Как я участвовала в арт-квесте в Японском саду в самом сердце Лагонакского нагорья
Начало Девичий камень на пути и пропасть в пихтовом бору, где живёт эхо
Гостиничный комплекс "Пихтовый бор" теперь славен не только прекрасным лесом, где произрастает реликтовая пихта кавказская Нордмана, но и своим Японским садом. Саду уже семь лет, как сказала нам милая девушка на ресепшине, но я о нем раньше не слышала. Девушка взяла с нас плату и выдала наушники. Одновременно сад могут посетить не более четырех человек, чтобы без суеты, шума и толкотни погрузиться в гармонию и философию японского сада и даже помедитировать.Традиционно сад начинается с ворот. Тут они, как и положено, с крышей, но без причуд.
Отставив все будничные мысли в сторону, надев наушники, шагнули за скромные ворота и пустились в духовное путешествие. Сад спрятан от посторонних глаз за забором. Сразу за воротами начинается дорожка из плоских камней - это тоби иси.
Сад создан в стиле ниваки. Кустарники, деревья тут сформированы особым образом. Деревья похожи на бонсаи, только растут не в горшках, а в естественной почве.
С первого шага на тоби иси в наушниках включился скрипучий мужской голос, который и вёл нас в течение часа по саду, обращая внимание на каждую деталь и предмет, лихо закручивая сюжет, связывая его с дорогой жизни слушателя, вплетая в повествование японскую мифологию. Голос этот принадлежал духу дерева Кодаме. Он тут хозяин сада. У Кодамы есть свое дерево, где он живет. Он может покидать его, чтобы присмотреть за садом или лесом.
На самом деле сад очень миниатюрный, но рассказчик останавливал нас буквально на каждом камне, призывая созерцать, медитировать, вслушиваться. Мы были участниками настоящего квест-спектакля. По сюжету демон хотел погубить дерево Кодамы, а вместе с ним и весь сад, так же, как демоны души нашей пытаются погубить её. К голосу Кодамы через некоторое время присоединился приятный женский голос. Это Итоши-Аната, дух гаджета (наушников), некий посредник между слушателем и Кодамой. Их диалог раскрывает всю философию японского сада: единения человека с природой для достижения дзен - высшей мудрости и самосовершенствования.
Сад может быть без цветов, но не может быть без камней. Камень основной элемент сада. Это мужское начало. С помощью камней японцы изображают и небо, и горы, и воду. Большие камни - это горы или небо, мелкая галька (сухой пруд) - это вода. В сухом пруду лежат камни - это острова или лодки, горизонтальный плоский камень - это земля. Расположение камней тоже имеет смысл. В целом сад камней символизирует «застывшую» модель мира.
В саду установлено много фонарей. Похоже, что все их типы представлены и, по-моему субъективному мнению, такой небольшой сад слишком уж перегружен ими.
Эти три милых человечка Дидзо-сан - существа, оберегающие души детей.
Есть каменная пагода.
Мостик на пути означает переход через порог или в иное пространство.
Куда нельзя проходить скажет вот такой камень, перевязанный веревкой - секимори иси.
Беседка стоит перед чайным домиком, где можно присесть, чтобы дождаться приглашения к чайной церемонии.
Вот и сам чайный домик, где чайная церемония проходит. Около него цукубаи - устройство для омовения рук.
И, наконец, подошли к озеру. Вода - еще один обязательный элемент японского сада, олицетворяет женское начало. Она символ жизни и жизненной энергии. Водная стихия является одновременно и воплощением покоя, и приметой вечного движения и перемен.
Кодама рассказал, что в озере этом есть остров Черепахи и остров Журавля. Они всегда вместе, как Инь и Янь, одного без другого не может быть. С точки зрения человека, Остров Черепахи символизирует необходимость человека погрузиться в глубины загадок собственной души, познать самого себя, а Остров Журавля — стремление к небу, к новым открытиям, познаниям, горизонтам.
В пруду водятся красные карпы. Мы их называем золотыми рыбками. У японцев это карпы кои - символ удачи, счастья и благоденствия. Кои плывут против течения, поэтому эта рыба олицетворяет упорство и силу. Это символ борьбы, силы воли, преодоление трудностей и достижение целей. А ещё карпы кои долгожители. Даже в неволе они могут достигать возраста двухсот лет. Поэтому они еще и символ долгой жизни и мудрости.
Повсюду в озере листья кувшинок. Цветы уже отцвели. Этот цветок охраняет человека во время путешествий от разных бед и напастей.
Вот такая тут гармония трех стихий: камня, дерева (растений) и воды.
Но ложечку дегтя внесу. Поздняя осень (мы были в ноябре) оказалась не самым лучшим временем посещения именно этого сада. Все деревья и кустарники стояли голые за исключением сосен, поэтому стиль ниваки смотрелся не так ярко, как хотелось бы. Чайный домик стоял в полном запустении и пыли, бамбуковая палочка цукубаи не наполнялась водой и не стучала о камень, а водопад на озере был отключен и вовсе. Некоторая унылось присутствовала. Милая девушка рассказала, что сад готовится к консервации на зиму и скоро, вообще, до весны закроется. А вот весной тут цветёт пять разновидностей сакуры, яблони. Утешила тем, что вход нам стоил на 200 рублей дешевле, чем обычно. Но мы посчитали, что и 500 рублей дороговато. Хоть бы водопад не отключали тогда.
Прогулка по пихтовому бору к каньону и водопадикам положительным образом дополнили наши впечатления, и мы забыли про эту ложку дёгтя. К тому же разговаривали у каньона на краю обрыва с Кодами. Оказывается, у японцев, именно, он "отвечает" людям в горах, а не эхо.
Как найти этот Японский сад?
На 15-километре дороги Даховская-КПП Лагонаки поворот к гостиничному комплексу "Пихтовый бор". Есть указатель.
А нашей следующей остановкой было "Горное настроение". Продолжение тут
О Японском саде в Краснодаре репортажи:
Жизненный путь, полный перипетий, стойкости духа и хранения реликвий