Камерун. Ч - 14. Люди народности Дупа
Предыдущая часть - Камерун. Ч - 13. Чёрная магия
Вернёмся в деревню Хом. Здесь проживает 11 семей, но люди между собой не родственники. Женщины вышли замуж за местных мужчин, и пришли сюда из разных селений.
Привычные круглые домики с соломенной крышей, словно решив пообщаться, прижались друг к другу, образовав маленькие компашки. Рядом с жилыми строениями, обязателен мужской амбар. Определить его можно по каменным опорам, на которых он установлен, словно дутый пузырь на ножках.
Дополняли картину большие и малые гранитные валуны, рассыпанные по долине. Они живописно соседствовали с раскидистыми деревьями и с толстыми сбросившими листву баобабами.
Обстановка здесь отличалась от всего с чем мы до этого сталкивались. Люди были диковаты, а дети так вообще не выходили их домиков. По всему было ясно, дупа нас побаивались. Мы же себя старались вести ненавязчиво, отчего, встречавшие нас женщины вскоре про нас как бы и забыли, возобновив плетение травяных верёвок и циновок.
Мы поинтересовались у Абдулы, зачем у фасада амбаров, прилеплена глиняная полукруглая канавка, напоминающая улыбку самйлика. Он ответил, что это порожек, на который опираются ногой, перед тем как отодвинуть соломенную крышу и залезть сверху в закрома.
Три-четыре домика вместе – это жилище одной единой семьи. Попасть внутрь можно только через заулиру. Внутренний двор защищён от ветров самими домиками и забором-циновкой. Образовав что-то похожее на коммуну, мужчина может жить сразу с двумя жёнами, но у каждой из них будет свой амбар. Запасы мужчины - общие.
Кадо здесь никто не просит. Коров и зебу нет, а есть только козы и куры. Дупа занимаются сельским хозяйством, но без фанатизма. Источник далеко. С питьевой водой имеются проблемы. Чтобы не заморачиваться с мытьём волос, некоторые женщины полностью бреют голову.
Внешне деревня ничем не отличалась от ранее увиденных. Походил, сфотографировал бедность и нищету, после чего можно как бы и валить отсюда... Но тут нужно отметить, то, что мы были только вдвоём, и то, что моя спутница владела французским, дало нам возможность получить доверие людей, более плотно пообщаться с ними, и чуть-чуть проникнуть в их тайный мир. Кое-что о житие-бытие поведал деревенский староста, рассказ коего дополнил Абдула.
Дупа стали допускать чужаков в свои деревни только 2-3 года назад.
За это можно благодарить священика француза из Поли. Проповедник заручился доверием дупа. Он приходит в их деревни, пьёт с ними пиво и рассказывает отшельникам о жизни в различных регионах мира, попутно вешая на грудь красивые кресты. Вечером жители деревни робко нас спросили:
- А правда, что в Европе женщины сами подходят к мужчинам и предлагают взять их в жёны?
Это был самый первый вопрос, он был болезненным. Мы ответили, да, такое в Европе случается часто. Дупа согласились с такой постановкой дела, рассказав, что в какой-то деревне во время похорон молодая вдова подошла к мало знакомому мужчине и предложила себя в качестве жены.
Вековые правила поведения ещё недавно были здесь крепки как нигде и никогда. Дупа самое старое племя в здешних горах. Общее количество народа составляет 3 тыс. человек. Часть из уже начала принимать христианство. Ислам выбрал всего один человек. Впрочем, крестик для дупа является лишь украшением.
И тем не менее, один из жителей деревни, которому надлежало после смерти старейшины, принять на себя миссию общения с предками, уступил должность брату, мотивируя тем, что он выбрал христианство и две жены у него тоже христианки.
В Африке святые отцы многого от своей паствы не требуют - хоть две, хоть три жены, пожалуйста - одень только крест. Анимизм Камеруна это рай для мужчин, ибо барышням в этой религии предписывается ходить топлес. Мы сразу заметили, что некоторые женщины сзади на спине носили привязанных на верёвочку кукол. Причём придерживали они их ласково и нежно, будто настоящих младенцев.
Никто не знает почему, но в семьях дупа бывает максимум 2-3 ребёнка, хотя в округе у тех же самых кома и довайо рождается по 8 по 10 детей. И там и тут детская смертность крайне высокая - совершеннолетия достигает не более половины детей. Заниматься математическими подсчётами не хочется. В случае с дупа они просты и понятны. Своих детей дупа ценят и любят. Однако никто не может сказать, почему их женщины так мало рожают? Медицины здесь нет, и людей никто и никогда не обследовал. Вот и носят женщины на спине волшебных кукол, сделанных кузнецом, веря, что это поможет родить.
