнай она подробности мероприятия. А это шел всего лишь четвертый час маршрута.

За бортом было плюс 30 с гаком, и конца пути было не видно. Квадроциклы работали вентиляторами на полную мощность, они гудели и скрипели, телефон в бардачке нагрелся до такой степени, что обжигал руку, стоило только к нему прикоснуться. Снаряжение уже два раза отвязывалось и осталось на дороге, покрытое слоем тины и грязи. Но мы продолжали на пониженной, разбавляя эту очешуенную скорость работой лебедки. Когда пропиливаться уже не было сил, мы просто закрывали глаза и ехали прямо. Будь что будет!
Вот в таких условиях и понимаешь, что неказистый на первый взгляд конек-горбунок 600-ка скачет легко и беспроблемно там, где на 650-800 приходиться пилиться и крутиться. Широкая база, больший клиренс и мощь не везде в приоритете.
Тот самый Леня, сидя третий раз на квадрике, постоянно норовил объехать ведущего. Молодость, азарт и безрассудство – адская смесь в походных условиях! За что и поплатился бы, не будь на нем защитных очков и шлема. Камень из-под колеса прилетел ровно в область глаза, дав трещину в защитных очках. Вот где защита отработала на все 100 процентов!

650-ка лезла подо мной во всякие дыры и щели, валила деревья. Она была эдаким ледоколом нашей колонны. Замыкающим был 800-ый флагман, тащивший за собой прицеп и кучу оборудования. Он же на болоте с прицепом проскочил там, где я на 650-ке пустой все-таки залип. Как у нас говорят, мощи много не бывает.
Как оказалось, найти упавший МиГ-15 просто так было бы невозможно: обломки истребителя наглухо заросли деревьями и покрылись мхом, увидеть их можно было лишь с трех десятков метров, и то выискивая специально.

Первоначальный осмотр места падения показал, что МиГ-15бис под углом примерно в 10 градусов врезался в косогор. Он разломился пополам: хвост и кабина стали отдельными составляющими, приборные панели отсутствовали точно так же, как и останки пилота. Что с ним стало? Мы до сих пор бьемся над этой загадкой. И чем больше находим ответов, тем больше возникает вопросов.
Рядом с хвостом и ротором двигателя мы обнаружили две 23 мм пушки. В патроннике одной из них до сих пор сохранился снаряд. Трогать не стали, зачем играть с судьбой? Упаковали в прицеп, косо поглядываем и делаем работу дальше. Звезда, номера на крылья – как будто вчера красили.
В 100 метрах от воронки, совсем не там, где искали, и уж точно не там, где ожидали, нашли приборную панель, свернутую серпантином. И как она оказалась на высоте в 15 метров?

Когда взяли миноискатели, понеслась. Первое, что бросилось в глаза - шасси, пролетевшее 130 метров от воронки и оставившее после себя яму размером с горлышко бочки. Это была важная и очень знаковая находка, по траектории которой был выставлен вектор поиска. И уже через каких-то двадцать минут пошли первые приборы, фрагменты кабины и уж совсем роскошные находки. Например, ручка управления пилота со снятым предохранителем и бронеспинка. Вектор представлял собой коридор в метров пять, расширяющийся в удалении до двадцати. И протяженностью около 150 м. Попытки уйти в право или влево ничего не давали.
Но самое ценное - это направляющая катапульты со следами выхода кресла. Значит вполне возможно, что пилота в кабине не было, хотя найденная бронеспинка все-таки смущает. Если она находится так близко к месту падения, то где же кресло и сам летчик?
Экспедиция, при поддержке ТС Барс, до сих пор продолжается, практически каждые выходные совершаются вылазки к месту падения в поисках новых зацепок, чтобы окончательно раздвинуть занавес и узнать всю правда об упавшем на территории Архангельской области истребителе МиГ-15.
Поэтому новость о том, что нашелся один из железных «героев» Холодной войны, имела и имеет до сих пор ошеломительный успех. Спасибо рыбакам (по совместительству военным летчикам), случайно нашедшим истребитель!
«Пацаны, я знаю короткую дорогу!» - с этой фразы началась экспедиция к месту падения. Интересно, говорил ли Сусанин что-то похожее полякам, пускаясь в смертельную авантюру под Москвой? Что-то похожее обязательно должно было прозвучать.
А на нашей стороне были еще и современные технологии, так чего страшиться? Посмотрев на снимки из космоса в гугле, мы всей командой порешали не лесть в болота: вот тут перейдем, тут протащимся, сюда свернем и вуаля, наш уже родимый самолет. Решено? Решено!

Реальность оказалась куда суровее, чем мы могли себе представить. Это я отчетливо понял, когда стоял на четвереньках и хлебал воду из лужи. Именно хлебал, а не пил. Так стояли мы все. Боже, какой неземной вкус у болотной воды! Это божественный нектар, амброзия в полном понимании слова. Хорошо, что этого не видела мама нашего Лени, самого младшего члена экспедиционной группы. Нам определенно прилетело бы сковородой от нее, узнай она подробности мероприятия. А это шел всего лишь четвертый час маршрута.

За бортом было плюс 30 с гаком, и конца пути было не видно. Квадроциклы работали вентиляторами на полную мощность, они гудели и скрипели, телефон в бардачке нагрелся до такой степени, что обжигал руку, стоило только к нему прикоснуться. Снаряжение уже два раза отвязывалось и осталось на дороге, покрытое слоем тины и грязи. Но мы продолжали на пониженной, разбавляя эту очешуенную скорость работой лебедки. Когда пропиливаться уже не было сил, мы просто закрывали глаза и ехали прямо. Будь что будет!
Вот в таких условиях и понимаешь, что неказистый на первый взгляд конек-горбунок 600-ка скачет легко и беспроблемно там, где на 650-800 приходиться пилиться и крутиться. Широкая база, больший клиренс и мощь не везде в приоритете.
Тот самый Леня, сидя третий раз на квадрике, постоянно норовил объехать ведущего. Молодость, азарт и безрассудство – адская смесь в походных условиях! За что и поплатился бы, не будь на нем защитных очков и шлема. Камень из-под колеса прилетел ровно в область глаза, дав трещину в защитных очках. Вот где защита отработала на все 100 процентов!

650-ка лезла подо мной во всякие дыры и щели, валила деревья. Она была эдаким ледоколом нашей колонны. Замыкающим был 800-ый флагман, тащивший за собой прицеп и кучу оборудования. Он же на болоте с прицепом проскочил там, где я на 650-ке пустой все-таки залип. Как у нас говорят, мощи много не бывает.
Как оказалось, найти упавший МиГ-15 просто так было бы невозможно: обломки истребителя наглухо заросли деревьями и покрылись мхом, увидеть их можно было лишь с трех десятков метров, и то выискивая специально.

Первоначальный осмотр места падения показал, что МиГ-15бис под углом примерно в 10 градусов врезался в косогор. Он разломился пополам: хвост и кабина стали отдельными составляющими, приборные панели отсутствовали точно так же, как и останки пилота. Что с ним стало? Мы до сих пор бьемся над этой загадкой. И чем больше находим ответов, тем больше возникает вопросов.
Рядом с хвостом и ротором двигателя мы обнаружили две 23 мм пушки. В патроннике одной из них до сих пор сохранился снаряд. Трогать не стали, зачем играть с судьбой? Упаковали в прицеп, косо поглядываем и делаем работу дальше. Звезда, номера на крылья – как будто вчера красили.
В 100 метрах от воронки, совсем не там, где искали, и уж точно не там, где ожидали, нашли приборную панель, свернутую серпантином. И как она оказалась на высоте в 15 метров?

Когда взяли миноискатели, понеслась. Первое, что бросилось в глаза - шасси, пролетевшее 130 метров от воронки и оставившее после себя яму размером с горлышко бочки. Это была важная и очень знаковая находка, по траектории которой был выставлен вектор поиска. И уже через каких-то двадцать минут пошли первые приборы, фрагменты кабины и уж совсем роскошные находки. Например, ручка управления пилота со снятым предохранителем и бронеспинка. Вектор представлял собой коридор в метров пять, расширяющийся в удалении до двадцати. И протяженностью около 150 м. Попытки уйти в право или влево ничего не давали.
Но самое ценное - это направляющая катапульты со следами выхода кресла. Значит вполне возможно, что пилота в кабине не было, хотя найденная бронеспинка все-таки смущает. Если она находится так близко к месту падения, то где же кресло и сам летчик?
Экспедиция, при поддержке ТС Барс, до сих пор продолжается, практически каждые выходные совершаются вылазки к месту падения в поисках новых зацепок, чтобы окончательно раздвинуть занавес и узнать всю правда об упавшем на территории Архангельской области истребителе МиГ-15.
Читайте также