Кисть света. Часть II

"Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома", - сказал однажды французский писатель и литературный критик Анатоль Франс.

2017-ый год оказался богат на знаковые даты для путешественников. Одна из них - юбилей популярного туристического маршрута Золотое кольцо. Однако, полвека! Аналитическое агентство "ТурСтат" опубликовало рейтинг самых посещаемых древнейших городов России, которым более 1000 лет со дня основания. Ими оказались - Муром и Владимир. Первому скоро - 1155, второму - 1027! В прошлом году Муром посетили 530 тысяч туристов, Владимир - 4 миллиона. Едут в российскую глубинку за вдохновением...


название этюда: "Знаменская церковь с колокольней"

... и, безусловно, насладиться культурным наследием. Большинство путешественников по традиции запечатлевают памятники белокаменного зодчества на фотокамеру, а кто-то везет домой настоящие картины - с превосходными пейзажами тех мест.


название этюда: "Вечер звенит!"

Не только редчайшей красоты святыни, но и творческая интеллигенция. Мастера известны далеко за пределами России. Владимирская школа живописи - одна из известных в стране. Яркий ее представитель - художник Илья Конотопов.



"Рисовать - это как мечтать, только на бумаге"... ©



Его мечты - о свете и о добре! О творческом объединении молодых художников "Арт-Навис", о том, кого считает главным критиком в своем творчестве, куда нравится путешествовать, а куда бы не поехал ни за какие деньги...Это - вторая часть интервью с владимирским мастером.



- Илья, привет! Продолжим...

- С удовольствием!

- Зарабатываешь исключительно письмом? Или все же есть официальное место работы?

- Скажу прямо, я зарабатываю на жизнь тем, что работаю на производстве.



Мой регулярный заработок никак не связан с искусством, но он позволяет мне выкроить гораздо больше времени на творчество, нежели другие виды деятельности. Кому-то может показаться странным, что человек с двумя образованиями работает не по специальности, но такова наша жизнь.


Вернувшись из армии, я пробовал разные варианты трудоустройства, но быстро понял, что работать на «чужого дядю» 5 дней в неделю – это не для меня. Устраиваться в школу педагогом с таким же графиком - тоже не имело смысла. Заработная плата там крайне мала и вообще никак не соответствует той степени самоотдачи, которая требуется от учителя. Самое же главное заключается в том, что все это не оставляло времени на творческую работу художника, а именно это для меня является главным приоритетом в жизни.


название этюда: "Синие купола"

Увы, но в таком же положении находятся очень и очень многие художники. Причем, речь идет не только о молодых авторах, но и о достаточно известных мастерах. Фамилии не буду называть, так как по разным причинам мало кто из них афиширует такое свое положение. Что касается меня, то я говорю об этом вполне открыто, так как не хочу, чтобы общество и дальше заблуждалось в оценке труда художника, ошибочно считая творцов «ленивой богемой», балующихся красочкой от нечего делать. Разумеется не хотелось бы, чтобы такая ситуация становилась нормой…


название этюда: "Суздальские церкви"

- Как поддерживают художников в вашем городе?

- Начну свой ответ на этот вопрос с одного любопытного факта. Знаете ли вы, сколько лет прошло между двумя последними молодежными выставками у нас в области? Минуло 14 лет! Вы представляете, что за это время выросло несколько поколений молодых художников, у которых не было никаких официальных возможностей заявить о себе, проявить свои таланты. Вот вам и ответ.


название этюда: "Утро! Вознесенская Слобода"


название этюда: "Суздаль. Торговая площадь"

Конечно, как и в других областях у нас есть региональные премии в области культуры и искусства, но они носят разовый характер и, собственно говоря, никак не влияют на жизнь художника. Помню, меня выдвинули на премию «Надежда земли Владимирской». Так там столько нужно было пройти согласований, столько собрать бумажек, что итоговый размер самой премии едва перекрыл стоимость потраченной на это дело бумаги. Конечно, я сейчас немного утрирую и занимаюсь самоиронией, но сути дела это не меняет.


название этюда: "Вечный огонь в Суздале"

Есть и положительные моменты, о которых нельзя забывать. С приходом нового руководства в Центр пропаганды изобразительно искусства Владимирской области активизировалось взаимодействие центра с художниками в организации выставок, в частности - передвижных. Разумеется, что эти выставки носят социальный характер и направлены на создание дополнительных очагов культуры в разных городах. Для художников же эта работа является волонтерской. Тем не менее, хочется надеяться, что это начинание будет развиваться и дальше.

"Истинный художник выражает то, что думает, не страшась столкнуться с вековыми предрассудками" © Огюст Роден, французский скульптор



- Если пофантазировать: какую форму помощи вы бы приняли? Творческая площадка?

- Мне кажется, что речь должна идти не столько о денежной помощи, сколько о создании возможных условий для творческого роста. Важно, чтобы человек, выбирающий эту профессию, видел перспективы для себя. Сейчас же большинству приходится затягивать пояса и находиться в таком напряжении практически всю жизнь, создавая шедевры чуть ли не на коленке.