Дупа употребляют большое количество пива. Напиток этот очень тяжёлый. Пиво раздувает живот, отчего народ склонен к полноте. Как я уже писал, набедренную повязку самти одевают не все мужчины, а лишь посвящённые, но при этом каждый из них носит на поясе самодельный нож. Из под самти у некоторых обязательно торчит котека – длинная узкая трубка, в которую прячется член. Когда вождь показывал всевозможные сувениры, предвидя вопрос, он объяснил, как запихнуть член в длинную узкую трубку? Всё просто. Агрегат вставляется кусочком и затягивается как можно дальше во внутрь тесёмкой…..
Возможно, они в в этих котеках что-то у себя пережимают, и именно в этом нужно искать причину, по которой в семьях дупа мало детей… При этом дупа достаточно воинственны. Ни у кома, ни у довайо, ни у мбороро мы не видели никакого оружия, тогда как у дупа целый арсенал луков, стрел, копий и каких-то палиц. Мужчины охотятся на мелкую дичь. Зона более-менее точного поражения стрелой (или копьём) 7-10 метров. Это только в кино индейцы стреляют из луков и попадают в цель с большого расстояния.
Предлагая мне купить что-то из его арсенала, вождь чуть-ли не в лицо совал мне длинную разрисованную котеку. Своеобразный сувенир!… Тащить домой такую штуковину совершенно не хотелось. Аргумент вождя был вполне убедителен – если начнётся война, нужно будет постоянно убегать, поэтому купи! Мы с трудом отбились от сувениров, пообещав посмотреть их завтра.
Позже обнаружилась загадка. Вождь говорил на своём языке, Абдула переводил на французский, Марина мне на русский. Я конспектировал, и, проверяя записи, вернулся позже к этому моменту. Я был в полной уверенности, моя спутница перевела мне: «Если начнётся война, нужно будет постоянно убегать».
Марина стала уверять: «Я перевела не УБЕГАТЬ, а БЕГАТЬ». Отметим, что слово УБЕГАТЬ вполне применимо - огнестрельного оружия у дупа нет даже сейчас.
Иногда дупа по-настоящему воюют, как с соседями, так и между собой. На мой вопрос о том, когда была последняя война? Вождь ответил, лет 5-6 назад. Тут нужно ещё раз напомнить - дупа необыкновенно боятся чужаков. Однако в какой-то момент нам удалось вывести их на общение и разговорить. Из домиков вышли немногочисленные дети. Нас же, наоборот, пригласили зайти внутрь одной из хижин. Дупа пускают в дом очень и очень редко, ибо боятся колдунов и всевозможного сглаза. А если у женщины идут критические дни, в этом случае она вообще сидит в хижине безвылазно, ибо колдуны будут стараться украсть её кровь.
Одним словом, у нас с ними наладился контакт, и пошло какое-то общение. Моя спутница сфотографировала меня внутри домика. В воздухе ещё звучал щелчок фотоаппарата, но обстановка именно в этот момент резко изменилась. Деткий гомон и улыбки исчезли. Что случилось, из хижины было не видно, но на улице вспыхнула серьёзная разборка, зазвучали какие-то злые фразы. Причём произносились они хорошо выраженным командным тоном.
Женщины стали показывать знаками, чтобы я не выходил, но любопытство взяло верх. Далее выяснилось, что мы должны были перед посещением деревни Хом, нанести визит местному ламидо из селения Хой - именно ему подчинены дупа. Но так как Хой чуть дальше по дороге, наши гиды Абдула и Марсель решили не тратить время, и к более мелкому ламидо не ехать, ибо принципиальное разрешение босса из Поли у нас было получено. Соответственно, хойский чиновник (или князёк) возмутился нарушением табеля о рангах, и прислал в Хом своего доверенного человека с мечом.
Ну, где ещё на планете в наше время можно увидеть посланца с мечом? Правда, в тот момент нам было не до шуток. Ламидо мог запросто отменить наш визит, но, слава Богу, он этого не сделал.
Его посланец оказался необыкновенно ярким и колоритным. При этом он был очень зол, и фотографировать себя категорически запретил. Меченосец приказал нашему гиду, следовать за ним в резиденцию управителя, где Абдуле предстояло держать ответ - почему он не завёз туристов в Хой? В Камеруне сильна так называемая «власть на местах». Все всё видят, все всё знают и сразу докладывают ламидо - никакие видеокамеры тут не нужны. Ни немцы, ни французы ничего с этим поделать не смогли, решив встроить больших и малых ламидо в систему своего управления, которое чуть в сторону от городов «колониальным» называть можно было лишь условно.
Каждый месяц ламидо из Поли собирает своих помощников и более мелких ламидо, и те отчитываются перед ним. Ламидо из Поли назначает руководителей 2 и 3 уровня, те в свою очередь определяют, кто в деревнях будет старостой. Но к назначению марабу (антиколдунов) и других религиозных товарищей мусульмане ламидо не причастны.
Посланец увёл Абдулу. Обстановка некоторое время опять оставалась напряжённой. По жителям деревни было заметно, что подобные визиты радости им не доставляют. Однако далее мы подарили небольшие подарки, чем вновь завоевали их расположение. Причём один из портеров взял на себя роль переводчика.
