Светла Багинска

Часть III, Палермо-Монреале-Багерия-Чефалу
Часть IV, Сиракузы-Ното

Продолжение.
Эолловы, или Липарские, острова находятся к северу от Сицилии, в Тирренском море. Далеко не все из них обитаемы: большинство - это просто отдельно торчащие из воды причудливые скалы. Острова покрупнее когда-то были пристанищем для морских разбойников, а теперь эти дикие места стали местом паломничества туристов.
Не так уж много в мире, а особенно в Европе, мест, где можно понаблюдать за извержением вулкана, и одно из таких мест - как раз Эоловы острова: вулкан Стромболи высотой в 1 км на одноимённом острове извергается несколько раз в час!
Собственно, именно эта "приманка" была главной причиной моей поездки на Сицилию: ну тянет меня на дикую природу и вулканы, особенно после того как я съездила в Исландию и на Камчатку), а на Сицилии ещё и наплаваться можно, и прикоснуться к истокам европейской цивилизации ...
Как попасть на остров: паромы и катера идут из Милаццо (север Сицилии) и с материка, из Калабрии. Есть несколько вариантов путешествий для наблюдения извержений Стромболи. Первый: и остановиться на Стромболи на несколько дней и совершить пару-тройку пеших восхождений в разное время суток в составе организованных групп, и методично исследоваить весь остров (для меня - идеальный вариант). Второй способ - это наблюдение с дрейфующего кораблика, в паре сотен метров от берега, на безопасном расстоянии, на фоне вечернего неба перед закатом.
Первый вариант категорически не устраивал моего спутника (фотолюбитель из нас - только я), так как мы не увидели бы всю остальную Сицилию, ведь у нас была всего неделя отпуска.
И мы отправились из Таормины до Милаццо на автобусе, а затем на Эольские острова на теплоходе, купив экскурсию за 90 евро с англо-, франко- и итальяноговорящими гидами (туристических групп было около десятка на нашем большом корабле, а из России нас было двое).
Панорама Милаццо:

Во время экскурсии мы высаживались на два острова - Панареа и Стромболи.
Остров Панареа: маленький, очень зелёный островок с населением чуть больше 200 человек, с очень живописными бухтами. Поселения - небольшие белые домики, окружённые белыми же стенами, и с синими или жёлтыми ставнями и дверями (угадывается мавританский стиль):

Было для нас полной неожиданностью увидеть на этом крошечном острове полноценную старинную церковь

и красивую современную скульптуру Христа среди глыб из рыжего вулканического туфа

Автомобили на Панереа запрещены: передвигаются и местные, даже полицейские, и туристы пешком, на мотороллерах или велосипедах.

На скалистых берегах растут кактусы, агавы, каперсники

вдоль троп и оград - те же кактусы, гибискусы, тыквенные деревья и бугенвиллии.

Мне понравился рисунок тени, которую отбрасывает "скелет" листа кактуса

А с берегов открываются виды на другие, не менее красивые, но более дикие островки (большой, конической формы остров под "шапкой" из облаков - это Стромболи). Все Эольские острова имеют вулканическое происхождение, а жёлтый цвет скал - это фумаролы.

Остров Панареа своим уединением и красотой покорил многих знаменитостей: здесь есть вилла у Майкла Дугласа, Мадонны, Абрамовича...
А я всё наблюдала за облаками над Стромболи, ждала, когда же они развеются, надеялась на красивый вечерний фейерверк.... Яркие белые облака - это извержение вулканических газов:

Гуляли мы по этому острову недолго, чуть больше двух часов, и не успели дойти до "дикого" скалистого пляжа, и до поселения бронзового века, не так давно открытого... Зато попробовали вкуснейшую пиццу с каперсами и копченой рыбкой (под названием "Панареа") за совершенно смешные деньги
Надеюсь, что попрощалась с Панареа ненадолго. Островок я оценила, и у меня есть повод вернуться).

Остров Стромболи: считается, что вулкан опасен лишь с одной стороны: 20 тысяч лет лава из трёх кратеров течёт вниз по Северо-Западному склону острова. Правда, случаются и катастрофы: в 1930,2002-2203 годах были очень сильные взрывы, вулканическими бомбами снесло несколько домов, были оползни, спровоцировавшие цунами, чуть не затопившие прибрежные деревни...В 2002 все жители были эвакуированы, и остров был закрыт для туристов, а в 2003 жители вернулись и паломничества туристов возобновилось.
Не представляю, каково это, жить рядом с постоянно действующим вулканом, но до сих пор в трёх деревнях живёт здесь около 800 человек.
Стромболи здесь, конечно, "поилец и кормилец" : много частных домов и гостиниц в сезон готовы предоставить туристам кров (а сезон здесь с мая по сентябрь: не зря острова носят названия Эольских - из-за ветров и штормов в другое время года сюда почти невозможно попасть). В деревне Стромболи, тёзке и вулкана, и острова, мы нашли очень приличный магазин с экипировкой для восхождения: касками, трекинговыми палками, куртками и штанами из гортекса, горными ботинками. И не все обязательно это покупать или везти из дома, что-то можно взять напрокат. Как раз возле магазинчика мы застали толпу человек из 50, уже полностью экипированную для подъёма на вулкан, и им, как и мне, не повезло, но об этом - позже.
В деревенских магазинчиках огромное количество сувенирной продукции из лавы, и всякие там футболки-кружки-магнитики с надписями и изображениями красавца-вулкана.
Свободного времени у нас было немного, и мы после прогулки по деревне отправились исследовать пляж.
На берегу мы увидели очень много рыбацких лодок, так что не только вулкан кормит островок.

И мы застали две пары возвращающихся на берег рыбаков, косматых и бородатых, с прокопчёнными лицами добрых разбойников

Этот рыбак показал, что улов неплохой: рыбка в лодке - больше локтя:

Чайки важно прохаживаются по чёрному вулканическому песку в поисках съестного

Эти суровые пейзажи ну совсем мне не говорили о том, что я на Юге Италии

Возле кромки воды я на какое-то время отключилась и простояла несколько минут, наблюдая, как волны накатывают и отступают, создавая загадочный графичный и изысканный рисунок на границе воды и песка

и ещё волны умеют выкладывать изящные натюрморты

Незаметно подошло время сбора на пристани, и мы, всё ещё надеясь на чудо, отплыли от Стромболи

Но облака окутали конус вулкана до середины, а его вершина не угадывалась совсем...

Мы проплыли мимо островка Стромболичини с маяком

[slider]

[/slider]

И полюбовались красивым закатом

Пошёл дождь, и мы, расстроенные, спустились на нижнюю палубу и просидели на ней до самого Милаццо.
Конечно, я была разочарована, но надеюсь, что в следующий мой приезд погода не подведёт, и я увижу извержения Стромболи во всей красе. А вернусь сюда я обязательно.
Продолжение следует (будет окончание - вилла в Пьяца Армерина).