Хой - город стражников

От Грозного до​ озера Казеной-Ам ехали по отличной асфальтированной дороге.

 

Позади остались города Аргун, Шали, мелькали чеченские поселки и аулы. А 150 лет назад после окончания Кавказской войны только тропы петляли между гор, пригодные для передвижения на своих двоих или, в лучшем случае, на коне или​ осле.

Мы ехали просто любоваться красотой горного озера и живописной дорогой, а 150 лет назад император Александр II ехал сюда с инспекционным объездом окончательно присоединенных земль.​ Посещение голубого чудо-озера высоко в горах тоже было в его планах. Маршрут император  наметил следующий: из крепости Грозная по берегу озера Казеной-Ам в Дагестан. Это обстоятельство очень озадачило местных чиновников: нужна была дорога пригодная для колесного транспорта того времени. В 1870 году приступили к строительству дороги.​ Пять тысяч русских, чеченцев и других народов, населяющих эти земли, денно и нощно трудясь, менее чем за год, как раз к приезду венценосной особы, завершили все дорожные работы. И уже в 1871 году по новой дороге проследовал целый кортеж императора. Кого только не было в его свите:​ чиновники гражданские и военные, офицеры, горцы, одетые в национальные одежды, местное духовенство, члены почетного караула. После такого события дорогу долгие годы называли  царской. Император​  остался поездкой доволен. Очень. Возможно, на берегах озера Казеной-Ам горцы угощали его эйзенамской форелью (это эндемик озера, имеет окраску необычную, в крапинку), а может шашлыком из горной чёрной барашки на тонких ножках. Кто ж точно знает, за давностью-то времен? Однако, известен факт, что своё удовлетворение поездкой по Кавказу Александр II выразил всей свите, наградив​ участников и многих местных жителей серебрянной медалью с собственным портретом и надписью: "Кавказ 1871 года". Медаль носилась на ленте ордена Святого Владимира.

Мы же на берегу озера не жарили шашлыков из черной барашки и не пробовали эйзенамскую в крапинку форель, а заказали себе в прибрежном кафе
национальное блюдо жижиг галнаш из вяленой баранины на косточке.

 

Готовится оно так: мясо сначала вялят, потом варят.​ К нему подготавливают клёцки из​ кукурузной муки. Подают с бульоном и чесночной приправой, на том же бульоне.​ Слово «жижиг» по-чеченски означает «мясо», «галнаш» - «клёцки», «галушки».​ ​ Это было вкусно. Бывают варианты: в качестве мяса - курятина, говядина,​ а клецки могут быть из пшеничной муки. Я считаю, что национальная кухня народа - это неотъемлемая часть любого путешествия. Стараюсь всегда попробовать характерное национальное блюдо, хотя бы одно.

После прогулки по озеру Казеной-Ам, подробнее о нем я рассказывала тут 
путь наш лежал в интереснейшее село Хой. Проезжали мимо древнего заросшего кладбища. Надгробий не счесть.

 

Въехали на просторную парковку. Приобрели в кассе билеты и пошли осматривать окрестности.

 

Теперь это музей под открытым небом, а раньше тут кипела жизнь. Причём селиться люди в этих местах начали​ 5 тысяч лет тому назад, когда после последнего ледникового периода потепление привело к образованию пастбищных альпийских лугов. Село же это  возникло позже, много веков спустя, после​ вторжения Тамерлана на Кавказ. Хой называли городом  стражников. "Стражник" - так переводится топоним "хой".

 

Здесь проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути, с которым были связаны не только экономические, но и стратегические интересы разных народов, поэтому-то тут и возникло поселение. Местность на высоте 1800 м над уровнем моря в Хойско-Макожойской котловине была удобна для террасного земледелия и скотоводства, тут можно было эффективно​ обороняться от вражеских атак, но, главное, контролировать часть древней торговой артерии.

 

Бродили по воссозданным улочкам, разглядывали строения, заглядывали внутрь помещений. Дома сложены из камней, которые так​ плотно подогнаны друг к другу,​ что даже раствор, скрепляющий их,​ не нужен был. Весь Хой гармонично вписывается в суровый пейзаж окружающих его гор, что порою строения сливаются со скалами и становятся незаметными.

Тут есть​ боевые башни.

 

Улочки узкие и запутанные, очень неудобные для продвижения вражеских отрядов. Каждое строение, в случае нападения, легко становилось крепостью, затрудняя действия вражеских воинов. Хой и был самой настоящей крепостью.

 

Много путников, шедших с караванами, останавливались тут на отдых. Обратила внимание, что на башне выложен крест. Вроде же мусульманская страна и крест совершенно неуместен.

 

Оказывается, это не крест, а  перевернутый острием вниз меч обозначающий дружественный жест. Он показывал путникам, что тут можно остановиться на ночлег. Объяснение подслушала. Рядом группа осматривала Хой с экскурсоводом. Всё-таки порой очень ценно, когда посещаешь исторические места с экскурсией. Экскурсовод оказался очень отзывчивым и приветливым, после окончания экскурсии я следовала некоторое время рядом с ним и задавала вопросы. Он щедро делился знаниями. Труден здесь в горах караванный путь, зато безопасен и короток: тропы по дну ущелья удобны для передвижения людей и вьючных животных. Опять же есть вода - по дну ущелья бежит​ речка Ансалта. А главное - это самая​ короткая дорога от южного побережья Каспия до северного побережья Чёрного моря и далее в Европу.​ И без укреплённого дозорного​ пункта никак не обойтись.

 

В домах​ собрана домашняя утварь, орудия труда.​ В одном дворе увидели кузнечные меха. Над входами, проемами попадались петроглифы на камнях.

 


Хой здорово разросся во время кавказской войны.​ Спасаясь, сюда переселялись люди. Но жизнь в ауле Хой закончилась в одночасье во время Великой Отечественной войны. Депортированные семьи сюда так больше и не вернулись. Так трагично завершилась восьми вековая жизнь города-стражников.

Сейчас многое восстанавливается по рисункам, чертежам, чтобы было что предъявить потомкам. Собираются по крупицам артефакты.

 

Конечно, это новодел. Ну, и пусть, раз древние строения не сохранились: всё под частую было уничтожено​ в первую и вторую чеченские войны. Зато история сохранена, и это главное. И впечатляет. Стояли на​ возвышенности, виды потрясающие.

 

Просматриваются в горах тропы, так и кажется, что вот-вот покажется кортеж императора Александра II. Ведь Хой невозможно миновать по пути в Дагестан.​