Кладбищ у дупа нет. Они хоронят покойников примерно так же, как анимисты кома и довайо. Человек, достигнув осмысленного возраста, уже выбирает место, где его тело должно будет обрести покой. Когда кто-то умирает – дупа не плачут. Они уверены - человек перевоплотился и отдыхает в другом месте, вплоть до похорон. Через какое-то время местный кузнец приходит к месту захоронения за головой, и далее её относят в пантеон. Правда, тут есть одна особенность.
Знакомые, друзья и родственники, желая облегчить жизнь покойника в загробном мире, приносят ему подарки. Горшки, мечи, шкуры и всё то, что покойнику было подарено, накручивают вокруг тела. Подарки привязывают к трупу верёвками. Чем более значимое положение в обществе занимал покойный, тем больше подарков. Чёткого правила, на какой день хоронить, дупа не придерживаются. Труп руководителя деревни может лежать в хижине и неделю и 10 дней, а люди при этом всё несут и несут подарки.
По словам информаторов, в некоторых случаях труп напоминает большой шар. Вес такого тюка может достигать 300-400 кг. К месту захоронения его доставляют на носилках. На тот свет покойник отправляется в сидячей позе. Впрочем, если человек при жизни был бедным, то и в другой мир он идёт налегке.
Воровства не бывает. Если в деревне что-то пропадёт, то марабу, заметив следы чужака, насыпет на них особый ритуальный пепел, и вор через 10 дней умрёт.
Если у православных главным праздником является Пасха, а у католиков Рождество, то у анимистов дупа главное событие года это Праздник Поминовения предков. К празднику всегда варится пиво. Первую колебасу приносят старейшине, который садится в определённом месте. Старик отпивает, и три раза сплёвывает. Считается почётным, если старец хоть капелькой попадёт на тебя (это примерно как в христианстве, когда поп кропит паству святой водой). После начинаются пляски и поминание всех усопших. В танце дупа соединяются со своими предками.
При этом дупа необыкновенно суеверны. Они считают, что колдуны перевоплощаются в особых птиц хамеркопов. По описанию Марселя, голова такой птицы напоминает молоток, что роднит её с нашим дятлом. Если на сердцевину крышу сядет хамеркоп – в дом придёт беда. В качестве защиты на сердцевину дупа крепят острые палочки и ветки колючего кустарника.
Ещё я заметил, что когда мы только пришли, одна из женщин крутилась вокруг нас и на плече у неё была какая-то сумка, разувешанная всевозможными висюльками. Позже я даже сумел её сфотографировать, но что лежало внутри, я так и не прокачал. Думаю, сумка была «волшебной» и содержимое её составляли защитные амулеты.
Расслабуха. Делать лишних движений не хочется. Лежим на циновке и просто наблюдаем. Вечереет, уставший за день ветер отправляется на покой. Деревня наполняется новыми персонажами. Как далее выяснилось, вождь послал своего брата в соседнюю деревню за пивом, мотивируя это тем, что гостей пригласили, а пива по такому случаю на один зуб.
Каждый вечер жители Хом собираются у костра, где обсуждают дела деревни. Так было и в этот день. Вождь не спеша вместе с одним пареньком принёс большое бревно. После все уселись по местам и в течение полутора часов ничего не происходило. Далее вождь решил-таки разжечь костёр. Ударив камень о камень, он выбил искры, и подул на сухую траву, которая вспыхнула, словно облитая бензином. Буквально через минуту пламенем оказалось объято большое бревно.
Всё происходившее напоминало мне какой-то фокус. Обычно, и специальной жидкостью дрова поливаешь, и газету подкладываешь, а огонь разгораться никак не желает, а здесь вот так сразу, с одного удара…
В сумерках откуда-то сверху с горы заслышались возбуждённые голоса, и вскоре к всеобщей радости к костру подсел Абдула. Он вернулся от ламидо, и стал рассказывать о своём визите. Как я и предполагал, ничего особенного в резиденции не произошло. Чиновник (или князёк) просто показал свой характер, поэтому и поднял бучу.
Абдула вместе с жителями деревни с удовольствием вспомнили, как пытался попасть сюда впервые 3 года назад, но визит его успехом тогда не увенчался. Дело обстояло следующим образом.
Живущий в Поли Абдула про своих соседей отшельников естественно знал. В прежние времена сюда никто не ходил. Люди считали, что это небезопасно (как тут не вспомнить, вождь сам говорил, что последняя война закончилась 5-6 лет назад). Так, вот, Абдула, по заданию испанцев, решил наладить связь с дупа, дабы попробовать включить их в туристическую обойму. Встав на тропу, он побрёл в горы. Тут его догнал какой-то мужчина. Одет он был как дупа, и в тоже время что-то говорило, о его связи с современным миром.
Абдула спросил незнакомца, может ли тот показать ему дорогу к ближайшей деревне дупа. Попутчик согласился, и они вместе зашагали по тропе. Впереди показалась первая деревня (мы её также проходили, там плетут циновки). Однако заметив приближающихся ходоков, деревня разбежалась врассыпную.
«Что за чёрт?» - подумал Абдула, а его спутник при этом только ухмыльнулся.
После они пришли сюда в Хом. Жители деревни опять-таки разбежались, прямо на глазах Абдулы. Незнакомец повёл его в третью деревню, которая располагалась чуть дальше на горе. И вновь тот же эффект! Абдула просто не верил своим глазам - люди бросали всё и убегали от них в полной панике. Соответственно, Абдула вернулся в Поли, ничего так и не разузнав.
Через полгода ламидо издал указ, по которому староста всех деревень дупа периежзал жить к нему в Хой. Подобный шаг, словно в шахматах, дал возможность путём хитрых комбинаций заманить некоторых детей дупа в школу. Далее общение с отшельниками наладил священник. После, сюда вновь пришёл Абдула. И вот, сидя у костра, люди со смехом вспоминали, почему они убежали тогда.
Оказывается, Абдула встретил по дороге кузнеца и пошёл вместе с ним. Кузнец был местный. У анимистов считается, что кузнец общается с тёмными силами, поэтому дупа его панически боятся. Если кузнец встретится на дороге – они всегда убегают. Ещё выяснилось, чтобы нам сюда прийти, 3 особых товарища специально общались с предками. Главный фетиш дупа это большой кувнин, хранящийся в пантеоне. Старейшина туда ходил, и духи предков, словно Буратино из кувшина, дали добро.
Мои друзья в марте 2014, путешествуя по похожему маршруту, посещали другую деревню дупа. За два месяца до нас в Хом уже приходили первые туристы. Это была русская группа, и видимо случился косяк. Забегая вперёд, скажу, что на следующий день утром, староста деревни поблагодарил нас за визит, отметив, что мужчинам дупа особенно не нравится, когда чужаки обращают внимание на их женщин.
- Они хоть и раздетые, но они замужем, - подытожил староста.
Тискал ли кто-то из русских здешних женщин за сиськи, подобное так и осталось тайной.
У каждого народа свой юмор, который другим может быть непонятен. Марина стала переводить мне шутки одного мужчины, которые были построены на том, что он, дескать, пил пиво с кузнецом, и ел с кузнецом.
- Мне ничего не было, - заверял своего соседа шутник. – А если ты будешь сидеть рядом с кузнецом, ты умрёшь.
Сам он при этом честно и искренне веселился, а его собеседник кисло улыбался. Вот такой юмор, вот такие шутки (затрудняюсь назвать дупа людьми каменного века, скорее, это первые земледельцы). Уверен, если бы современный москвич или киевлянин попали бы во времена Ярослава Мудрого, приколов было бы не меньше.
- А у вас есть кузнецы? – спросили нас дупа.
- У нас целые большие заводы, где трудятся кузнецы, - ответили мы.
Не думаю, что наши собеседники что-то поняли, но вопросов нам более не задавали, ибо почти не интересуются внешним миром. При этом более современные соседи также не стремятся наладить контакт с дупа. По глазам пришедшей с нами поварихи, мы прочитали, что вся эта деревня не более чем шайка бомжей и оборванцев, и если бы не туристы, она бы сюда не пришла. Ну а нам же было здесь, наоборот, в высшей степени любопытно.
Сидим, слушаем чужую речь. По кругу из рук в руки передаётся калебаса. Люди пьют пиво, и нас уже не стесняются. Через 10 минут мы им становимся как бы уже и не интересны. Впрочем, до этого они спели для нас несколько песен. О чём? Я так и не понял, но мне понравилось. Женские тонкие голоса дополнялись мужскими, более высокими, и вместе получалось красиво.
Моя спутница ушла спать, а я ещё долгое время сидел рядом с дупа, пытаясь как можно глубже вобрать в себя этот вечер.
Папа приводит к костру маленькую дочку. Полуголая мама уже здесь, она пьёт пиво с чужими дядями. Далее она достаёт из фонарика батарейки, и кладёт их возле костра. Через какое-то время её фонарик начинает светить тусклым и неуверенным светом. При этом женщина проявляет какое-то недовольство по отношению к мужу. Что в древнем, что в современном мире, женщины, выходя замуж, наивно полагают, что нашли принца, и что далее этот принц сделает их жизнь сплошным праздником. Мечты чаще всего превращаются в тыкву, а если дело происходит в Африке, то в калебасу с пивом.
Дупа ещё долго веселились возле костра. Как и в современном мире, кто-то перебрал, а кто-то держался огурцом. С разных сторон долины светлячками пульсировали костры других деревень. После полуночи задул пронзительный ветер, именуемый Армата. Моя палатка ходила ходуном, я жутко промёрз, лёжа на тоненьком матрасе. Холодный ветер дует в этих местах с ноября по февраль, и на смену ему приходит жара, заставляя камерунцев с благоговением вспоминать Армату.
