Килиманджаро Hike & Fly



Килиманджаро Hike & Fly

Рассказывает Сергей Шакуто:
Фотограф-путешественник Макс Безуглый пригласил меня поучаствовать в трипе на высочайшую точку Африки — вершину горы Килиманджаро.

Удивительно, но за свою жизнь я ни разу не был в Африке, даже в Египте, так что я очень хотел туда поехать, чтобы как минимум поставить галочку. А еще я обожаю новомодный стиль восхождения hike&fly. Это значит, что надо забраться в гору пешком и улететь вниз на параплане. Это я и предложил сделать кульминацией проекта.

В качестве гидов мы выбрали компанию Altezza. Это крупнейший русскоязычный оператор, у которого
есть целый склад современного оборудования для подъема и отличные гиды. Кроме того, они взяли на себя все хлопоты по оформлению разрешений на полет на параплане.
Идея полета была принята с восторгом, но потребовала внесения корректив в маршрут подъема. Изначально предполагалось, что мы пойдем наверх по очень длинному маршруту, огибая всю гору, но для того чтобы была возможность застать хорошую погоду для полета, нам пришлось заменить его на самый короткий, сложный и опасный маршрут Western Breach, чтобы осталось время провести пару дней на вершине, в ожидании подходящего стартового окна.

Самая большая сложность маршрута Western Breach заключается в том, что идет практически непрерывный набор высоты от уровня моря до высоты почти 6000 без акклиматизации. При этом самая сложная часть — это крутой километровый штурм вершины по камнепаду, как раз в тот момент, когда горная болезнь дает о себе знать. А дальше парадокс — нужно сидеть на вершине в плохую погоду чтобы дождаться летного окна. Как известно, нормальные люди в плохую погоду дома сидят.

Все это сделало нашу экспедицию по-настоящему уникальной и невероятно интересной! Килиманджаро — это очень популярное туристическое направление, за год на вершину поднимаются около 35 тысяч человек, на классических стоянках едва ли хватает места для палаток, но за все дни мы встретили людей только у ворот в нацпарк и на вершине.

На Килиманджаро запрещено ходить без гидов. За несанкционированный вход в нацпарк можно угодить в тюрьму. На каждого туриста положен как минимум один гид и три носильщика. По факту получается даже больше. Наша команда состояла примерно из 12-ти человек. В которую входили гиды, носильщики, кэмперы и даже повар. Поначалу казалось что это слишком, но по факту все это позволило сосредоточиться на довольно сложном подъеме и подготовке к полету. Дважды в день обязательное мед обследование, т.к. на больших высотах можно неожиданно получить отек легких или даже головного мозга. На горе каждый год погибает около десяти туристов и столько же гидов.



Первые три дня были относительно простыми. Мы просто шли вверх по протоптанной тропе и не сильно напрягались. Главное условие — идти медленно. И даже еще медленнее. Так медленно я не ходил никогда в жизни. Это позволяет сохранять баланс сил в организме. Уже на трех тысячах сердцебиение редко опускается ниже 100 ударов в минуту. Ночью сложно заснуть, ощущение что сердце сейчас выпрыгнет из спальника. Любая активность моментально доводит пульс до 140 и выше. В этом плане полезным оказался датчик сердечного ритма который позволял максимально оптимизировать нагрузки. Для этих целей я впервые серьезно заюзал свои любимые часы Garmin Fenix 3.



Четвертый день — штурм вершины. Километровый подъем по крутому осыпающемуся склону. Выходить можно не позднее 5.30 утра чтобы успеть подняться до тех пор, пока камни не оттаят и не повалятся вниз. За несколько лет от камней там погибло несколько альпинистов. Как раз на этом участке пути, на высоте чуть выше 5000м я впервые почувствовал признаки горной болезни, но довольно стремный рельеф позволил отвлечься от головной боли.



Сам штурм состоит из двух этапов. Первый — это подъем на плато кратера Килиманджаро, там же высотный лагерь. Второй — это подъем после небольшого отдыха на самую верхнюю точку стенки кратера вершину Ухуру, откуда открывается потрясающий вид на кратер Кили, его ледники и бесконечный океан облаков где-то там очень далеко внизу.



