Карнавальные хроники

… Я не знаю, как я сюда забрался! Но мне здесь нравится! *
* здесь и далее использованы цитаты из мультфильма «Рио», 2011.




Билеты на первый «разминочный» день карнавала я приобрел еще в России через интернет. Были они относительно недороги, по $60, но забирать их нужно было аж на другом конце города. В очереди мы потеряли часов семь. Следующий день карнавала ценился дороже – по $400-$600 на человека в тех же верхних рядах. Я решил, что настало время экономии и, взяв $400 на всех восьмерых человек, отправился торговаться с барыгами на входе. Как положено, местные перекупщики начали разговор с 600 американских денег на человека, но через час согласились на предложенные 400... за всех. Такая вот экономия – по $50 на человека вместо $600. И весело, и время на ужин нашлось!


– Добро пожаловать в рай! Здорово, да?
– Это лучшее место в мире... несмотря на все превышения санитарных норм!




Улицы Рио во время карнавала достаточно пусты – они покинуты своими жителями ради Самбодрома. Потому в первый день мы даже слегка заплутали в поисках того самого, чего ради сюда и приехали, но вывел нас запах… Бразильцы практически безостановочно потребляют пиво. Причем как сильная, так и прекрасная половина человечества. Как следствие, возникает проблема с туалетами. Они на Самбодроме есть, но, как и везде, в женских комнатах образуются очереди, да и гигиеническое состояние общественных мест далеко не идеальное. Для облегчения процесса девушкам предлагаются специальные товары, которые представляют собой набор в стиле «сделай сам» с нарисованной схемой сборки картонной заготовки по типу оригами. Наловчившись, нужно собрать эдакий кораблик, принцип использования которого так же схематично изображен на упаковке. С помощью данного «прибора» местные гигиенисты-креативщики решили научить женщин использовать обычные мужские писсуары… которых тоже не хватает.
Стоило нам свернуть на улицу с более экологичной атмосферой, мы понимали, что сбились с маршрута. Никогда не думал, что дорогу на Карнавал можно искать столь экзотическим способом.


… Если нельзя пробиться сквозь парад – мы станем частью парада.




Трибуна, с которой мы смотрели карнавал, находилась довольно высоко, и наблюдали мы за происходящим внизу очень издалека. Но двигаясь мимо бетонной стены Самбодрома в сторону стоянки такси, мы вдруг обнаружили, что эта самая стена не такая уж сплошная. Самбодром – это улица, значит, на ней есть перекрестки. Тут, на скрытом от большинства зрителей пространстве, между танцующими бегают сотрудники школ: подбадривают танцоров, льют в открытые рты участников шествия воду, приподнимают костюмы-крылья, давая хоть несколько минут отдохнуть от красивой, но тяжелой ноши. Мы подходили все ближе и ближе, и вскоре снова оказались на Карнавале, войдя с черного хода. Здесь главное, проходя мимо охранника, сделать морду кирпичом. Не получилось – можно попробовать улыбнуться. Если не остановили – ты попадаешь в зону нижнего уровня, наравне с местами, стоимость которых равняется $1000.


– Надо же... Она танцовщица?
– Нет, это же мой зубной врач! Доктор Барбоса!




Наше представление о Бразильском карнавале сформировано телевизионными новостями, а это выборка с целой недели съемок сотней камер. В телевизоре мы наблюдаем все самое лучшее: тогда возникает ощущение, что все танцоры – потрясающие красавцы. Оказавшись на трибуне Самбадрома, мы получаем всю правду – перед нами в меру управляемая толпа обыкновенных бразильцев: и худых, и толстых, и молодых, и старых. А еще куча туристов, нацепивших на себя костюмы, выучивших несколько движений и выставившие себя напоказ за свои же четыреста долларов. Но это стоит того, чтобы это видеть!


– Мне здесь не место! Ведь я вообще не хотел сюда попадать! И... и... и знаете, что? Я ненавижу самбу!
– Эй! Это уже перебор! Путь заберет свои слова назад!
– Да! Это правда! Все ваши песни совершенно одинаковы! Тико-тако-я-я-я! Тико-тако-я-я-я! Бе-е-е... Я тико-тако отсюда...





Сам карнавал прекрасен! Первую пару часов. Затем от количества/качества музыки/людей/запахов начинает потихоньку сносить крышу. Если посидеть там хотя бы одну ночь от начала до конца, то можно начать эту самбу тихо ненавидеть… Гимны разных школ действительно отличаются, но больше словами, нежели музыкой. А музыка, между прочим, повсюду, со всех сторон: с платформ слова в микрофоны орут солисты школ, эта же песня исполняется где-то в аппендиксе целым хором, льется из динамиков с другой стороны, то же самое наяривают барабанщики – и это на безумной громкости. Все надо сделать обязательно на максимальной, хрипящей, мощности. И вскоре приехавший из далекой страны с непривычки начинает терять ощущение реальности. Ну а местные, кажется, пребывают в этом состоянии с самого начала, скачут на трибунах, успевая в перерывах между выходами школ открыть еще одну бутылочку пива.