Ольга Boeva
13 сентября 2015
2448

Южная Камчатка: 18 дней жизни без планов (часть 1)

Камчатка – сладкое словозвучие, называющее место резких пейзажей, холодных цветов, минималистичных видов, короткого лета, суровых медведей, и вместе с тем, место мягкого тумана, горячих источников, отзывчивых жителей, улыбчивых детей, журчащих рек, курящихся вулканов.
Яркая зелень полотна камчатского края первой бросается в глаза при подлете. Как говорят камчатцы (а кто-то зовет себя и камчадалом), лето короткое, и все торопится жить – мгновенно пробивается из земли, как только сойдет снег, все, что растет, набухает, соревнуется в цветении, занимает каждый сантиметр земли. Каменная береза, кедровый сланик, тундровая трава, альпийские травы, шеломайник, ландыши, шиповник, брусничник, голубика, малина, ягель и всякие лишайники, и прочее и прочее из учебника ботаники. Иногда пробираться по лесу, несмотря на низкорослость деревьев, просто тяжело – северные джунгли. И этот сочный ярко-зеленый цвет покрытых растительностью сопок остается незабываем.
Грешу нелюбовью перечислять факты, хотя сама предпочитаю их знать и нанизывать ощущения на краткую фактическую информацию. Но не хочу преувеличивать их обязательность: мой стиль путешествий предполагает скорей дышать местом, есть глазами, чувствовать температуру окружающей действительности, погружаться в процесс узнавания, строить реальность из ощущений, сплетать с собственной судьбой, нежели пошагово сверять факты из справочника с реальностью для составления другого справочника. Должно быть место приключениям.
Тем не менее, основные географические, социальные и исторические факты примечательны, объясняют и дополняют ощущения. Так, любопытно было узнать, что на 270 тыс. км² площади проживает около 320 тыс. человек, 180 тыс. из которых сосредоточили свое проживание в Петропавловске –Камчатском. Для справки, количество населения 2015 года равно количеству 1979 года, и на треть (!) меньше, чем в 1991г. Полуостров фактически считают островом из-за отсутствующей возможности перебраться на него с основной территории России сухопутным образом – перешейку Парапольский дол. Змеи и много чего живого отсутствуют на Камчатке по той же причине – не добираются по холоду.
Все сообщение происходит по воздуху, в редких случаях по морю. На весь полуостров по сути две дороги: одна дорога, соединяющая столицу края Петропавловск- Камчатский и Усть-Камчатск, вторая – идущая на западное побережье к Охотскому морю в Октябрьск. Из Петропавловска-Камчатского все выезды и путешествия происходят по этой дороге длиной 740 км. Самая большая примечательность заключается в том, что асфальтирована она всего на 300 км до Мильково (до 2013 года было всего 150 км.).
За этим фактом проглядывает и иное – Камчатка остается диким краем, куда едут путешественники со всего мира в поисках бездорожья и дикой красоты. И с лихвой находят и то и другое.
А еще, мне встречалось много мужчин из других регионов России, которые приехав на Камчатку единожды, остались жить навсегда, и с их слов, это то место, где мужчина может себя реализовать в своих природных мужских качествах – в охоте, рыбалке, мореходстве. Женщины, говорят, на Камчатке не выживают. Поэтому женщин мало, их любят, ценят, далеко от себя не отпускают. Зовут нежно - камчадалочками. Отцы гуляют с детьми и страшно этим гордятся. Ну а я, соответственно, оценила внимательность камчатских мужчин по достоинству.
Конечно, первый день провела в Петропавловске-Камчатском. Мистика Камчатки заключается в том, что даже пошарпанные хрущевки, обшитые листовым железом с наветренной стороны, апокалиптические пейзажи заброшенных ржавых кораблей в бухтах, бичи в продуктовых магазинчиках, не могут перекроить чувство свободы и вдохновения, исходящих от перепадов высот по дороге, от окружающих вулканов с заснеженными вершинами, ярко-живой раннеавгустовской зелени, модных кофейных палаток на набережной, все-таки существующих гостиниц европейского уровня, запаха северного океана, а главное, людей, не разобщенных цивилизованным одиночеством большого города. Восток все-таки иной. Даже такой северный и русский. Гостеприимство и радушие камчатцев, какая-то необусловленная доброта (не в коем случае не та самая простота) – отдельная достопримечательность, впервые встреченная в России и сшибающая после злой и снобской Москвы. Такое качество немного напомнило мне Севастопольцев в далеком детском прошлом. Мужской край, суровый, держит в тонусе, а летом радует: туристы – это всегда что-то новенькое!
А дальше я пошла по списку туристических маршрутов, но все-таки в соответствии с неизменным принципом интуитивного путешествия – куда дорога приведет. Принцип предполагает минимальную забукированность. Был общий план путешествия по Камчатке, почерпнутый из описания туров и святая вера, что дорога лучше меня знает, к чему, к кому и на чем привести. И договоренности с капитаном. И поэтому прилетели мы на Камчатку как к себе домой – без четкого плана, встретились с Сашей и все, что дальше происходило с нами, являлось чистейшим экспромтом и импровизацией на заданную тему с неизменно неожиданно-позитивными сюжетами.
На Камчатке принцип интуитивного путешествия пришелся как нельзя кстати – погода диктует все: когда на вулканы Горелый и Мутновский можно, а когда нет, когда вертолет на Курильское озеро вылетит, а когда и отменить придется, проедет джип через русло реки на Толбачик или Камаз надо арендовать, порвет паруса ветер на яхте или солярку заливать из-за штиля. Ну и каждый день так – как на вулкане.
К слову сказать, камчатцы (камчадалы) – люди в целом, как уже говорила, спокойные и дружелюбные, но этим точно не стоит злоупотреблять – могут быть и взрывоопасными – послать к черту, если что не так, и уйти пить пиво с камбалой. А другой машины не будет. Поэтому лучше согласиться почти на все, что предлагают, проявлять спокойствие и испытывать удовольствие.
Особенно это актуально при 10-часовых совместных переездах по бездорожью или в палатке среди медведей, когда ружье есть только у гида, или когда все гостиницы города забиты, уже 11 часов вечера, а из свободных мест остались только каюта яхты в бухте, и отказаться от предложения капитана по меньшей мере, странно.
Так и жили, доверяя судьбу благорасположению камчатских звезд. И не зря. Камчатка живая и может быть взаимной при нежной к ней любви и обидеться, если не проникнуться к ней.
Мое знакомство с Камчаткой не состоялось бы, если бы не Александр – владелец и капитан спортивной 65-футовой парусной яхты Liberty. Изначально я искала средство пересечения Тихого океана с целью попасть на безлюдные Командорские острова. Так, после недолгих изысканий я отыскала телефон известной личности на Камчатке: яхтсмена, художника, писателя Сергея Пасенюка, который в свою очередь познакомил меня заочно с Александром и его яхтенными возможностями. А Александр, узнав, что я еще не была на самой Камчатке – вежливо предложил исследовать ее берег, прежде чем отправиться бороздить непредсказуемые волны Тихого океана дальше на восток. Так и состоялось решение – сначала на Камчатку, а Александр взял ответственность за все наше пребывание на ней.

2 день. Морская прогулка по бухте Авачинская.
Пока я смотрела большими глазами на Сашу с вопросом – где же наш план поездки, за которую он взял ответственность, – только что привезенная из Японии, как и 90% местных транспортных средств, яхточка под его управлением выруливала из порта в воды Авачинской бухты. Стена дождя, мешавшая еще вчера увидеть посадочную полосу под самолетом, чудесным образом исчезла, морской ветер вдохнул в московскую душу запахи морской капусты, рыбы и йода, стало пробиваться солнце и открылся вид на Авачинскую бухту - вторую по размеру бухту в мире (первая в Рио-де-Жанейро).
Военно-морской флот стратегического назначения где-то рядом, военным кораблям дают ход первым делом, потом проходят все суда и яхточки. Нам повезло, и можно было свободно выйти на круиз по бухте.
Повсюду торчали головы нерп с рыбой в зубах, летали и плавали бакланы, утки, тупики (они же топорки). Касаток не было, к сожалению.
Зато был каякинг, гребля вокруг кекуров – скальных пород, торчащих на отливе из воды вдоль суровых берегов, заход в гроты, переворот под водой, вылавливание в ледяных волнах каяка, вытряхивание из него и из кроссовок воды, подпитка адреналином и счастливое возвращение на яхту.
Яхта прошла до правого крыла ворот Авачинской бухты и завернула к левому, дойдя до трех скал – Трех Братьев. И нас, немного ошалевших от смены воздуха, но получивших первое яркое впечатление от Камчатского края со стороны океана, к вечеру вернула в город.
На вопрос за ужином, что же у нас по плану, и какой-же у нас план, уже ждал ответ – плана нет, но завтра на сплав. Московский «планеризм» надо лечить. Камчаткой.