Государство следует возобновить советскую практику, когда при строительстве домов некоторые помещения выделялись под мастерские. Эти квартиры тогда сразу планировались не как жилые помещения, а как рабочее пространство для мэтров Владимирской школы живописи. Разумеется, и тогда это были крохи, которые доставались единицам, но сейчас даже этих крох вообще нет. Мы все знаем, с каким трудом современные молодые семьи пытаются решить свои жилищные проблемы, а если в семье появляется молодой художник, то проблема обостряется вдвойне. Пусть это будут небольшие площади. Главное, чтобы они были. Собственно говоря, квартиры-студии по своей сути и предназначены именно для этого.


название этюда: "Гороховец"

- Расскажи о владимирском творческом объединении "Арт-Навис": как возникла идея и кто входит в состав проекта?

- Наше объединение было создано в 2006 году. Идея объединения не была случайной, а формировалась на протяжении нескольких лет, так как нас всех объединяют годы учебы в мастерской моего отца – Конотопова Вячеслава Геннадьевича. По окончании учебы мы не «разлетелись» по разным городам, а продолжили совместный путь по дороге искусства. Каждый выбрал свою стезю, но при этом мы остались едины в своем стремление развивать традиции русского реалистического искусства, в частности - его цветового и эмоционального направления. Сейчас в объединении 10 художников.


Разумеется, было несколько причин для создания такого творческого союза. Прежде всего, это было связано с пониманием того, что не стоит ждать какой-либо помощи со стороны. Рассчитывать молодым живописцам нужно было только друг на друга.


На данный момент нами уже накоплен большой выставочный опыт. Мы делали выставки не только у нас в области, но и за ее пределами. Нас приглашал в свои стены и Белгородский Художественный музей, и государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». За нашими плечами несколько больших социальных выставочных проектов, каждый из которых длился не менее года. Кстати, не так давно мы отметили свой десятилетний юбилей большой выставкой в областном центре.


"Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо" © Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор и пианист


- Вернисажи... Часто ли твои работы выставляются в родном городе?

- Вся моя жизнь связана с владимирским краем, но родился я в Дзержинске, что в Нижегородской области. Про этот город я никогда не забываю и в 2016 году мы с друзьями сделали там большую выставку. Это был очень трогательный момент. Надеюсь, что выставочные планы на следующий год позволят снова привести туда новую экспозицию картин.


название этюда: "Торговая площадь в Суздале"

Разумеется, как художник я больше известен именно на владимирской земле, где и проходит большая часть наших выставок. График достаточно плотный получается. Областные выставки, проекты нашего объединения и персональные вернисажи идут чередой. Все это требует большого количества сил и времени. Порой и усталость накапливается, но в эти моменты всегда придает сил поддержка зрителей, некоторые из которых специально приезжают на все наши вернисажи не только из Москвы, но и из-за Урала.

- Кто для тебя самый главный критик в творчестве?


название этюда: "Летняя жара"

Безусловно, для меня важным является мнение моих родителей. К мнениям сторонних художников, критиков или искусствоведов я отношусь очень спокойно. Не каждому буду доверять, больше ориентируюсь на свои ощущения в оценке своего творчества.


- Было ли желание поменять место жительства?


- Желания переехать жить в другую область у меня не возникало. Мне вполне комфортно здесь. Разумеется, как художника мне интересны разные города, но их я рассматриваю только как место временного пребывания с целью написать ряд картин. Мне сложно представить, как можно жить постоянно в Москве с ее бесконечными пробками, хотя для художника-урбаниста там настоящее раздолье.


название этюда: "Полдень"

Удивительных мест огромное количество. Приходя на всероссийские выставки в ЦДХ, я всегда удивляюсь тому, как художники разных областей умудряются пройти мимо своего местного колорита. Почему все пишут одно и то же, да еще и одними и теми же цветами? Наблюдая в новостях за строительством моста через Керченский пролив, я «слюни пускаю» от невозможности запечатлеть все это величие. В каком-то смысле я - человек, родившийся на энное количество лет позже желанной эпохи. В советские годы мое стремление запечатлеть великие стройки точно нашло бы живой отклик и поддержку…

Рабочие поездки у меня связаны чаще с выставочными проектами. Это дало мне возможность посетить многие города родного края. В качестве пассивного туриста я не очень люблю путешествовать. Стараюсь бывать в тех городах, где есть интересный для меня музей. Очень нравится посещать Санкт-Петербург.


Красивый, стильный город с огромным количеством музейных площадок. Да что уж говорить, «Русский музей» находится в этом городе и этого уже достаточно для того, чтобы полюбить Северную столицу.



- В какую точку мира точно бы не поехал ни за какие деньги?

- Зарекаться не хочется. Могу сказать, что территория, на которой расположились Соединенные Штаты Америки и Канада, очень обширная и многообразная, но в социальном плане эти страны для меня крайне не интересны. Пожалуй, что в качестве туриста туда я точно не поеду.

Автор: Наталья Зобнина, журналист, член Клуба путешественников телеканала "Моя Планета"

В материале использованы фотографии и этюды Ильи Конотопова