Как вернуться из северной страны с южным загаром. Часть 1

В поездку мы отправились в конце мая вчетвером. Общий километраж составил около 6 тысяч км. Маршрут планировали исходя из пожеланий всех участников. Выезжали из Санкт-Петербурга, имея на руках только билеты на паром Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, бронь отеля в Мальмё на одну ночь, палатку и полный багажник русской еды. Душа требовала красоты, бюджет был не очень велик, поэтому мы решили выбирать места для ночевок в пути. Сразу скажу, что этот вариант подойдет только, если вы едете не в высокий туристический сезон. Нам сказочно повезло с погодой, потому что 2 недели путешествия нас сопровождало солнце и аномальная для этих широт жара! Запас термобелья и непродуваемой одежды не пригодился ни разу.
После первой ночи на пароме мы отправились из Стокгольма в Мальмё (переезд порядка 600 км: трассы E4, E6). Дорога отличная, две полосы в одну сторону. По дороге множество заправок, магазинов, кафе и мест для отдыха, где можно посидеть за столиками и перекусить своей едой. Ну и постоянно меняющиеся за окном пейзажи не давали скучать:



Швеция. Мальмё.



Чем знаменит город? Мостом, в первую очередь, соединяющим Швецию и Данию. А также тем, что здесь снимался известный одноименный сериал «Мост» (советую, кстати). Именно в этом городе проживала главная героиня Сага Норен (полиция Мальмё). Норвежско-датское производство – это оригинальный сериал, который сейчас пересняли в некоторых странах, включая Россию.
Мальмё – городок небольшой, найти вечером работающий ресторан не такая уж простая задача, да и вообще вечером на улицах людей почти нет. Но с таким укладом жизни в Скандинавии мы уже были знакомы. Вторую ночь провели здесь же в отеле.


Следующий день был посвящен Дании.


Дания. Копенгаген.



Приехали туда мы по тому самому мосту. Эресуннский мост – это не только самая длинная совмещённая дорога и железнодорожный мост в Европе, но и, наверное, самая дорогая платная дорога, по которой мы ездили! Почти 50 евро в одну сторону!!! Ладно хоть Копенгаген окупил сполна, затраченные на проезд к нему средства. Из всех посещенных в этой поездке городов, столица Дании, по общему мнению, оставила самые приятные впечатления. Копенгаген очень разный: здесь гармонично сочетается современность и история. Он настолько интересный, что мы пожалели, что проведем здесь всего один день…


Хочется вернуться в Данию на более длительный срок, потому что там есть, на что посмотреть. Мы, конечно, сходили к Русалочке, прогулялись к королевскому дворцу и попробовали настоящие смерреброды – скандинавскую гастрономическую достопримечательность (по сути, обычные бутерброды). Вкусно, но дорого. С парковками для машин тоже сложновато… Есть даже бесплатные, но на очень короткий срок. Чем ближе к центру – тем дороже.


А дальше был паром в Гётеборг. Обошёлся он нам также дорого, как и мост, потому что, помимо платы за проезд авто, оплачиваешь каждого сидящего в машине человека. Так что в одиночку путешествовать между Данией и Швецией на машине выгоднее паромом, а вот большой компанией выходит накладно.
Третья ночевка была в палатке у озера. Не скажу, что место нашли легко и просто. Даже несмотря на право всеобщего доступа к природе, действующее в Скандинавии. Этот закон разрешает ставить палатки почти везде. На частных территориях ставить можно, если договориться с владельцем, но нам как-то не хотелось будить спокойно спящих шведов... Уже затемно мы нашли прекрасное местечко, поставили палатку и даже сварили на газовой горелке макароны по-флотски.


Ночевка была недалеко от границы с Норвегией. И следующим нашим пунктом был город Осло.


Норвегия. Осло.



Город с безумно дорогими парковками (пара тысяч за несколько часов стоянки в центре). Больше он ничем особо не запомнился… В Осло мы поняли, что найти пункты обмена валюты в Норвегии – очень сложно. Поэтому дальше пользовались только картами, с этим проблем там нет. Забегая вперед скажу, что практически все наличные евро мы привезли обратно в Россию.



Национальная туристическая дорога Хардангервидда



Именно из Осло началась самая красивая часть нашего путешествия. В этот день нам предстоял переезд к Хардангерфьорду (пробег за день около 420 км: трассы Е6, E18, E16, Rv7). Наш путь лежал через долину Халлингдал и горное плато Харданрегвидда (национальная туристическая дорога Хардангервидда). И именно здесь мы впервые в жизни увидели фьорды – они были прекрасны. А вот горные дороги – очень опасны. Очень узкие, да ещё экстрима добавляет серпантин, тоннели, затяжные спуски и подъёмы. Зато здесь можно прокачать свои водительские навыки.