3 -5 дни. Сплав по р. Быстрая.

Лично мне на пазике 1982 года было дико, но девчонки были в восторге, и с ноги открывали дверь-гармошку. Печка рядом с водителем, где в глубине работал двигатель, разве что не шкворчала. Из-за жары каждый из пассажиров по очереди вскакивал и дергал на потолке мощную рукоятку, открывающую люки на крыше. Потом становилось прохладно, и рукоятку другие пассажиры дергали обратно. Так и домчали до начала сплава по Быстрой, почти как герои Ночного Дозора. Сюр – это то, во что надо погрузиться и куда нельзя не погрузиться при попадании на Камчатку. Как в кроличью нору, за которой чудеса.
Рафтинг – это не скучно. Через 30 минут сплава нам дали спиннинги и особенно удачливые поймали микижу, гольца и что-то там еще. Макс на веслах травил анекдоты, разделывая трепещущую еще рыбу на сашими – такого я еще не видела. И потом мы это съели.
На другом рафте подплыл Олег и предложил перейти к настойке на молодых кедровых шишках. После чего на втором часу рафтинга на берегу стали показываться медведи, подходящие к берегам за рыбкой на нересте.
Дальше пейзаж почти не менялся. Вода в общем, спокойная, медитативное времяпровождение, не смотря на рассказы про несчастные случаи на воде.
На четвертом часу увидели браконьеров – охотников на лососевую икру. То ли миф существует у них, то ли просто широкой души люди, но рыбу с икрой, пойманную сетью, они отдавали не просто даром, а с какой-то радостью. Самим на удочки такую не поймать, поэтому мы также с радостью приняли в дар лосося с икрой и поплыли дальше.
Тишина звенящая. Откуда не возьмись появляется вдруг рев на всю реку и через 15 минут из-за поворота выруливает пепелац на воздушной подушке с пропеллером. Два крутых молодца гоняют от браконьеров до своего рыбного хозяйства в одном из заливов реки и обратно, пугают всех на свете на много километров, но типа не портят воду соляркой. Никакого экологического сознания!
К вечеру после пятичасового сплава вышли на берег и разбили палатки. Сказать, что еды на сплав берут много – ничего не сказать. Плюс уха из только что пойманного гольца и конечно, тазики икры. Кусты и осторожность. Медведи ходят рядом, но никто никогда не знает, в каком кусте.
На вторые сутки сплава повторяется то же самое – настойка на шишках, медведицы с медвежатами на берегах, браконьеры, уха и икра, только всего больше, палатка, фонарик и настороженность при заходе в ближайшие кусты.
В целом, круто. Комары есть, но такие же, как на даче в Подмосковье – обработанные Gardex, перестают подлетать по трое и уносить в гнездо. Гнуса в августе не было. Мошка была, в рот норовила залезть, но на репеллент реагировала также положительно.
Потом нам рассказали, что Быстрая – это для туристов начального уровня, для продвинутых –Опала, Жупанова, Озерная и т д. Камчатка – это прежде всего охота и рыбалка, то есть лосось и икра, поэтому рыбаки со всего мира едут с июня по ноябрь на лосося и сплавляются по более крутым, рыбным и наполненным медведями местам, чтобы выловить гигантскую чавычу, нерку, кижуча, семгу.
Под конец сплава мне то ли подумалось, то ли почувствовалось, что свежая икра в таком количестве вызывает если не галлюцинации, то переход в измененное состояние сознания – мощного включения себя в природу Камчатки. Для того, чтобы войти в понимание по-быстрому.