Следующая часть - Камерун. Ч - 15. Север и Юг
Вернёмся в деревню Хом. Здесь проживает 11 семей, но люди между собой не родственники. Женщины вышли замуж за местных мужчин, и пришли сюда из разных селений.
Привычные круглые домики с соломенной крышей, словно решив пообщаться, прижались друг к другу, образовав маленькие компашки. Рядом с жилыми строениями, обязателен мужской амбар. Определить его можно по каменным опорам, на которых он установлен, словно дутый пузырь на ножках.
Дополняли картину большие и малые гранитные валуны, рассыпанные по долине. Они живописно соседствовали с раскидистыми деревьями и с толстыми сбросившими листву баобабами.
Обстановка здесь отличалась от всего с чем мы до этого сталкивались. Люди были диковаты, а дети так вообще не выходили их домиков. По всему было ясно, дупа нас побаивались. Мы же себя старались вести ненавязчиво, отчего, встречавшие нас женщины вскоре про нас как бы и забыли, возобновив плетение травяных верёвок и циновок.
Мы поинтересовались у Абдулы, зачем у фасада амбаров, прилеплена глиняная полукруглая канавка, напоминающая улыбку самйлика. Он ответил, что это порожек, на который опираются ногой, перед тем как отодвинуть соломенную крышу и залезть сверху в закрома.
Три-четыре домика вместе – это жилище одной единой семьи. Попасть внутрь можно только через заулиру. Внутренний двор защищён от ветров самими домиками и забором-циновкой. Образовав что-то похожее на коммуну, мужчина может жить сразу с двумя жёнами, но у каждой из них будет свой амбар. Запасы мужчины - общие.
Кадо здесь никто не просит. Коров и зебу нет, а есть только козы и куры. Дупа занимаются сельским хозяйством, но без фанатизма. Источник далеко. С питьевой водой имеются проблемы. Чтобы не заморачиваться с мытьём волос, некоторые женщины полностью бреют голову.
Внешне деревня ничем не отличалась от ранее увиденных. Походил, сфотографировал бедность и нищету, после чего можно как бы и валить отсюда... Но тут нужно отметить, то, что мы были только вдвоём, и то, что моя спутница владела французским, дало нам возможность получить доверие людей, более плотно пообщаться с ними, и чуть-чуть проникнуть в их тайный мир. Кое-что о житие-бытие поведал деревенский староста, рассказ коего дополнил Абдула.
Дупа стали допускать чужаков в свои деревни только 2-3 года назад.
За это можно благодарить священика француза из Поли. Проповедник заручился доверием дупа. Он приходит в их деревни, пьёт с ними пиво и рассказывает отшельникам о жизни в различных регионах мира, попутно вешая на грудь красивые кресты. Вечером жители деревни робко нас спросили:
- А правда, что в Европе женщины сами подходят к мужчинам и предлагают взять их в жёны?
Это был самый первый вопрос, он был болезненным. Мы ответили, да, такое в Европе случается часто. Дупа согласились с такой постановкой дела, рассказав, что в какой-то деревне во время похорон молодая вдова подошла к мало знакомому мужчине и предложила себя в качестве жены.
Вековые правила поведения ещё недавно были здесь крепки как нигде и никогда. Дупа самое старое племя в здешних горах. Общее количество народа составляет 3 тыс. человек. Часть из уже начала принимать христианство. Ислам выбрал всего один человек. Впрочем, крестик для дупа является лишь украшением.
И тем не менее, один из жителей деревни, которому надлежало после смерти старейшины, принять на себя миссию общения с предками, уступил должность брату, мотивируя тем, что он выбрал христианство и две жены у него тоже христианки.
В Африке святые отцы многого от своей паствы не требуют - хоть две, хоть три жены, пожалуйста - одень только крест. Анимизм Камеруна это рай для мужчин, ибо барышням в этой религии предписывается ходить топлес. Мы сразу заметили, что некоторые женщины сзади на спине носили привязанных на верёвочку кукол. Причём придерживали они их ласково и нежно, будто настоящих младенцев.
Никто не знает почему, но в семьях дупа бывает максимум 2-3 ребёнка, хотя в округе у тех же самых кома и довайо рождается по 8 по 10 детей. И там и тут детская смертность крайне высокая - совершеннолетия достигает не более половины детей. Заниматься математическими подсчётами не хочется. В случае с дупа они просты и понятны. Своих детей дупа ценят и любят. Однако никто не может сказать, почему их женщины так мало рожают? Медицины здесь нет, и людей никто и никогда не обследовал. Вот и носят женщины на спине волшебных кукол, сделанных кузнецом, веря, что это поможет родить.
Дупа употребляют большое количество пива. Напиток этот очень тяжёлый. Пиво раздувает живот, отчего народ склонен к полноте. Как я уже писал, набедренную повязку самти одевают не все мужчины, а лишь посвящённые, но при этом каждый из них носит на поясе самодельный нож. Из под самти у некоторых обязательно торчит котека – длинная узкая трубка, в которую прячется член. Когда вождь показывал всевозможные сувениры, предвидя вопрос, он объяснил, как запихнуть член в длинную узкую трубку? Всё просто. Агрегат вставляется кусочком и затягивается как можно дальше во внутрь тесёмкой…..