Кинсарвик



Главная цель дня после посещения столицы Норвегии состояла в том, чтобы подобраться как можно ближе к месту старта пути к Языку Тролля и преодолеть маршрут в 28 км пешком одним днём. Решили поискать варианты проживания в Кинсарвике, и нам сказочно повезло. Забронировали онлайн прекрасный кемпинг. Ночевали в уютном домике с панорамными окнами и фантастическим видом на фьорд. Вообще бюджет на одну ночь с пары у нас был не более 6 тысяч рублей. Найти приличные варианты проживания за эти деньги – ооооочень непростая задача. Но, на всякий случай, у нас всегда была с собой незаменимая палатка!
Местные предупредили, что дорога к языку тролля несколько раз в сутки перекрывается на ремонт, поэтому выезжать надо рано утром, чтобы успеть вернуться.



Trolltunga – Язык Тролля



В 7 утра мы стартовали на машине из Кинсарвика. Ближайший город к этой скале называется Одда (Odda). Автомобильная дорога на парковку начинается от деревни Тисседал (Tyssedal). Чтобы найти парковку на картах Гугл, нужно искать "Trolltunga Starting Point". Парковка на день стоила порядка 5000 руб. К сожалению, на момент нашего путешествия стоянка, расположенная ближе к Языку Тролля была ещё не доделана, что добавило нам несколько км к и так непростому пути...
Несколько км в гору асфальтированного серпантина – и вы в другой вселенной! С каждым шагом виды становились всё фантастичней. Мы преодолевали сложные подъёмы по каменной лестнице из валунов, шли через ручьи, проходили ледники, пробирались через грязь... Я не знаю, как справилась бы с маршрутом без треккинговых палок. Местами было очень страшно. В мае поход к Языку Тролля относится к классу средней опасности. Те пути, которыми мы шли утром, просто исчезли вечером (размытые тропы, растаявшие и рухнувшие ледники). Важно знать, что: 1) на маршруте нет туалетов, 2) дорога обозначена красными буквами Т, 3) воду пить можно из ручьёв, 4) тут принято здороваться со всеми идущими и обгоняющими. И главное правило – быть предельно осторожным. Уже на подходе к заветной скале я провалилась в ледник и намочила ногу, что потом откликнулось множеством проблем...


А потом мы увидели его – Язык Тролля... Это место точно стоит того, чтобы пройти почти 30 км пешком (туда-обратно). И важна не сама цель и даже не множество экстремальных фотографий, которые вы обязательно сможете сделать на скале. Интересен сам путь. От открывающихся пейзажей просто захватывает дух! Как будто за раз посетил десятки разных миров! Вы сможете увидеть настоящую суровую северную природу во всем ее величии.
Кстати, чтобы сделать фото, придется постоять в очереди. Но в мае очередей особо не было. И ещё: нахождение на самой скале не так страшно, как наблюдение со стороны за теми, кто там находится. Проверено.


А потом был путь назад... И боль, и кровь, и сгоревшая кожа, до которой невозможно было дотронуться, и дикая усталость, и слёзы на последних трёх километрах. Мы зря тепло одевались и тащили с собой куртки. На вершине в полдень солнце пекло просто безжалостно. Под конец дороги я уже не могла идти из-за неправильно выбранной обуви, которая стерла ноги, что пластыри уже не спасали. Организм пережил такой стресс, что у меня поднялась температура. Остальные пострадали меньше. Но если бы меня спросили, пошла бы я туда, если бы снова встал выбор, я бы ответила, что однозначно да. Просто нужно подходить к подготовке в этот поход серьезно. Особенно к выбору обуви. И экипировки (треккинговые палки и специальный походный рюкзак).
Третью ночь мы провели также в кемпинге Кинсарвика, чтобы утром отправиться в Берген.



Национальная туристическая дорога Хардангер и Берген



Эта панорамная дорога вдоль северного берега Хардангерфьорда уже достопримечательность сама по себе. В Норвегию вообще стоит ехать именно тем, кто любит достопримечательности природные. Города менее интересны, на мой взгляд. Но первая часть статьи посвящена больше скандинавским городкам, которые встретились нам в начале пути.


Кстати, конец мая – это время, когда просыпаются водопады и предстают перед вами на протяжении всего путешествия во всей красе и мощи. Под конец путешествия водопады уже перестали удивлять, став обыденной картиной... Глаза привыкли к красоте. По пути решили остановиться у водопада Стейнсдалсфоссен и прогуляться до смотровой площадки.
Что удивило: в сувенирной лавке рядом с водопадом цены на всякие безделушки не по-норвежски низкие (по сравнению с тем же Осло).


Знакомство с Бергеном было коротким, но интересным. Из всех норвежских городов он показался нам наиболее запоминающимся и живым. Видимо, из-за выходных, здесь было особенно людно и весело.


Особенно удивили граффити разного рода: с троллями, кадрами из фильмов и изображениями того, что особенно волнует людей. Мигранты, политика, толерантность, чувства, религия – всё это можно увидеть на стенах домов Бергена:


Отели в Бергене довольно дорогие. Поэтому мы приняли решение выехать в сторону Согнефьорда и искать место для сна по пути. С этого момента начнётся повествование второй части нашего скандинавского путешествия (но об этом я напишу в следующей статье). Ещё больше красивых пейзажей, извилистых горных дорог и потрясающих воображение фьордов. Напоследок размещу фото самого странного в моей жизни заката, который мы увидели в безлюдных горах где-то в районе Восса, это было как раз по пути из Бергена во Флом... Как будто пламя свечи: