Японский сад. Часть III. Камни, вода, фонари и тсукубаи

 

Углубляясь по извилистым дорожкам в​ японский сад, все больше восхищалась его красотой и гармонией. В саду много камней и воды. Эти элементы повсюду.

 

Японцы считают, что камни - это скелет сада, а вода - это кровь. Растения третья неотъемлемая составляющая. Казалось бы, что и в других садах все эти три составляющие присутствуют. Но у японцев компановка этих трех элементов особенная, со смыслом и символизмом. А ещё с миниатюризацией.

Камни, например, в саду распологают так, что их невозможно увидеть одновременно. С какой точки ни смотри, всё равно, хоть один камень да ускользает от взора. Это создаёт чувство, что сад бесконечен, что нет у него границ. Так же, как и у мироздания​ границ нет.

Повсюду на пути установлены фонари. Они расположены вдоль дорожек на пути к беседке, водоему, да, и в самом водоеме есть. Все фонари выполнены в одном цвете из камня.

Фонари разные. Например, икекоми-гата​ имеют форму столба. Они вкапываются в землю по краям дорожек. Оки-гата​ — самые компактные фонарики. Их цель — создать загадочный полумрак. Оки-гата стоят по берегам  водоема, на камнях или среди растений. Юкими-гата, или «снежный фонарь» — приземистый, с широкой крышей. Благодаря форме крыши он и назван снежным, т.​ к. в период снегопадов снег остается на нем.

 

Фонарь в японском саду гораздо больше, чем просто символ огня. Это символ света учения Будды, символ мировой души. Свет внутри светильной камеры фонаря символизирует Землю, которая находится под небесами и покоится на мировых водах. Фонарь - это​ символ света нашей планеты.

Вообще, символизм японских садов берёт своё начало в древнем языческом синтоизме, который в последствии органично соединился с даосизмом, конфуцианством и буддизмом. Сплав этих религий явил миру дзен-буддизм. С Х века такие сады стали создавать в Японии.

Обратила внимание на конструкцию: из бамбуковой палки в каменную чашу льется вода. Это традиционная чаша для омовения рук тсукубаи. Рядом установлен фонарь. И это неспроста. Фонарь и тсукубаи символизируют единство противоположностей – Инь-Ян: огонь и вода, мужское и женское, светлое и тёмное.

 

Установлены в разных местах сада. Например, в чайном дворике или там, где захочется попить.

Чайный домик ещё не работал. Внутри не закончены отделочные работы. Настанет день, когда я, непременно, приду сюда на чайную церемонию. А дворик просто великолепен.