Возможно, они в в этих котеках что-то у себя пережимают, и именно в этом нужно искать причину, по которой в семьях дупа мало детей… При этом дупа достаточно воинственны. Ни у кома, ни у довайо, ни у мбороро мы не видели никакого оружия, тогда как у дупа целый арсенал луков, стрел, копий и каких-то палиц. Мужчины охотятся на мелкую дичь. Зона более-менее точного поражения стрелой (или копьём) 7-10 метров. Это только в кино индейцы стреляют из луков и попадают в цель с большого расстояния.
Предлагая мне купить что-то из его арсенала, вождь чуть-ли не в лицо совал мне длинную разрисованную котеку. Своеобразный сувенир!… Тащить домой такую штуковину совершенно не хотелось. Аргумент вождя был вполне убедителен – если начнётся война, нужно будет постоянно убегать, поэтому купи! Мы с трудом отбились от сувениров, пообещав посмотреть их завтра.
Позже обнаружилась загадка. Вождь говорил на своём языке, Абдула переводил на французский, Марина мне на русский. Я конспектировал, и, проверяя записи, вернулся позже к этому моменту. Я был в полной уверенности, моя спутница перевела мне: «Если начнётся война, нужно будет постоянно убегать».
Марина стала уверять: «Я перевела не УБЕГАТЬ, а БЕГАТЬ». Отметим, что слово УБЕГАТЬ вполне применимо - огнестрельного оружия у дупа нет даже сейчас.
Иногда дупа по-настоящему воюют, как с соседями, так и между собой. На мой вопрос о том, когда была последняя война? Вождь ответил, лет 5-6 назад. Тут нужно ещё раз напомнить - дупа необыкновенно боятся чужаков. Однако в какой-то момент нам удалось вывести их на общение и разговорить. Из домиков вышли немногочисленные дети. Нас же, наоборот, пригласили зайти внутрь одной из хижин. Дупа пускают в дом очень и очень редко, ибо боятся колдунов и всевозможного сглаза. А если у женщины идут критические дни, в этом случае она вообще сидит в хижине безвылазно, ибо колдуны будут стараться украсть её кровь.
Одним словом, у нас с ними наладился контакт, и пошло какое-то общение. Моя спутница сфотографировала меня внутри домика. В воздухе ещё звучал щелчок фотоаппарата, но обстановка именно в этот момент резко изменилась. Деткий гомон и улыбки исчезли. Что случилось, из хижины было не видно, но на улице вспыхнула серьёзная разборка, зазвучали какие-то злые фразы. Причём произносились они хорошо выраженным командным тоном.
Женщины стали показывать знаками, чтобы я не выходил, но любопытство взяло верх. Далее выяснилось, что мы должны были перед посещением деревни Хом, нанести визит местному ламидо из селения Хой - именно ему подчинены дупа. Но так как Хой чуть дальше по дороге, наши гиды Абдула и Марсель решили не тратить время, и к более мелкому ламидо не ехать, ибо принципиальное разрешение босса из Поли у нас было получено. Соответственно, хойский чиновник (или князёк) возмутился нарушением табеля о рангах, и прислал в Хом своего доверенного человека с мечом.
Ну, где ещё на планете в наше время можно увидеть посланца с мечом? Правда, в тот момент нам было не до шуток. Ламидо мог запросто отменить наш визит, но, слава Богу, он этого не сделал.
Его посланец оказался необыкновенно ярким и колоритным. При этом он был очень зол, и фотографировать себя категорически запретил. Меченосец приказал нашему гиду, следовать за ним в резиденцию управителя, где Абдуле предстояло держать ответ - почему он не завёз туристов в Хой? В Камеруне сильна так называемая «власть на местах». Все всё видят, все всё знают и сразу докладывают ламидо - никакие видеокамеры тут не нужны. Ни немцы, ни французы ничего с этим поделать не смогли, решив встроить больших и малых ламидо в систему своего управления, которое чуть в сторону от городов «колониальным» называть можно было лишь условно.
Каждый месяц ламидо из Поли собирает своих помощников и более мелких ламидо, и те отчитываются перед ним. Ламидо из Поли назначает руководителей 2 и 3 уровня, те в свою очередь определяют, кто в деревнях будет старостой. Но к назначению марабу (антиколдунов) и других религиозных товарищей мусульмане ламидо не причастны.
Посланец увёл Абдулу. Обстановка некоторое время опять оставалась напряжённой. По жителям деревни было заметно, что подобные визиты радости им не доставляют. Однако далее мы подарили небольшие подарки, чем вновь завоевали их расположение. Причём один из портеров взял на себя роль переводчика.
