Кочевой Репортер: как встречает Грузия
Если я буду говорить «да!» каждый раз, когда меня приглашают в Грузии за стол, то до Индии я точно никогда не доеду! Это такая страна, где всегда вином будет наполнен твой бокал. И это в лучшем случае. Если же ты попадешь на коньяк или чачу, то вообще забудешь, зачем приехал.
Типичная автомастерская на отшибе. Такие есть и во Владивостоке, и в Москве, и в Бангкоке, и, конечно же, в Тбилиси. Машиным маслом и другими жидкостями залит пол, инструменты разбросаны по всему периметру, специфический запах, на стенах плакаты с голыми девушками.
- Чего тебе? – спрашивает грузин в джинсовой куртке. Он единственный здесь, кто нормально говорит по-русски.
- У меня штатив сломался, - отвечаю я, не думая о том, что пришел совсем не по адресу. - Посоветовали к вам обратиться.
- Давай его сюда, - грузин (его зовут Пахо) забирает штатив, крутит в руках. - Ща все будет! Сделаю красиво.
Пока Пахо «делает все красиво», я не успеваю и глазом моргнуть, как его коллеги накрывают скромный стол. Охотничьи колбаски, лаваш, газировка и коньяк в пластиковых стаканчиках.
- Пей! – говорит мне механик и протягивает стаканчик.
- Не могу. Мне еще работать надо! – на часах полдень.
- Пей!
Механик не многословен, поэтому выбора у меня нет. Выпиваю, закусываю, и надеюсь на то, что Пахо управится со штативом быстро. Иначе не уйти мне трезвым из этой автомастерской!
- Готово, - говорит Пахо. - В следующий раз ручку не закручивай так сильно.
- Понял, спасибо! Сколько я тебе должен?
- Да ты что! Нисколько!
В этом и есть вся Грузия. Даже в типичной автомастерской на отшибе тебя принимают как гостя. И с этим ты ничего не можешь поделать.
В Тбилиси же я приехал из Владикавказа. Приехал не один.
ВЛАДИКАВКАЗ-ТБИЛИСИ
- Ты знаешь, что значит Дария на грузинском языке? – спросил пограничник.
- Нет, - ответила Даша.
- Хорошая погода.
Погода и вправду была хорошей. Солнечной, свежей. Но руки коченели не хуже, чем в лютый мороз. Зато снег не пошел, перевал не закрыли, и небо было таким чистым, что казалось миражом. На лучшее в горах мы и не могли рассчитывать.
Но за сутки до этого я с Дашей даже не был знаком. Совсем. Встретились же мы случайно в хостеле Владикавказа, где я жил, пока снимал Ингушетию. А Даша заселилась туда всего на одну ночь. Когда мы разговорились, то сразу выяснилось, что у нас есть не только общие друзья в Москве, нам еще и по пути - в Тбилиси следующим утром. Мало того, мы к одному и тому же человеку ехали в гости! Поэтому Владикавказ мы покидали вместе, ведь вдвоем все же веселей путешествовать.
Но с дорогой нам повезло чуть меньше, чем с погодой. Она была изматывающей и долгой для расстояния в 200 километров. Добирались мы на попутках, на трассе застревали и мерзли, а Тбилиси нам суждено было увидеть не раньше, чем поздним вечером.
- Часа через полтора фуры пустят через перевал, - сказал армянин Ашот, который подобрал нас уже на грузинской стороне. Дальнобойщик ехал в Ереван. - Сейчас пускают фуры по встречной полосе. А мы должны ждать. Так делают, чтобы грузовики друг другу не мешали. Но легковушки едут в обе стороны.
- Саш, мы будем ждать? – спросила Даша, намекнув на то, что мы можем на этом перевале простоять еще слишком долго. Она была права. Здесь фуры застревают даже на сутки. А пробка уже была больше километра.
- Брат, да я все понимаю, - сказал Ашот, когда я стал извиняться за то, что попробую поймать легковушку. - Делай как тебе удобно!
Выбравшись из теплой кабины на морозную трассу, я остановил первую же машину. Поэтому к вечеру мы были уже в Тбилиси.
А перевал той ночью закрыли. На неопределенный срок. Погода ухудшилась. Так что нам повезло проскочить. Спасибо Даше!
ГОРОД КАНАТНЫХ ДОРОГ
После Тбилиси я мог поехать снимать древние монастыри, природу или на худой конец ремесла. А еще я мог отправиться в Сванетию, Боржоми или, например, Батуми, который выбрала Даша. Есть в Грузии и другие популярные среди путешественников направления… Но меня занесло в Чиатуру. Более угрюмого и нетуристического места зимой не найти!
Чиатура - это суровый шахтерский городок, в котором нельзя все! Поэтому каждый день я только и слышу «Не снимай!», «У тебя есть разрешение?!», «Нельзя!», «Проход запрещен!». Иногда мне кажется, что это вообще не Грузия. Для меня Чиатура это пронизывающий холод, неприветливость людей и безнадега на фоне индустриальных советских пейзажей. Полная противоположность Тбилиси!
Что же тогда я здесь делаю?
Чиатура примечательна тем, что здесь была построена первая в СССР канатная дорога. Еще в 50-х годах. И функционирует она по сей день! Только вот стальные канаты, да кабинки находятся теперь в плачевном состоянии. И все настолько плохо, что пользоваться таким раритетным видом транспорта действительно страшно. Но местных жителей это нисколько не пугает. Теперь кабинки не пугают и меня. Ездить на них приходится каждый день.
В Чиатуру я отправился с конкретной целью - снять репортаж о добыче марганца. В городе и окрестностях действует 6 таких рудников. Увы, посторонних на них не пускают (но пускали раньше). И все тут строго. Проскочить внутрь или подкупить кого-нибудь не получится. Поэтому нужен спецпропуск, который я пытаюсь получить.
Если пропуск я все-таки получу, то мне еще предстоит пройти обучение. В рудниках опасно, и если не знать правил техники безопасности, то делать там нечего, как утверждают шахтеры.
- Да там рудник на пять или десять километров внутрь уходит! – объяснял мне местный грузин, - ты представляешь, что это?!
Я не представляю, если честно. Но что из этого всего выйдет, вы узнаете на следующей неделе.
Блог проекта Вконтакте
Филиал на Facebook
А еще есть Инстаграм и Твиттер
Прямые трансляции веду на Рилкаме
Спасибо за поддержку:
http://borodist.ru/
https://www.svyaznoy.travel/
http://abs3d.ru/
http://www.kenko-tokina.ru/
http://sennheiser-boutique.ru/
Читайте также