Как я участвовала в арт-квесте в Японском саду в самом сердце Лагонакского нагорья

Начало Девичий камень на пути и пропасть в пихтовом бору, где живёт эхо

Гостиничный комплекс "Пихтовый бор" теперь славен не только прекрасным лесом, где произрастает реликтовая пихта кавказская Нордмана, но и своим Японским садом. Саду уже семь лет, как сказала нам милая девушка на ресепшине, но я о нем раньше не слышала. Девушка взяла с нас плату и выдала наушники. Одновременно сад могут посетить не более четырех человек, чтобы без суеты, шума и толкотни погрузиться в гармонию и философию японского сада и даже помедитировать.Традиционно сад начинается с ворот. Тут они, как и положено, с крышей, но без причуд.

 

Отставив все будничные мысли в сторону,​ надев наушники, шагнули за скромные ворота и пустились в духовное путешествие. Сад спрятан от посторонних глаз за забором.​ Сразу за воротами начинается дорожка из плоских камней - это тоби иси.

 

Сад создан в стиле ниваки. Кустарники, деревья тут сформированы особым образом. Деревья похожи на бонсаи, только растут не в горшках, а в естественной почве.​

 

С первого шага на тоби иси в наушниках включился скрипучий мужской голос, который и вёл нас в течение часа по саду, обращая внимание на каждую деталь и​ предмет, лихо закручивая сюжет, связывая его​ с дорогой жизни слушателя, вплетая в повествование японскую мифологию. Голос этот принадлежал духу дерева Кодаме. Он тут хозяин сада. У Кодамы есть свое дерево, где он живет. Он может покидать его, чтобы​ присмотреть за садом или лесом.

На самом деле сад очень миниатюрный, но рассказчик останавливал нас буквально на каждом камне, призывая созерцать, медитировать, вслушиваться. Мы были участниками настоящего квест-спектакля. По сюжету демон хотел погубить дерево Кодамы, а вместе с ним и весь сад, так же, как демоны души нашей пытаются погубить её. К голосу Кодамы через некоторое время​ присоединился​ приятный женский голос. Это Итоши-Аната, дух гаджета (наушников), некий посредник между слушателем и Кодамой. Их диалог раскрывает всю философию японского сада: единения человека с природой для достижения дзен - высшей мудрости и самосовершенствования.

 

Сад может быть без цветов, но не может быть без камней. Камень основной элемент сада. Это мужское начало. С помощью камней японцы изображают и небо, и горы, и воду. Большие камни - это горы или небо, мелкая галька (сухой пруд) - это вода. В сухом пруду лежат камни - это острова или лодки, горизонтальный плоский камень - это земля. Расположение камней тоже имеет смысл. В целом сад камней символизирует «застывшую» модель мира.

 

В саду установлено много фонарей. Похоже, что все их типы представлены и, по-моему субъективному мнению, такой небольшой сад слишком уж перегружен ими.

 

Эти три милых человечка Дидзо-сан - существа, оберегающие души детей.

 

Есть каменная пагода.

 

Мостик на пути означает переход через порог или в иное пространство.

 

Куда нельзя проходить скажет вот такой камень, перевязанный веревкой - секимори иси.

 

Беседка​ стоит перед чайным домиком, где можно присесть, чтобы дождаться приглашения к чайной церемонии.

 

Вот и сам чайный домик, где чайная церемония проходит. Около него цукубаи - устройство для омовения рук.

 

И, наконец, подошли к озеру. Вода - еще один обязательный элемент японского сада, олицетворяет женское начало. Она символ жизни и жизненной энергии. Водная стихия является одновременно и воплощением покоя, и приметой вечного движения и перемен.​

 

Кодама рассказал, что в озере этом есть остров Черепахи и остров Журавля. Они всегда вместе, как Инь и Янь, одного без другого не может быть. С точки зрения человека, Остров Черепахи символизирует необходимость человека погрузиться в глубины загадок собственной души, познать самого себя, а Остров Журавля — стремление к небу, к новым открытиям, познаниям, горизонтам.

 

В пруду водятся красные карпы. Мы их называем золотыми рыбками. У японцев это карпы кои - символ удачи, счастья и благоденствия. Кои плывут против течения, поэтому эта рыба олицетворяет упорство и силу. Это символ  борьбы, силы воли, преодоление трудностей и достижение целей. А ещё карпы кои долгожители. Даже в неволе они могут достигать возраста двухсот лет. Поэтому они еще и символ долгой жизни и мудрости.

 

Повсюду в озере листья кувшинок. Цветы уже отцвели. Этот​ цветок​ охраняет человека во время путешествий от разных бед и напастей.

 

Вот такая тут гармония трех стихий: камня, дерева (растений) и воды.

 

Но ложечку дегтя внесу. Поздняя осень (мы были в ноябре) оказалась не самым лучшим временем посещения именно этого сада. Все деревья и кустарники стояли голые за исключением сосен, поэтому стиль ниваки смотрелся не так ярко, как хотелось бы. Чайный домик стоял в полном запустении и пыли, бамбуковая палочка цукубаи не наполнялась водой и не стучала о камень, а​ водопад на озере был отключен и вовсе. Некоторая унылось присутствовала. Милая девушка рассказала, что сад готовится к консервации на зиму и скоро, вообще, до весны закроется. А вот весной тут цветёт пять разновидностей сакуры, яблони. Утешила тем, что вход нам стоил на 200 рублей дешевле, чем обычно. Но мы посчитали, что и 500 рублей дороговато. Хоть бы водопад не отключали тогда.

Прогулка по пихтовому бору к каньону и водопадикам положительным образом дополнили наши впечатления, и мы забыли про эту ложку дёгтя. К тому же разговаривали у каньона на краю обрыва с Кодами. Оказывается, у японцев, именно, он "отвечает" людям в горах, а не эхо.

Как найти этот Японский сад? 

На 15-километре дороги Даховская-КПП Лагонаки поворот к гостиничному комплексу "Пихтовый бор". Есть указатель.

А  нашей следующей остановкой было "Горное настроение". Продолжение тут

 

О Японском саде в Краснодаре репортажи:

В саду цветёт сакура

Жизненный путь, полный перипетий, стойкости духа и хранения реликвий

Камни, вода, фонари и тсукубаи

Там, где начинается  поток

Мост Яцухаси

Дзен и уединение в каждом уголке