Кладбищ у дупа нет. Они хоронят покойников примерно так же, как анимисты кома и довайо. Человек, достигнув осмысленного возраста, уже выбирает место, где его тело должно будет обрести покой. Когда кто-то умирает – дупа не плачут. Они уверены - человек перевоплотился и отдыхает в другом месте, вплоть до похорон. Через какое-то время местный кузнец приходит к месту захоронения за головой, и далее её относят в пантеон. Правда, тут есть одна особенность.
Знакомые, друзья и родственники, желая облегчить жизнь покойника в загробном мире, приносят ему подарки. Горшки, мечи, шкуры и всё то, что покойнику было подарено, накручивают вокруг тела. Подарки привязывают к трупу верёвками. Чем более значимое положение в обществе занимал покойный, тем больше подарков. Чёткого правила, на какой день хоронить, дупа не придерживаются. Труп руководителя деревни может лежать в хижине и неделю и 10 дней, а люди при этом всё несут и несут подарки.
По словам информаторов, в некоторых случаях труп напоминает большой шар. Вес такого тюка может достигать 300-400 кг. К месту захоронения его доставляют на носилках. На тот свет покойник отправляется в сидячей позе. Впрочем, если человек при жизни был бедным, то и в другой мир он идёт налегке.
Воровства не бывает. Если в деревне что-то пропадёт, то марабу, заметив следы чужака, насыпет на них особый ритуальный пепел, и вор через 10 дней умрёт.
Если у православных главным праздником является Пасха, а у католиков Рождество, то у анимистов дупа главное событие года это Праздник Поминовения предков. К празднику всегда варится пиво. Первую колебасу приносят старейшине, который садится в определённом месте. Старик отпивает, и три раза сплёвывает. Считается почётным, если старец хоть капелькой попадёт на тебя (это примерно как в христианстве, когда поп кропит паству святой водой). После начинаются пляски и поминание всех усопших. В танце дупа соединяются со своими предками.
При этом дупа необыкновенно суеверны. Они считают, что колдуны перевоплощаются в особых птиц хамеркопов. По описанию Марселя, голова такой птицы напоминает молоток, что роднит её с нашим дятлом. Если на сердцевину крышу сядет хамеркоп – в дом придёт беда. В качестве защиты на сердцевину дупа крепят острые палочки и ветки колючего кустарника.
Ещё я заметил, что когда мы только пришли, одна из женщин крутилась вокруг нас и на плече у неё была какая-то сумка, разувешанная всевозможными висюльками. Позже я даже сумел её сфотографировать, но что лежало внутри, я так и не прокачал. Думаю, сумка была «волшебной» и содержимое её составляли защитные амулеты.
Расслабуха. Делать лишних движений не хочется. Лежим на циновке и просто наблюдаем. Вечереет, уставший за день ветер отправляется на покой. Деревня наполняется новыми персонажами. Как далее выяснилось, вождь послал своего брата в соседнюю деревню за пивом, мотивируя это тем, что гостей пригласили, а пива по такому случаю на один зуб.
Каждый вечер жители Хом собираются у костра, где обсуждают дела деревни. Так было и в этот день. Вождь не спеша вместе с одним пареньком принёс большое бревно. После все уселись по местам и в течение полутора часов ничего не происходило. Далее вождь решил-таки разжечь костёр. Ударив камень о камень, он выбил искры, и подул на сухую траву, которая вспыхнула, словно облитая бензином. Буквально через минуту пламенем оказалось объято большое бревно.
Всё происходившее напоминало мне какой-то фокус. Обычно, и специальной жидкостью дрова поливаешь, и газету подкладываешь, а огонь разгораться никак не желает, а здесь вот так сразу, с одного удара…
В сумерках откуда-то сверху с горы заслышались возбуждённые голоса, и вскоре к всеобщей радости к костру подсел Абдула. Он вернулся от ламидо, и стал рассказывать о своём визите. Как я и предполагал, ничего особенного в резиденции не произошло. Чиновник (или князёк) просто показал свой характер, поэтому и поднял бучу.
Абдула вместе с жителями деревни с удовольствием вспомнили, как пытался попасть сюда впервые 3 года назад, но визит его успехом тогда не увенчался. Дело обстояло следующим образом.
Живущий в Поли Абдула про своих соседей отшельников естественно знал. В прежние времена сюда никто не ходил. Люди считали, что это небезопасно (как тут не вспомнить, вождь сам говорил, что последняя война закончилась 5-6 лет назад). Так, вот, Абдула, по заданию испанцев, решил наладить связь с дупа, дабы попробовать включить их в туристическую обойму. Встав на тропу, он побрёл в горы. Тут его догнал какой-то мужчина. Одет он был как дупа, и в тоже время что-то говорило, о его связи с современным миром.
Абдула спросил незнакомца, может ли тот показать ему дорогу к ближайшей деревне дупа. Попутчик согласился, и они вместе зашагали по тропе. Впереди показалась первая деревня (мы её также проходили, там плетут циновки). Однако заметив приближающихся ходоков, деревня разбежалась врассыпную.
