Тамара Концевая
26 марта 2019

К теме о крушении лайнера в Эфиопии

Целый месяц ездила по африканской стране. А за четыре дня перед вылетом домой решила из чудесной Авассы на одноименном озере поехать в Дебре Зейт.

- Птицы на озере Звай и озере Авасса.

Не потому, что в том городе у меня были планы, а потому, что расположен он в 45 минутах езды до Аддис Абебы, а это очень удобно. К тому же, глядя на карту, заметила там несколько озёр. Не очень ранним утром, примерно часов в восемь, 10 марта выехала в этот неизвестный мне город. Дорога предполагала три часа езды на местном автобусе.
В Дебре Зейт приехала и сразу устроилась в отель с интернетом.

Едва подключилась, как полетели ко мне сообщения от друзей и знакомых странного содержания. Люди спрашивали, всё ли у меня хорошо, где я нахожусь, в порядке ли я, хорошо, что я жива, слава Богу, что я не оказалась там.
Я не могла понять излишнюю обеспокоенность и спрашивала открытым текстом: "Что случилось?", " Где я должна была оказаться?". Потом зашла в новостную ленту и сама прочла о крушении самолёта Эфиопских авиалиний рядом с городом Дебре Зейт, а после этого все мои друзья и знакомые хором подтвердили случившееся.
Да, это была трагедия. Значит, во время катастрофы я находилась в автобусе при подъезде к городу Дебре Зейт. Эта мысль меня обожгла. В этот момент где-то недалеко гибли люди. Непоправимая беда, они ничего не могли сделать, чтобы выжить.
Я заглянула в свой билет. Там была указана та же самая модель самолёта, что и разбился. Значит, я прилетела на Боинге-737 MAX8 и на нём же буду возвращаться.
Но не может быть, чтобы авиакомпания Эфиопских авиалиний оставила ситуацию, как есть. Должны были произойти какие-то изменения. Я это чувствовала. Неприятным мог бы стать перенос вылета моего рейса из аэропорта Боле, то есть смена расписания. Хотя в сравнении с гибелью людей это сущие пустяки. То, что решили сменить машины, было понятно, а вот с расписанием оказалось не просто. Должна же я знать информацию о своём вылете, который приближался, но официальный сайт авиакомпании молчал. Там траур. Поисковые системы выдавали старое расписание. Только на следующий день я пришла в офис Эфиопских авиалиний. Несмотря на траур в стране, они продолжали работать. Сотрудник авиакомпании меня успокоил, что расписание вылетов не изменилось, модель самолёта сменили, все службы работают в прежнем режиме, но время вылетов может поменяться. В сё зависит от количества машин в парке.
Тут я обеспокоилась не на шутку. Дело в том, что моя виза заканчивалась через 15 минут после взлёта самолёта по расписанию. Если же вылет отсрочат, то мне надо пролонгировать свою визу, а это возможно только в столице. Для удобства иностранцев миграционное агентство работает при аэропорте Боле. В общем, у меня могло прибавиться хлопот.

- Но что толку было переживать? Как будет, так и будет. Просто уеду в столицу с утра, если возникнет необходимость, - так я себя успокаивала.

Я не думала о том, что со мной может случиться такая же трагедия, я совсем не испытала страха за себя, я фатально спокойна. Мне только страшно было представить панику на борту погибшего самолёта. Однажды мне уже приходилось падать, но каким-то невероятным образом наш пилот справился с управлением. Это было над Карибским морем при перелёте с Тринидада и Тобаго в Сальвадор. Паника - вот что ужасно. Когда люди кричат, мечутся, а мелкие предметы начинают подниматься и плавать в наступившей невесомости.

Последующие три дня ежедневно проверяла расписание, не ленясь заходить в офис Эфиопской авиакомпании. Изменений не было. Я продолжала свой отдых - гуляла по городу, побывала на чудном озере, исходила окрестные холмы, обедала и ужинала озёрной рыбой на углях. В общем, вела привычную жизнь туриста.