6-7 дни.Поездка на вулканы Горелый и Мутновский.
За 10 часов до поездки нам сообщили, что взять нас в 2-х -дневный тур на вахтовке (Урал грузовой, крытый, больше 20 км час не разгоняется, трясет, говорят, страшно, но мы этого так и не узнали, на свое счастье) не смогут в силу организационных причин, надо было все заранее бронировать. Нам бы расстроиться, а всем на наше расстройство забить – так нет: по городу был кинут клич, означающий, что трем жаждущим приключений москвичкам требуется проходимое авто. В городе все технические возможности друг друга знают, выручают себя, а заодно туристов, которых так и распределяют по машинам, вахтовкам, яхтам, вертолетам. И мне в итоге стало понятно, что не обязательно иметь оплаченный тур – и машины, и водители, и маршруты могут поменяться.
Погода была мрачная, водители машин отказывались ехать на перевал, ссылаясь на разбитые и затопленные дороги, к Сашиной организации подключился Леша, и теперь они вдвоем отвечали за наше будущее.
Наконец, машина была найдена, но ясности с маршрутом так и не появилось – предсказать погоду никто по нашей просьбе так и не смог. Все хотели спать и капризничали. Некоторые малодушно стали вспоминать Москву и предсказуемость. Волевым образом было принято решение ехать назавтра на Горелый и на следующий день к подножью Мутновского не смотря на погоду.
И я угадала – с утра сияло солнце как ни в чем не бывало, водитель сообщил, что это четвертый солнечный день за все лето, и мы стали пробираться на желтом экспедиционно-окрашенном Toyota FJ Cruiser.
Виды на Вилючинский вулкан, виды с Горелого, на Мутновский невероятны по своей живописности – меня такие абстракции ввели в шок – я стала думать об искусстве и стараться его запечатлеть. Таяющий снег, сочная трава, вулканический шлак, серные грязи – узоры на мощных склонах вулканов совсем отключили левое полушарие, оставалось только вбирать в себя бескрайние полотна, упиваясь вибрацией контрастных пятен с высоты 1500 метров.
Пожалуй, эти контрастные абстракции составили символ впечатлений о Камчатке, ее визуальный художественный образ. Если я захочу погрузиться в суть Камчатки, я буду медитировать на фотографии склонов августовских вулканов.



8 день. Курильское озеро
Одно из лучших развлечений – совершить вертолетную прогулку. У нас был выбор маршрута слетать на вертолете «Витязь-аэро» – 22-местных МИ-8 – в Долину гейзеров или на Курильское озеро. Выбрали последнее по причине обещанного большого количества медведей в естественной среде обитания.
После часового перелета к Кроноцкому заповеднику, частью которого является Курильское озеро, набравшись страха при полете в молоке облачности, приземлились на берегу огромного озера, вышли из вертолета, собрались кучкой и в окружении двух инспекторов с ружьями прошли за электрифицированную ограду.
Мишки гуляют везде, где хотят, людей практически не замечают, ближе к воде стоит клетка для людей, желающих остаться наедине с природой медведя, катер возит туристов для посещения противоположного берега, где медведи отдыхают массово, занимаются рыбалкой и разсножением.
В заповедник можно также приехать с палаткой на несколько дней или волонтером. Очень обидно, если нет хорошего фотоаппарата и телеобъектива, хочется сделать побольше портретов медведей.
На обратном пути вертолет делает посадку в кальдере вулкана Ксудач и на Ходуткинских горячих источниках. И то и другое стоит такого же восторженного отношения, как и Курильское озеро. Первое - за свою первозданную мощную красоту ледниковых озер в полнейшей лунной тишине вулкана, второе - за практически домашнюю атмосферу, исходящую от 46С воды озера и милого домика, утопающего в дымке горячего пара.
Все горячие источники Камчатки – их там очень много – оставляют ощущение хорошей бани, а все семьи активно пользуются эти даром природы летом и зимой. Такой край водных процедур. Сходили на вулкан, доехали до села по бездорожью и залегли в горячий источник. И как после бани, хочется радоваться жизни дальше.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Инвестиции в поездки это инвестиции в себяМэттью Карстен