«Что за чёрт?» - подумал Абдула, а его спутник при этом только ухмыльнулся.
После они пришли сюда в Хом. Жители деревни опять-таки разбежались, прямо на глазах Абдулы. Незнакомец повёл его в третью деревню, которая располагалась чуть дальше на горе. И вновь тот же эффект! Абдула просто не верил своим глазам - люди бросали всё и убегали от них в полной панике. Соответственно, Абдула вернулся в Поли, ничего так и не разузнав.
Через полгода ламидо издал указ, по которому староста всех деревень дупа периежзал жить к нему в Хой. Подобный шаг, словно в шахматах, дал возможность путём хитрых комбинаций заманить некоторых детей дупа в школу. Далее общение с отшельниками наладил священник. После, сюда вновь пришёл Абдула. И вот, сидя у костра, люди со смехом вспоминали, почему они убежали тогда.
Оказывается, Абдула встретил по дороге кузнеца и пошёл вместе с ним. Кузнец был местный. У анимистов считается, что кузнец общается с тёмными силами, поэтому дупа его панически боятся. Если кузнец встретится на дороге – они всегда убегают. Ещё выяснилось, чтобы нам сюда прийти, 3 особых товарища специально общались с предками. Главный фетиш дупа это большой кувнин, хранящийся в пантеоне. Старейшина туда ходил, и духи предков, словно Буратино из кувшина, дали добро.
Мои друзья в марте 2014, путешествуя по похожему маршруту, посещали другую деревню дупа. За два месяца до нас в Хом уже приходили первые туристы. Это была русская группа, и видимо случился косяк. Забегая вперёд, скажу, что на следующий день утром, староста деревни поблагодарил нас за визит, отметив, что мужчинам дупа особенно не нравится, когда чужаки обращают внимание на их женщин.
- Они хоть и раздетые, но они замужем, - подытожил староста.
Тискал ли кто-то из русских здешних женщин за сиськи, подобное так и осталось тайной.
У каждого народа свой юмор, который другим может быть непонятен. Марина стала переводить мне шутки одного мужчины, которые были построены на том, что он, дескать, пил пиво с кузнецом, и ел с кузнецом.
- Мне ничего не было, - заверял своего соседа шутник. – А если ты будешь сидеть рядом с кузнецом, ты умрёшь.
Сам он при этом честно и искренне веселился, а его собеседник кисло улыбался. Вот такой юмор, вот такие шутки (затрудняюсь назвать дупа людьми каменного века, скорее, это первые земледельцы). Уверен, если бы современный москвич или киевлянин попали бы во времена Ярослава Мудрого, приколов было бы не меньше.
- А у вас есть кузнецы? – спросили нас дупа.
- У нас целые большие заводы, где трудятся кузнецы, - ответили мы.
Не думаю, что наши собеседники что-то поняли, но вопросов нам более не задавали, ибо почти не интересуются внешним миром. При этом более современные соседи также не стремятся наладить контакт с дупа. По глазам пришедшей с нами поварихи, мы прочитали, что вся эта деревня не более чем шайка бомжей и оборванцев, и если бы не туристы, она бы сюда не пришла. Ну а нам же было здесь, наоборот, в высшей степени любопытно.
Сидим, слушаем чужую речь. По кругу из рук в руки передаётся калебаса. Люди пьют пиво, и нас уже не стесняются. Через 10 минут мы им становимся как бы уже и не интересны. Впрочем, до этого они спели для нас несколько песен. О чём? Я так и не понял, но мне понравилось. Женские тонкие голоса дополнялись мужскими, более высокими, и вместе получалось красиво.
Моя спутница ушла спать, а я ещё долгое время сидел рядом с дупа, пытаясь как можно глубже вобрать в себя этот вечер.
Папа приводит к костру маленькую дочку. Полуголая мама уже здесь, она пьёт пиво с чужими дядями. Далее она достаёт из фонарика батарейки, и кладёт их возле костра. Через какое-то время её фонарик начинает светить тусклым и неуверенным светом. При этом женщина проявляет какое-то недовольство по отношению к мужу. Что в древнем, что в современном мире, женщины, выходя замуж, наивно полагают, что нашли принца, и что далее этот принц сделает их жизнь сплошным праздником. Мечты чаще всего превращаются в тыкву, а если дело происходит в Африке, то в калебасу с пивом.
Дупа ещё долго веселились возле костра. Как и в современном мире, кто-то перебрал, а кто-то держался огурцом. С разных сторон долины светлячками пульсировали костры других деревень. После полуночи задул пронзительный ветер, именуемый Армата. Моя палатка ходила ходуном, я жутко промёрз, лёжа на тоненьком матрасе. Холодный ветер дует в этих местах с ноября по февраль, и на смену ему приходит жара, заставляя камерунцев с благоговением вспоминать Армату.
Следующая часть - Камерун. Ч - 15. Север и Юг
Читайте также