Город Дебре Зейт меня очаровал бесконечной чередой изящных араукарий, цветущих огненным цветом тюльпанных деревьев и осыпающихся синими лепестками жаккард.

Здесь несколько обворожительных озер. Одно из них покоится зелеными водами в глубокой воронке наподобие вулканического кратера.

Оно тихое, не трепещется за высокими скалистыми берегами. Гигантская чаша бережно хранит изумрудные воды.

Первое впечатление потрясло. Такие лагуны в Латинской Америке и Азии, а тут вдруг Эфиопия! Два дня наслаждалась лагуной.

Кроме красоты, озёра вокруг города полны рыбы. Её жарят на открытом воздухе повсюду. Я покупала всегда в одном месте. Красивый высокий парень жарил ее на костре в шипящем масле. Он был такой красивый, что в первый раз я купила у него две огромные рыбины на $3. Так до последнего дня этому рыбаку не изменяла.
Я всегда считала, что в Эфиопии нет города лучше Авассы. Может быть и нет, но есть город достойный ей - это Дебре Зейт.

***
Мой самолёт из Эфиопии вылетел вовремя и благополучно приземлился в Москве. Когда я оказалась дома, то прочла много подробностей о трагедии в небе Эфиопии. Меня поразил случай с опоздавшим на рейс пассажиром, который требовал чуть ли не задержать рейс и пустить его на посадку. Он остался жив. Я вспомнила случай трёхлетней давности, что произошёл со мной 12 января 2016 года.
Эта удивительная история случилась в Турции. Я летела в Индонезию транзитом через Стамбул. У меня был свободен целый день, и решила воспользоваться бесплатным сервисом от Турецких авиалиний, поехать аэропортовским автобусом по музеям и дворцам турецкой столицы. Для этого встала в очередь к окошечку со своим билетом на регистрацию. Очередь шла быстро. По 42 пассажира в автобус, а они отправляются через каждые полчаса. Я очень удивилась одному пассажиру из Перу, тот самостоятельно путешествовал по Азии. Мы поговорили по-испански и он последним зарегистрировался в автобус, а мне и еще одному индусу мест не хватило.
Индус жутко расстроился, только не я. Впереди целый день, и ожидание в 30 минут ничего не стоит, .а тут русские туристы подошли. Они прилетели из Манилы. Через полчаса мы все вместе загрузились в автобус и поехали.
Остановились у рынка, чтобы через него подняться к Голубой мечети и к дворцу Сулеймана. Ничто не предвещало беды. Мы неспешно растянулись по базару. Я от гида не отставала, базар меня не интересовал особенно. Нам следовало завернуть за базарную стену и выйти на площадь Сулеймана, а тут вдруг звонок гиду. Его встревоженный эмоциональный голос меня насторожил. Парень спешно собрал всех нас вместе и без объяснений завернул нас обратно в автобус. Только там посыпались всем туристам сообщения от родных и знакомых о том, что только что произошел теракт на площади Сулеймана. Смертник с небольшим рюкзаком пристроился к той группе туристов, что уехали на полчаса раньше нас и взорвал себя тогда, когда все собрались вместе. Погибли восемь туристов, а среди них тот самый перуанец. Остальные были изувечены.
Индиец, что сетовал на нехватку мест, всю дорогу потом молился. В тот день в аэропорту яблоку негде было упасть. Никого не выпускали.
Вы думаете, на этом все? Ничего подобного! Я прилетела в Джакарту поздним вечером. Перебилась несколько часов в аэропорту, думая поехать в отель или лететь дальше, купила билет на самый ранний рейс до Сулавеси и улетела в пять утра. Этим же утром случилось два теракта рядом с аэропортом Джакарты, но я уже была на острове Сулавеси в Палу. Так что я махровая фаталистка! Что будет, то и будет.
А тот пассажир, что опоздал на самолёт в Аддис-Абебе, теперь каждый день будет вспоминать о случившемся.