Хой - город стражников
От Грозного до озера Казеной-Ам ехали по отличной асфальтированной дороге.
Позади остались города Аргун, Шали, мелькали чеченские поселки и аулы. А 150 лет назад после окончания Кавказской войны только тропы петляли между гор, пригодные для передвижения на своих двоих или, в лучшем случае, на коне или осле.
Мы ехали просто любоваться красотой горного озера и живописной дорогой, а 150 лет назад император Александр II ехал сюда с инспекционным объездом окончательно присоединенных земль. Посещение голубого чудо-озера высоко в горах тоже было в его планах. Маршрут император наметил следующий: из крепости Грозная по берегу озера Казеной-Ам в Дагестан. Это обстоятельство очень озадачило местных чиновников: нужна была дорога пригодная для колесного транспорта того времени. В 1870 году приступили к строительству дороги. Пять тысяч русских, чеченцев и других народов, населяющих эти земли, денно и нощно трудясь, менее чем за год, как раз к приезду венценосной особы, завершили все дорожные работы. И уже в 1871 году по новой дороге проследовал целый кортеж императора. Кого только не было в его свите: чиновники гражданские и военные, офицеры, горцы, одетые в национальные одежды, местное духовенство, члены почетного караула. После такого события дорогу долгие годы называли царской. Император остался поездкой доволен. Очень. Возможно, на берегах озера Казеной-Ам горцы угощали его эйзенамской форелью (это эндемик озера, имеет окраску необычную, в крапинку), а может шашлыком из горной чёрной барашки на тонких ножках. Кто ж точно знает, за давностью-то времен? Однако, известен факт, что своё удовлетворение поездкой по Кавказу Александр II выразил всей свите, наградив участников и многих местных жителей серебрянной медалью с собственным портретом и надписью: "Кавказ 1871 года". Медаль носилась на ленте ордена Святого Владимира.
Мы же на берегу озера не жарили шашлыков из черной барашки и не пробовали эйзенамскую в крапинку форель, а заказали себе в прибрежном кафе
национальное блюдо жижиг галнаш из вяленой баранины на косточке.
Готовится оно так: мясо сначала вялят, потом варят. К нему подготавливают клёцки из кукурузной муки. Подают с бульоном и чесночной приправой, на том же бульоне. Слово «жижиг» по-чеченски означает «мясо», «галнаш» - «клёцки», «галушки». Это было вкусно. Бывают варианты: в качестве мяса - курятина, говядина, а клецки могут быть из пшеничной муки. Я считаю, что национальная кухня народа - это неотъемлемая часть любого путешествия. Стараюсь всегда попробовать характерное национальное блюдо, хотя бы одно.
После прогулки по озеру Казеной-Ам, подробнее о нем я рассказывала тут
путь наш лежал в интереснейшее село Хой. Проезжали мимо древнего заросшего кладбища. Надгробий не счесть.
Въехали на просторную парковку. Приобрели в кассе билеты и пошли осматривать окрестности.
Теперь это музей под открытым небом, а раньше тут кипела жизнь. Причём селиться люди в этих местах начали 5 тысяч лет тому назад, когда после последнего ледникового периода потепление привело к образованию пастбищных альпийских лугов. Село же это возникло позже, много веков спустя, после вторжения Тамерлана на Кавказ. Хой называли городом стражников. "Стражник" - так переводится топоним "хой".
Здесь проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути, с которым были связаны не только экономические, но и стратегические интересы разных народов, поэтому-то тут и возникло поселение. Местность на высоте 1800 м над уровнем моря в Хойско-Макожойской котловине была удобна для террасного земледелия и скотоводства, тут можно было эффективно обороняться от вражеских атак, но, главное, контролировать часть древней торговой артерии.
Бродили по воссозданным улочкам, разглядывали строения, заглядывали внутрь помещений. Дома сложены из камней, которые так плотно подогнаны друг к другу, что даже раствор, скрепляющий их, не нужен был. Весь Хой гармонично вписывается в суровый пейзаж окружающих его гор, что порою строения сливаются со скалами и становятся незаметными.
Тут есть боевые башни.
Улочки узкие и запутанные, очень неудобные для продвижения вражеских отрядов. Каждое строение, в случае нападения, легко становилось крепостью, затрудняя действия вражеских воинов. Хой и был самой настоящей крепостью.
Много путников, шедших с караванами, останавливались тут на отдых. Обратила внимание, что на башне выложен крест. Вроде же мусульманская страна и крест совершенно неуместен.
Оказывается, это не крест, а перевернутый острием вниз меч обозначающий дружественный жест. Он показывал путникам, что тут можно остановиться на ночлег. Объяснение подслушала. Рядом группа осматривала Хой с экскурсоводом. Всё-таки порой очень ценно, когда посещаешь исторические места с экскурсией. Экскурсовод оказался очень отзывчивым и приветливым, после окончания экскурсии я следовала некоторое время рядом с ним и задавала вопросы. Он щедро делился знаниями. Труден здесь в горах караванный путь, зато безопасен и короток: тропы по дну ущелья удобны для передвижения людей и вьючных животных. Опять же есть вода - по дну ущелья бежит речка Ансалта. А главное - это самая короткая дорога от южного побережья Каспия до северного побережья Чёрного моря и далее в Европу. И без укреплённого дозорного пункта никак не обойтись.
В домах собрана домашняя утварь, орудия труда. В одном дворе увидели кузнечные меха. Над входами, проемами попадались петроглифы на камнях.
Хой здорово разросся во время кавказской войны. Спасаясь, сюда переселялись люди. Но жизнь в ауле Хой закончилась в одночасье во время Великой Отечественной войны. Депортированные семьи сюда так больше и не вернулись. Так трагично завершилась восьми вековая жизнь города-стражников.
Сейчас многое восстанавливается по рисункам, чертежам, чтобы было что предъявить потомкам. Собираются по крупицам артефакты.
Конечно, это новодел. Ну, и пусть, раз древние строения не сохранились: всё под частую было уничтожено в первую и вторую чеченские войны. Зато история сохранена, и это главное. И впечатляет. Стояли на возвышенности, виды потрясающие.
Просматриваются в горах тропы, так и кажется, что вот-вот покажется кортеж императора Александра II. Ведь Хой невозможно миновать по пути в Дагестан.