Ледники на вершине есть! И они довольно большие. Свисают примерно до высоты 4800м. Безусловно они таят, но говорят что этот процесс начался еще лет сто назад, а может даже раньше. Не верьте паникерам, глядя на фотографии, где несколько лет назад вершина вся была покрыта снегом, а сейчас якобы только небольшие очаги со льдом. Мы лично застали вершину в двух этих состояниях всего за пару дней. В первую ночевку в кратере выпало довольно много снега, в результате нам удалось посмотреть на эти лунные пейзажи со снегом и без.



Большинство туристов проводят на вершине не более 30 минут, а потом замерзшие спешат вниз пить горячий шоколад. Наша же задача заключалась в том, чтобы дождаться хорошую погоду для полета на параплане. На это было отведена пара ночевок. В первый день мы поднялись на вершину уже довольно поздно, солнце вовсю разогревало склоны, вызывая очень сильные порывы ветра, да еще и с неправильного направления. Лететь было нельзя, весь день потратили на поиск удобного старта. На следующее утро ситуация не стала лучше. За ночь выпало много снега и еще добавился сильный фоновый ветер в спину. Было решено обогнуть кратер и найти площадку где-нибудь под боковой ветер. Старт поперек склона и против ветра, отлет, разворот на 180 градусов и вместе с попутным ветром полет мимо ледников в сторону дома. Но ветер оказался слишком сильный даже для моего мини-крыла и все попытки стартануть не увенчались успехом.



В результате я потратил столько сил, что упал в палатке и не смог из нее выйти до следующего утра.
Это очень странное чувство, когда ты находишься в интереснейшем месте, где есть и пустыня, и кратер вулкана, и огромные ледники, которые как голубые дома стоят на песке, а в голове даже не возникает мысли, чтобы пошевелить конечностями ради этого. Просто лежишь во всей одежде в спальнике, борешься с ознобом и думаешь только о том, как бы побыстрее свалить отсюда. О сне нет и речи. Три крайние ночи я просто лежал в палатке, слушал аудиокнигу и смотрел в потолок. Я был готов валить вниз пешком, мое самолюбие от этого не пострадало бы, ведь я знал, что из многих попыток слететь с Кили это удалось всего нескольким счастливчикам. Но случайный проблеск сотовой связи принес хороший прогноз на следующее утро, что позволило собрать все силы на еще одну ночевку.

Пятое утро экспедиции было очень холодным, но практически безветренным. Солнце уже вышло из-за горизонта и постепенно начало прогревать склоны. Я собрал в кулак все оставшиеся ресурсы, влил в себя чашку горячего чая, доковылял до стартовой площадки, куда уже приходили косые порывы ветра. Разложился и наконец-то стартанул под радостные крики нашей команды и завистливые стоны тех, кто в этот момент только достиг вершины и кому предстоял пеший путь вниз! Будь у меня тандем, я наверняка смог бы продать место пассажира не за одну тысячу долларов.



Полет проходил спокойно, следуя намеченному плану, нужно было отлететь от склона, развернуться на 180 градусов и с попутным ветром полететь на юг в сторону города Моши, наслаждаясь красотами ледников и облаков под ногами. Пролететь предстояло около 30-ти километров. Таким образом за полчаса я преодолел путь, на который у большинства туристов уходит два дня. В этот момент я понял что чувствует команда Валерия Розова, которая остается на горе со всей его снарягой. Ну да ладно, научиться летать — это тоже нелегкий труд.

Еще один проект закончился успешно! Я получил нереально полезный опыт горных восхождений, а так же понял что, сила воли — как тюбик с зубной пастой. Когда уже все ресурсы закончились, всегда можно выдавить из себя еще немного, и этого может оказаться достаточно для достижения успеха.

Текст, фото - Сергей Шакуто.
Видео, фото - Максим Безуглый.
Подготовка материала - Erika Kawaii.